Нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило.
Виктор Гюго
Вместо предисловия
С чего всё началось? Пожалуй, со статьи С.Г. Кара-Мурзы в газете «Завтра» (19.01.2011), в которой уважаемый профессор во всеуслышание заявил: «...в России продолжается распад всех общностей (кроме криминальных), а попытка превратить «поднятые» реформой социальные группы в ядро «нового» народа провалилась. Эту роль не взяли на себя ни новые русские, ни средний класс».
Взволнованный до глубины души, я опубликовал в той же газете ответ Сергею Георгиевичу под названием «Есть такая сила, господин профессор!», где впервые попытался обрисовать новую историческую общность - народ Божий. Заодно открылась причина поразительной «слепоты» одного из ведущих социологов России перед лицом столь явного и величественного явления, каким уже сегодня является народ Божий. Оказывается, чтобы разглядеть это явление, надо стать его частью, хотя бы малой, жить его смыслами и устоями, дышать одним с ним воздухом благодати Христовой. Надо самому стать немного не от мира сего, стать Божиим - тогда только разлепятся очи души и оживёт познающее сердце «внутреннего человека».
Потом ещё имели место долгие раздумья, наблюдения, разговоры с братьями по вере. Жизнь в «Переправе» помогла многое понять и почувствовать. Народ Божий обретал в моих глазах всё более и более чёткие очертания. Сквозь трагические перипетии русской истории, как из тумана, начали проступать контуры величественного замысла Божьего Промысла, столетиями приуготовлявшего рождение Своего народа «последних дней». Яснее делались как сильные, так и слабые (пока ещё) стороны этого феномена, развивающегося в самом эпицентре кризиса и смуты либеральной России.
Разъезжая по городам России, встречаясь и беседуя с православными людьми, я не мог отделаться от странного щемящего чувства. Словно на всех нас, православных мирянах, лежит отпечаток какой-то неуверенности и слабости. Долго не мог понять, что к чему. А потом осенило - нами владеет что-то вроде коллективного комплекса неполноценности:
- Со всех сторон нам внушают (и почти уже внушили), что мы в гостях. Между тем это не так: в России мы дома.
- Нас маринуют в ожидании вердиктов властей, нам навязывают чужую волю, мы заискиваем перед начальниками, совершенно забывая, что это мы их наняли. И это они обязаны нам служить.
- Мы почти позволили убедить себя в том, что мы слабы, однако на деле всё иначе: мы сильны. Мы даже сильнее, чем кажется нам самим.
Пора внести ясность в это недоразумение. Пора развеять нейролингвистический и информационно-наркотический дурман, окутавший сознание нации. И это уже происходит, ибо народ Божий есть! Окрепнув, он стряхнёт с себя оцепенение, чтобы исполнить своё историческое предназначение - стать ведущей и несокрушимой общественной силой, способной вырвать Россию из трясины разделённости, разорения, деградации и унижения.
Почему тема народа Божия актуальна именно сегодня?
Священное Предание учит: перед человеком в жизни стоят всего две задачи - познать себя и познать Бога. Преподобный Серафим Саровский соединял их в одну - стяжание благодати Духа Святого. Мир самонадеянно отбросил эту истину и теперь всё глубже погружается в трясину системного кризиса и одичания. Масштаб планетарного нестроения не имеет аналогов. По всем признакам мы переживаем самые последние из «последних дней» перед апокалипсисом. Бог-любовь должен быть возвращён в центр всей и всяческой деятельности как отдельно взятого человека, так и человечества в целом - это наш последний шанс. В противном случае катастрофа неизбежна.
Генератором и главной движущей силой этого спасительного преображения - а оно реально и возможно - призвана стать Церковь Христова, народ Божий. Место, где только и возможно произойти этому чуду, - Россия.
