Однажды в Ростове-на-Дону попалась мне на глаза изданная в 1907 году брошюрка епископа-мученика Андроника (Никольского) «Русский гражданский строй жизни перед судом христианства». Всего несколько страниц, но они кардинально изменили мой, как оказалось, невежественный, поспешный и поверхностный подход к этой теме. Вот наиболее важные мысли, вытекающие из этой работы:
…5. Из рассуждений епископа Андроника (Никольского) вывел я для себя главное - то, чего раньше не знал и совершенно не понимал, что в корне отличало и отличает русское самодержавие от всех, до и после него возникавших форм монархического и всякого иного государственного устройства.
Первое - самодержавие явилось на свет как выражение воли народа, воли Собора, поставившего «Царя воистину Самодержавным, высшим всех возможных партий и злоупотреблений людей власти, от земли поверяя ему советы и волю – как лучше устроять страну, чтобы не было кому-либо забвения или насилия».
Второе - сама природа самодержавия в те короткие периоды, когда она реализовывалась в полноте, отсекала малейшую возможность лукавой политической борьбы. Ибо Царь, выслушав «советы и волю» народа, сам решал так, как находил лучшим (в этом и состоит его функция в симбиозе – «решение и власть»). И он персонально отвечал за царство перед Богом и вверенным ему народом.
Третье - сила самодержавия, каким образом заключалась не в сильном царе и даже не в сильном народе, а в том, что «они стоят у одного и того же дела по взаимному, бытом утвержденному, незаписанному, но перед Богом и царскою и народною совестью священному договору». Вот, где корень всего - в добровольности, единодушии, единоверии и взаимной, по совести ответственности верхов и низов. Бесконечно прав епископ Андроник, называя русское самодержавие в его изначальном виде «священной, бытовой, народной, по-теперешнему – демократической конституцией, чуждой всякой партийности, а с нею и лжи».
6. Петровские реформы XYII века, внешне прогрессивные, на деле же – через утверждение императорского абсолютизма западного образца – подточили и выхолостили саму эту идею встречного добровольного служения: народа – угодной ему власти, и власти – вверенному ей Богом народу. «Плодом сего насильственно введенного в нашу русскую жизнь, как зараза в организм, абсолютизма власти, было то, что на манер запада и у нас оказалось разобщение Императора с народом…». Две половины некогда единого организма начали отдаляться друг от друга, эгоистически замыкаться на самих себя, служить своим корыстным интересам. «Постепенно и образовалась какая-то нескрывавемая даже вражда у народа к эксплуатирующей его власти, и у власти к обманывающему ее народ». Именно на этой неверной и зыбкой почве, по мере естественного развития т.н. демократических конституционных институтов в правящем классе России начали вызревать, с одной стороны, презрение к народу и дух насильственного управления им, а с другой – подспудное стремление и вовсе устранить царя как лишнее звено в системе «партийного большинства».
7. Но главная беда состояла даже не в этом. А в том, что искажение выношенной, выпестованной народом идеи царизма привело (не могло не привести) к потере ею своей изначальной божественной природы. «В том и высота, и сила, и красота нашего царизма, - восклицает Андроник, - что в нем через царя сам Бог веруется правящим нами. А что может быть выше, вернее и прочнее этого вечного, незыблемого основания жизни? Всякие иные основания, законы, права и обязанности власти и управления – во-первых, временны и условны и, следовательно, уже по этому самому не прочны; во-вторых, всегда обходимы при достаточной изворотливости и находчивости человеческой на зло. А Бога и совесть свою не обойдет человек. Правда, это имеет значение лишь для верующего человека. Но неверующий, не признающий совести и суда Божия, тем более обойдет совершенно условный внешний закон…. И теперь закон нарушают люди или вовсе не верующие, или со слабым религиозным сознанием, со слабым чутьем суда Божия к себе теперь и после смерти».
Какие поразительные по силе правдивости и прозорливости слова! Словно лучом света освещают они весь темный и кровавый путь, пройденный нашей Родиной за последнее столетие под звонкими, но ничего не значащими лозунгами свободы, демократии, либерализма и … нигилизма. Вплоть до наших сегодняшних дней.
И как точно и образно выражена епископом Андроником основная задача всех нас на все времена: «Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь народ русский во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние – веру христианскую и Царя самодержавного. Нужно упорно и старательно отгребаться от всяких партий, и народ сохранять, именно как народ, чуждый партийности, ибо где эта партийность, там разделение, там несогласие, там борьба, там порядка не ждать, и целое должно распасться».
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.