Фото: Виктор Корнюшин. http://www.pravoslavie.ru. Фрагмент
Александр Нотин. Мой Патриарх
Наша первая и единственная встреча с Его Святейшеством Алексием II состоялась на самой заре «Переправы», когда и было-то нас в ней всего несколько человек, и журнал делал первые робкие шаги по ухабистой ниве православного просвещения. Собственно, именно эта встреча, а точнее, полученное благодаря ей патриаршее благословение и вдохнули жизнь в наше сообщество. Благодаря этому мы живы до сих пор и, несмотря ни на что, сколько есть сил, работаем Христу.
Сильнее всего, если честно, поразила меня тогда простота и какая-то непередаваемая открытость, детскость этого великого человека. Опыт контактов с высокими чинами у меня к тому времени уже имелся, и опыт немалый: годы работы в журналистике, Академии наук и МИДе не прошли даром. Но то были великие чины, а тут - великий человек. Пастырь с большой буквы. Широкая душа, которой хватило и на то, чтобы воссоединить разорванную революционным лихолетьем Русскую православную церковь, и на двухчасовую встречу с представителями никому не известной «Переправы».
Татьяна Дмитриевна Шапошникова -ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук, разработчик курса «Основы православной культуры в школе», автор учебника... «Переправа» приглашает к разговору.
1. Татьяна Дмитриевна! Можно ли определить главную задачу курса ОПК?
Почему нельзя? Дать детям - младшим школьникам - первичные представления о православной культуре, о ценностях православной культуры - это так называемая "знаниевая" задача. Задача воспитательная: приобщение к ценностям православной культуры. Задача курса - познакомить, приобщить, заинтересовать, чтобы захотели вернуться к этому предмету в других классах. Сверх-задача - сделать так, чтобы приобрели опыт присвоения ценностей православной культурной традиции.
Сергей Семёнов. Читая протоиерея Михаила Ходанова
К 75-летию знаменитого поэта и музыканта Владимира Высоцкого вышла в свет книга протоиерея Михаила Ходанова «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним… Попытка осмысления духовного начала в творчестве Высоцкого», подготовленная издательством “ИД «Димитрий и Евдокия»”.
Песни Владимира Семёновича Высоцкого я впервые услышал лет в 6-7 на маленьких пластинках, вмещавших по 4 песни. Помню: «Скалолазка», «Москва-Одесса», «Утренняя гимнастика», «Про жирафа», «Чёрное золото», «07», «На братских могилах», «Холода», «О переселении душ», «Я, конечно, вернусь…»…
В гостях у родственников случалось слушать записи Высоцкого на катушечном магнитофоне, что значительно расширяло мои познания песенного репертуара. Песни Высоцкого мне как-то сразу полюбились, хотя я не все понимал (например, слово «пластика» в «Утренней гимнастике» я первоначально расслышал, как загадочное «властика», а «гадюка с длинным веком» из «Переселения душ» была почему «с длинным пехом»). И ещё с детства мне запомнилась пластинка «Алиса в стране чудес», где Высоцкий был автором текстов и исполнителем многих песен – на разные голоса. Пластинку эту я тоже любил и не раз слушал («Каррамба! Коррида! И чёрт побери!» - и слова-то вроде нехорошие, а как у Высоцкого звучат!). Потом в мою жизнь вошли фильмы: «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Баллада о доблестном рыцари Айвенго» (этот фильм я смотрел в кинотеатре), после чего я еще больше полюбил Владимира Семёновича. «Скупого рыцаря» я знал почти наизусть, и пушкинские строки звучали во мне именно с интонациями Высоцкого:
«Ах, наконец, достигли мы ворот Мадрита!
Скоро я полечу по улицам знакомым
Усы плащом прикрыв, а брови шляпой.
Как думаешь, узнать меня нельзя?»
Цитирую намеренно по памяти, и, вновь, как и более чем 30 лет назад, испытываю странное волнение от этих замечательных слов! И именно «Мадрита», а не «Мадрида»!
В день смерти поэта я был на даче в Покровке, это большой дачный поселок по Ленинградскому направлению. Я не помню, чтобы я плакал, но смерть эта меня поразила, это была вторая смерть в моей жизни после смерти моего дедушки, которую я воспринял, как говорится, близко к сердцу. Какое-то время я не решался даже слушать любимые пластинки. И еще помню, как, ложась спать, думал о Высоцком, особенно вспоминая слова песни: «Я, конечно, вернусь, не пройдет и полгода» и в оконном проеме живо представлялся мне силуэт Высоцкого-Дон Гуана. Мне казалось, что вот-вот он спрыгнет в мою комнату с любимыми мною словами «Ах, наконец, достигли мы…».