Народ Божий - это не туманная перспектива. В России он уже есть. Он пробудился и теперь собирается с силами после десятилетий большевистского лихолетья. Но при этом он ещё относительно молод, слаб и не до конца осознал себя и своё вселенское предназначение. Отсюда такие столь часто, увы, встречающиеся в нашей православной среде явления, как разрозненность, пассивность и даже уныние.
Пришло время всем нам, православным христианам, осознать: мы есть! - мы сильны! - мы дома! - будущее за нами!
Задачи данной статьи таковы:
1) осмыслить и описать новую историческую реальность постсоветской России - народ Божий;
2) проследить его корни, генезис, а также место и роль в спасении гибнущей цивилизации;
3) наметить ряд насущных практических задач, которые бы могли ускорить процесс его созревания и сплочения, усилить его осознанность.
Третий путь: выход есть!
Современная политико-философская мысль в России, преимущественно нехристианская, признаёт только два пути выхода из нынешнего исторического тупика.
1) Правящие либералы, позицию которых наиболее ёмко и явно выражает М. Прохоров, предлагают, по сути, сдать страну на милость Европы и США. Форма «сдачи» - официальное вступление в ЕС и НАТО. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: сегодняшней, до предела ослабленной и истерзанной «либеральным ре ваншем» России никогда не стать равноправным партнёром Запада, которому проще и выгоднее законсервировать отставание своего «вечного соперника» и использовать его в качестве источника дешёвого сырья, рабочей силы и «пушечного мяса». Из нашей памяти как-то незаметно выветрился тот факт, что именно просвещённая Европа в течение нескольких столетий безжалостно эксплуатировала «третий мир», на крови и костях которого она, по существу, и выстроила своё нынешнее первенство и благополучие.
Точно такую же капитулянтскую линию, только негласно, обслуживают и «болотные революционеры» - «заказчик» у них с Прохоровым один и тот же.
2) «Непримиримые» оппоненты либералов - национально-патриотические круги, позицию которых (при негласном покровительстве Кремля) с трибуны Изборского клуба выразил А. Проханов, напротив, тянут страну назад: кто в сталинизм и «красную империю», кто в монархию. Патриоты словно забыли, что в одну и ту же реку дважды войти нельзя, да и куда деть тот «сердитый» факт, что и самодержавие, и советский строй каждый на свой лад потерпели исторические поражения. Хотя о монархии следует сказать особо: она пала вследствие обмирщения русского народа и её традиционная целесообразность для России до конца ещё не исчерпана.
Режим В. Путина пребывает, похоже, в глубокой растерянности. Прагматик и реалист, президент РФ обескуражен. Увязший в долгах и им же развязанных локальных войнах, Запад уже не может служить Кремлю «образцом для подражания»: того и гляди, он рухнет. Внутри страны проблем не меньше: госаппарат изъеден коррупцией и некомпетентностью; надёжного кадрового резерва нет, правящая элита расколота, широкой социальной поддержки режим не имеет, а градус общественного напряжения упорно ползёт вверх, и его всё труднее сбивать обычными политтехнологическими «приёмчиками». В последнее время в поисках выхода из тупика Путин вроде бы делает реверансы в сторону национал-патриотического фланга. Но делает как-то неуверенно. В целом он не изменяет либеральному курсу, унаследованному от Ельцина, и продолжает ёрзать на двух стульях, стараясь усидеть на обоих.
3) Но есть и третий путь - национально-религиозный. О нём мало говорится, он менее выражен и почти не представлен в политической повестке дня. Но он уже складывается, и по нему уже двигается костяк народа Божия, увлекая за собой все здоровые силы страны.
Глобальный контекст
Мы рассматриваем историю не как столкновение классов и государств, идеологий и вождей. Для нас это, прежде всего и главным образом, незримая брань между добром и злом, «брань не против плоти и крови, а... против духов злобы поднебесной» (апостол Павел). Арена этой брани - каждая душа человеческая, свободно совершающая свой выбор между светом и тьмой и тем самым отправляющая соответствующий духовный взнос на незримые весы мировой истории. Духовный подтекст обязательно присутствует во всяком событии и процессе земного бытия.
