Протоиерей Михаил Ходанов проясняет четвертый и пятый члены символа веры
Здесь говорится об историчности Богочеловека Иисуса Христа, о том, что Он пребывал на земле и пострадал на Кресте при царствовании Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Всё в земной жизни Спасителя предельно конкретно – и историческая обстановка, и обстоятельства, и дела. Нет никаких символических затемнений, расплывчатых аллегорий, мифической абстрагированной двусмысленности.
После своего страдания, смерти и погребения Он на третий день воскрес. Здесь исповедуется центральный догмат христианства – воскресение Иисуса Христа. Смерть не могла удержать безгрешного Богочеловека. Она проявила свою временную власть только над падшей плотью, которую добровольно, по любви к людям, воспринял на себя Господь. Отсюда и Его жуткие, отнюдь не призрачные страдания на Голгофе, отсюда – боль, муки и прохождение через смерть.
Однако смерть есть следствие человеческого грехопадения, и питается она только одним грехом. Не будет греха, упразднится и смерть. Господь Иисус Христос был безгрешен, и потому смерть не удержала Его как совершенного, без греха, Богочеловека, в своих объятиях. Да и как может удержать сотворённое, хотя бы им была и сама смерть, Бессмертного Творца и Бога?
Силой невинных страданий на Кресте, которые есть не что иное, как жертва любви Бога к людям до конца, до смертных мук, Господь Иисус Христос преодолел всё умерщвляющее действие первородного греха и исцелил свое изъязвленное грехопадением человеческое тело. Тем самым Он преобразил и освятил падшее человеческое естество, возвратил ему утерянное райское достоинство, бессмертие и даровал всем верующим в Него возможность благословенного и бесконечного приближения к Богу, богоуподобления.
Какое отношение преображенное Тело Господне имеет к нашей плоти и какая польза от Его воскресения всем нам, смертным людям, будет рассмотрено далее в теме о Церкви и воскресении мертвых.
Ссылка на Священное Писание говорит о том, что в корпусе Ветхого Завета содержатся пророчества о грядущих добровольных страданиях, смерти, погребении и воскресении Спасителя мира Христа.
Иллюстрация: Икона "Христос перед Пилатом", ок. 1497, из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Протоиерей Михаил Ходанов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.