Интересно, что доводилось мне быть не только слушателем, но и исполнителем песен Высоцкого. В школе как-то спел на концерте про козла отпущения, пел и в пионерском лагере (что – не помню, кажется, про гимнастику), где был на сборах с детской футбольной командой «Спартак». А потом… Как ни странно, но Высоцкий постепенно из моей жизни ушел. Я по-прежнему относился к нему с большим уважением, но слушал все реже и реже. Новые музыкальные и поэтические пристрастия вошли в мою жизнь…
В 2004-м году наша семья купила старенький дом в деревне Шитьково в Волоколамском районе Московской области. В то время наша семья усердно посещала богослужения, сначала мы ездили в село Язвище за 20 километров от нас, а потом, когда за 10 километров от нас начали служить в селе Каменки на подворье Марфо-Мариинской обители, то мы стали ездить туда, в храм Иоанна Богослова. Там мы и познакомились со священником Михаилом Ходановым. Еще через несколько лет (до нас всё доходит небыстро) мы узнали, что отец Михаил – главный редактор журнала «Шестое чувство» (ныне «Переправа»), а также, что он пишет книги о творчестве Высоцкого и сам исполняет его песни. В первый раз я шёл на концерт отца Михаила с некоторой настороженностью, боясь разочарования, справедливо полагая, что петь песни Высоцкого – очень сложно, к тому же от многолетнего слушания самой разной музыки у меня сформировались собственный, не всегда логичный вкус, и угодить мне нелегко. К моей великой радости разочарования не было. За эти годы я бывал на концертах не раз, с мамой, с сыном и дочкой, а иногда и в одиночестве и никогда об этом не жалел. Диски отца Михаила стали в нашей семье «машинными», дети часто просят поставить их в дороге. Если коротко, то мне нравится деликатная исполнительская манера отца Михаила и общее звучание (здесь никак нельзя не отметить замечательного гитариста Михаила Крылова, чье гитарное искусство придает, казалось бы, хорошо знакомым песням новое неповторимое звучание!). Благодаря знакомству с батюшкой Владимир Семёнович Высоцкий вернулся в мою жизнь, полюбили его и мои дети! (Кстати, в школе сейчас Высоцкого проходят на уроках литературы и поют на музыке, в школе, где учатся мои дети, пели, например, «Если друг оказался вдруг…»).
Виктор Аксючиц. Из писем еврейскому другу
С этим больным вопросом неожиданно для себя столкнулся с дорогим мне человеком. Во всём было полное взаимопонимание, но как только возникала еврейская тема, человека будто подменяли, разум и логика отказывали; любое моё невинное суждение квалифицировалось как антисемитизм. Однажды прихожу в компанию, сходу молодой человек хамским тоном начинает меня обличать: антисемиты мерзки и гадки и ничего кроме презрения вызвать не могут. Оказывается мой друг (полукровка) «пошутил»: сейчас придёт заядлый антисемит. В итоге многолетних дискуссий (не только устных) и здесь мы пришли к единомыслию.
29.03.85 г.
Прекратить словесный балаган: извращение искажение ранее мною сказанного, это разрушает доверительность отношений; вопросы и сами по себе трудные, сложные и запутанные, и их не следует запутывать больше.
Порочно ли отношение к культуре по национальному принципу? Есть цыганский и русский театр. Если бы я пришёл и сказал: я, русский, знаю вашу культуру не хуже, а то и лучше вас, давайте буду у вас режиссёром. Ясно, что это абсурдно. Но это говорит о том, что такая позиция сама по себе нравственно не позорна. Но я, как и ты, говорю: это позорно, но совершенно в ином смысле. Я не согласен, что это можно вменять нравственно с общечеловеческой точки зрения, иначе нужно было бы вменять и еврейскому театру.
Читать полностью
Екатерина Василевич. Святитель Савва Сербский
Святой Савва Сербский - первый архиепископ Сербской православной церкви, законодатель и устроитель независимого государства, просветитель и учитель сербского народа - родился от Стефана Немани и его жены Анны между 11 70 и 1175 годами в городе Расе (недалеко от нынешнего Нового Пазара), в прежней столице Сербской державы. Житие святого Саввы Сербского известно многим боголюбивым русским православным христианам, и день памяти этого святого в Русской православной церкви приходится на 12 января (по ст. ст.), хотя в Сербии память этого святого празднуется 14 января. Приходилось спрашивать об этом у самих сербов, и выяснилось, что действительно святой Савва почил 12 января в болгарском городе Тырново, весть же о его смерти дошла до Сербии только 14-го числа. Тогда все храмы огласили округу скорбным поминальным звоном. Этим объясняется разница в днях празднования.
Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУIII. С. 9. К. 169)
Вклад святого Саввы Сербского в утверждение вселенского православия весьма велик. Благодаря отцу Стефану Немани (в будущем св. Симеону Мироточивому) чёткое определение принадлежности Восточной церкви после раскола в 1054 году наполнило смыслом всю жизнь и неутомимую деятельность святого Саввы на благо утверждения истины. Надо отметить, что его отец Стефан Неманя, а после и брат Стефан находились в вассальной зависимости от папы римского. С 1062 года главным пастырем Сербской церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима, и ему подчинены были епископии Сербии и Албании. Отец Саввы Стефан Неманя видел, что латинство чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере, и свободному развитию народа. В младенчестве своём, рождённый в Зете, Стефан Неманя был крещён латинским священником. В 1143 году он торжественно снова принял крещение от православного Рашского епископа Леонтия, как повествуют об этом в его житии его сыновья, свт. Савва и св. Стефан. Без этого шага отец свт. Саввы Стефан Неманя не только бы не достиг могущества великого жупана всей Сербии, но и не уцелел бы в своей маленькой области Рашской. Ему пришлось воевать со всеми отдельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что он был заключён родными братьями в подземную пещеру в монастыре Джурджеви-Ступови. Но сербский народ встал на сторону православного Стефана. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнётом латинства; вера чистая восточная было по душе народу; приняв её на своём родном языке во время свв. Кирилла и Мефодия, он свято хранил её, невзирая на противодействие латинства.
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.