Например, нас со всех сторон уверяют, что глобальный кризис есть результат неких досадных сбоев в законах, механизмах и системах управления. Мы же видим в нём нечто иное, принципиально иное: это мировоззренческий тупик, в который забрела безбожная рационалистическая цивилизация, не услышавшая грозные слова Господа: «Без Меня не можете делать ничего». Именно сейчас, в эти годы, многотысячелетний цикл этой цивилизации завершается: она окончательно истощила и исчерпала свой ресурс. Свидетельством тому стало то, что:
- область культуры и морали оказалась целиком во власти постмодернизма. Отрицается уже не только Бог, как это было в эпоху модерна, но и живой человек, который в общественном сознании незаметно подменяется бесполым «оно», цифровой виртуальной копией или нравственно нейтральным биоорганизмом. По всему миру, и у нас тоже, катится волна оглупления, растления и разобщения людей, отрыва их от природы, заключения в капсулу избыточных удобств и, как следствие, превращения в биомассу, в зверушек, послушных нехитрой рефлексии и сигналам цифровых технологий. В итоге, если приглядеться, происходит оскотинивание Ногтю 5ар1епз - в точности, как во времена Ноя, когда, по словам Господа, призванный к чести человек в беспамятстве приложился скотам несмысленным и уподобился им. Как точно почти двести лет назад охарактеризовал эту грядущую глобальную угрозу русский славянофил К. Аксаков! Человек, - писал он, - исторгший из себя образ Божий, неизбежно исторгнет и образ человеческий, и возревнует об образе зверином.
- В социальной сфере наблюдается банкротство всех и всяческих идеологий «от ума» и выросших на их почве политических партий и течений. Мировое идеологическое поле всё больше напоминает свалку обесцененных заблуждений человеческого разума, на которой копошатся политические партии-призраки в надежде поживиться хоть чем-то свежим и новым. Но нового ничего не попадается по одной простой причине: его там нет. Всеобщее идейное бесплодие и импотенция, эклектика и неразборчивость, тяга к всесмешению и «интеллектуальному блуду», царящие в нехристианском мире, дают начало – и чем дальше, тем больше - странным и нелепым политическим мутациям, диковинным союзам сил, ещё вчера непримиримо враждебных друг к другу, бесконечным интригам, склокам и предательствам в политической среде. Поистине в корень смотрели Святые Отцы православия, утверждая, что страшен человек, удовлетворённый материально, но не имеющий должного духовного устроения. Страшен он безумием своим: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог».
- Наука и техника обслуживают не столько здоровые духовно-телесные потребности человека, сколько алчность и амбиции дельцов, политиканов и милитаристов.
Глобальная экономика парализована непомерными долгами, гигантскими финансовыми чёрными дырами и пузырями, повсеместными застоями и рецессиями. Капитализм исчерпал себя и теперь, подобно мифическому змию, задыхаясь, всё глубже заглатывает свой собственный хвост. Причина здесь та, что и везде, - духовная, ибо в мире капитала господствует дьявольский дух мамоны.В экологии, пожалуй, даже острее, чем в других сферах глобального бытия, ощущаются всеобщее помрачение и дикость: день за днём люди, опускаясь всё ниже и ниже, уничтожают и отравляют среду собственного же обитания и не могут найти согласия даже здесь - в вопросе жизни и смерти.Политически планета постепенно превращается в огромный концлагерь, и только очень наивный или очень ангажированный наблюдатель не замечает этой чудовищной логики в череде американских и натовских военных агрессий по всему миру «во имя стабильности и демократии».
Наша идея - Бог
Пресс безбожной цивилизации всё более невыносим для «среднестатистического человека».
Он выражается в предельном ускорении темпа жизни, информационном цунами, бесчисленных рисках, всеобщем одиночестве, одичании и ожесточении, распространении порока и насилия, потере нравственных ориентиров. И он неслучаен. Вселенский кошмар попущен свыше всесильным и всемилостивым Богом, чтобы, с одной стороны, зримо явить нам, людям, плоды нашей безмерной самонадеянности и заблуждений, а с другой - через скорби и страдания вызвать к жизни новую силу - «закваску» народа Божия.
Крах идеологий «от ума» подводит незримую черту: миражи строительства на земле царства Божия без Бога окончательно развеяны. Остаётся только одна идея - последняя спасительная идея «последних дней».
Эта идея - Бог, открывший людям Себя и тайны мироздания в Божественном Откровении. Целостная, древняя, жизнеспособная идея, правота которой подтверждена всем ходом мировой истории.
Мы исходим из того, что:
- всё во вселенной подвластно Богу, который есть Сущий («Аз есмь сый»), всё происходит по Его благословению или попущению;
- в мире одновременно действуют три воли: Божия, дьявольская, человеческая, - но Божия превыше всех;
- наша брань не против плоти и крови, а... против духов злобы поднебесной;
- не внешняя среда формирует человека, а, напротив, он, человек, своими «тайными делами созидает мир, делая его таким, каков он есть.
Третья мировая духовная война
Она идёт от начала времён, с момента грехопадения первых людей в Эдеме. Но сегодня она вступает в беспрецедентно острую и решающую фазу. Главный фронт этой войны - Россия. В чём это выражается?
1.За последние четверть века в России чудесным образом поднялись тысячи и тысячи храмов. Не промышленных предприятий, как это было в СССР накануне Второй мировой войны, а именно храмов Божиих - бастионов незримой брани.
2. В те же годы в Россию слетается всё мировое «вороньё» нигилизма, разврата и подрывной деятельности. Нигде и никогда прежде не наблюдалось такой концентрации и активности тёмных сил в одной отдельно взятой стране.
Генезис народа Божия
Вся российская и мировая история служат прелюдией к новой роли России в мировых делах.
Падение русского самодержавия в 1917 году явилось следствием обмирщения Русской церкви и тогдашнего народа Божия. «Железным занавесом» большевизма Господь оградил тяжелобольную Церковь от влияния инославных ересей и показного благочестия, гонениями ГУЛАГа вернул ей ореол мученичества и за семьдесят лет, по существу, катакомбной жизни сподобил накопить тот духовный капитал мученичества и исповедничества, благодаря которому стал возможным стремительный подъём Русской православной церкви на рубеже третьего тысячелетия. Благодаря этому незримому капиталу растёт и крепнет народ Божий в наши дни. Однако если мы распорядимся этим наследием нерадиво, нас могут ждать новые мучения и новые гонения.
Часто недоумевают: зачем Бог попустил России пройти жуткий и унизительный этап «либерального реванша». В духовном измерении ответ ясен - чтобы, испробовав этой отравы, сыны народа Божия никогда больше не соблазнялись яркими этикетками вроде «демократии», «прав человека», «толерантности» и иже с ними. Чтобы видели, какая страшная участь ожидает народы, избравшие «пространный путь» и поддавшиеся либеральному дурману. Россия последней из цивилизованных стран вступила в либерализм (вернее, он был ей насильственно навязан извне), но раньше других она выходит из него. Испив яда либерализма одним махом и притом в самом его концентрированном виде, мы исторгаем его. Даже наша неопытная молодёжь, подвергшись - при полном попустительстве властей и преступном бездействии старших поколений -чудовищному промыванию мозгов и растлению, сумела сохранить в себе здоровые силы, чтобы хотя бы частью своей начать движение к Богу.
В категориях божественной асимметрии («сила Божия в немощи совершается») промыс-лителен и нынешний этап - этап угасающего либерализма, который всё сильнее напоминает безвременье и смуту. Из смрада и позора нашего национального унижения и убывания, на безжизненном, казалось бы, пепелище нашей национальной жизни, через тернии сорной духовности прорастает, пробивается на свет Божий новая, яркая, энергичная, неодолимая в своей любви к жизни сила. Имя ей - народ Божий. Она растёт и укрепляется не столько в борьбе с враждебной средой, сколько благодаря её сопротивлению. Ибо «многими скорбями подобает войти в царство небесное». Скорбями, заметим, а не приятными событиями и процедурами.
С чем сравнить это явление? Пожалуй, его можно сравнить с русским лугом ранней весной. Внешне он кажется стылым и безжизненным, однако тёплые лучи весеннего солнца уже ведут свою оживляющую работу. Под бурой и поникшей прошлогодней травой, под ледяным панцирем луж закипает новая жизнь. Оживают корешки растений, готовясь скоро, очень скоро вырваться на поверхность, чтобы стать тем, к чему они призваны, - широким и могучим русским разнотравьем. Не видит этого только тот, кто не знает циклов жизни. Не замечают же народа Божия и его потенциала те, кто не является частью его, не дышит его смыслами и благодатными энергиями, не ведает живого Бога.
Что такое народ Божий?
Народ Божий - это вся Церковь Христова в лице её зримой и незримой частей. У Бога нет мёртвых, и Он глава Своему народу как на земле, так и на небе. Наиболее ёмко охарактеризовал народ Божий апостол Павел: «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду; и буду им Бог, и тип будут Мне людие» (2 Кор., 6:16).
Земная часть народа Божия едина и неделима в лице духовенства и мирян. Попытки механически разделить его на «мы» - миряне и «они» - духовенство есть не что иное, как происки дьявольского духа разделения и демонов-мучителей, стремящихся расчленить и умертвить этот живой организм через совращение недостаточно зрелых христианских умов. Как органы любого живого тела, части и клетки народа Божия составляют неразрывное целое и, будучи отсечены одна от другой, погибают. Впрочем, здесь и далее, говоря о народе Божием, мы в основном будем подразумевать тот его отряд, который апостолы называли «царственным священством мирян».
В эти тяжкие и определяющие времена миряне не вправе отсиживаться в «келье под елью», рассматривая храм лишь как укрытие и утешение от скорбей мира. У нас, к сожалению, многие приходы по-прежнему живут от службы до службы, от праздника до праздника, так что порой прихожане толком и не знают друг друга, и не общаются вне храма, не работают Богу в миру. Отчасти это, возможно, вызвано нехваткой кадров священников с «миссионерской жилкой»,с желанием и умением организовать деятельных мирян, пробудить в них дух творчества и дерзновения. Отчасти же - нашей, мирян, собственной леностью и подспудным стремлением сделать свою христианскую жизнь «более удобной». Причин много, но их рассмотрение не входит в нашу задачу. Мы лишь констатируем факт и стараемся наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Церковному сообществу мирян как самому многочисленному отряду народа Божия, и на десятую часть не раскрывшему своего истинного потенциала, пора ощутить равную со священством ответственность за судьбы Вселенской Церкви, почувствовать себя единым целым - телом Христовым и воинством Его. Организованные и просвещённые миряне со временем смогут неодолимой живой стеной окружить Матерь-Церковь, чтобы защитить её от посягательств кощунников и нигилистов, на дальних подступах отражать всё более изощрённые и жестокие наскоки её врагов. Народ Божий, ведомый Духом Святым, призван стать той средой, из которой выйдут новые Леонтьевы и Хомяковы, Суворовы и Нахимовы. И ещё одно: в тактическом плане, учитывая известную молодость, слабость и незрелость современных мирян, с одной стороны, и непрекращающиеся попытки либеральной пропаганды очернить репутацию Русской православной церкви - с другой, мы вправе на этапе становления и первичной мобилизации столь массового и вместе столь разноликого и разнородного отряда мирян использовать термин «народ Божий». Канонически он верен и в массовом сознании может стимулировать пробуждение у православных воинского духа, генетических навыков солидарности, взаимодействия, сплочения и ратного служения Богу и людям.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.