Во имя преподобного Сергия Радонежского церковь. Куркинский район, Куликово поле.
4 марта наш читатель Леонид Лунин задал такой вопрос:
"Уважаемый Александр, в меня, 67-летнего православного человека и старого интеллигента, обеспокоенного судьбой России, Ваша статья вселяет веру в успех нашей борьбы со вселенским злом. Вместе с тем я отчетливо понимаю, что без определенных действий православных патриотов России зло не победить. Какие практические шаги и в какой последовательности необходимо сделать для достижения данной цели?"...
Дорогой Леонид. Вопрос, поднятый Вами, настолько важен и злободневен, что ему бы по-хорошему надо посвятить не то, что коротенький пост, а целую книгу, и не одну. Кстати, для вашего сведения, такая книжка о народе Божьем вызревает в недрах "Переправы", и мы надеемся, что она увидит свет вместе с краткой брошюрой на ту же тему где-то в мае сего года. Следите за порталом - вся информация обязательно будет появляться на его страницах.
Теперь по существу. Мне трудно отвечать Вам хотя бы из тех опасений, что может получиться, как в той пословице про Сеньку и шапку. Ответ на такой сакральный, вечный и сердитый русский вопрос - дело нешуточное, ведь, как сказано в Писании, от каждого слова и оправдаешься, и от каждого осудишься. Более того, здесь нельзя отвечать в духе "старой" партийности: будет так-то и так-то, а, кто не захочет, того заставим или отключим газ. Я уже не раз писал, что в своих представлениях о будущем мы всегда остаемся в проигрыше, поскольку (!) не знаем точно, что произойдет даже через мгновение.
Первое, что здесь приходит на ум, - надо сбиваться в церковные общины, где напряжения духовная жизнь сочеталась бы с неким общественным служением, но была бы все равно на первом месте. У Святых отцов только об этом и пишется. По немощи и невежеству в делах души, мы все время сбиваемся с настройки на поиски "прежде всего царства небесного и правды его". "Привычным вывихом" ветхого сознания мы сначала хотим что-то скорей улучшить, изменить, построить, чтобы потом на этой основе начинать изменяться самим. Все идеологии-банкроты в мире строились и обанкротились именно из-за этой ложной и антихристианской посылки. А делать надо ровно наоборот, чтобы телега невзначай не оказалась впереди лошади.
Второе. Каждому православному человеку пора перестать надеяться на кого-то третьего: мол, не мое это дело, найдутся и получше (поопытнее, поумнее, побогаче и т.п.), чем я. Третья мировая духовная война не имеет ярко выращенной линии фронта. И сражений стенка на стенку пока ждать не приходится. но ведь она идет, идет полным ходом, невидимая и смертоносная, как гамма-излучение. Через каналы сетевых технологий она проникает в каждый дом, если не сказать - в каждое нутро. Избежать, укрыться от нее невозможно. В нашем воинстве Христовом все равны, все талантливы, только по-разому, и каждому в этой войне найдется место в строю и дело по силам. Главное - не унывать и не робеть перед кажущемся могуществом врага. Важно помнить, что ресурсы, которыми он бахвалится на каждом шагу через СМИ, которые ему же и принадлежат, это всего-навсего грубое вещество, не более того. Если Бог будет с нами, все эти власти, армии, суды и банки обернутся тем, чем они являются в действительности, - паром, "его же взметает ветр от лица земли". С чем это можно сравнить? В природе есть, как Вы знаете, пуленепробиваемое стекло. Махина, мощь. Но в нем всегда найдется миллиметровая точка, легкий и точный удар в которую разносит эту стеклянную броню на тысячу осколков. Правда, надо знать, куда бить. Но ведь Бог-то точно знает, Он - владыка всему сущему. И убедившись, что мы очистили сердца и перестали служить Мамоне, Он обязательно подскажет (как именно, не знаю, но верю, что в свое время так и будет) пути сокрушения всевластия мохнорылых и их прислужников. Повторюсь: не сразу, в свое время, и в зависимости от нашего (!) духовного состояния.
Четвертое. Мы должны стараться делать нечто, противоположное тому, к чему понуждает нас зримый и незримый враг. Например, нас сгоняют с земли и вдавливают, как шпроты, в тесное и горестное городское жительство, а мы... не принимаем этих "даров" и вопреки всему и вся возвращаемся на родную землю, начинаем там отстраивать жизнь по-новому, по правде Божьей. Трудно? Конечно! Но ведь не боги горшки обжигали, и, если первой волне переселенцев будет трудно, то уже их детям будет на порядок легче. То же самое относится к тысячам других дел и участков незримого фронта: к сиротам и ювеналкам, позорным законам об образовании и упадку науки с культурой. Повторюсь: фронт повсюду, и каждому есть достойное место в строю.
Пятое. Негоже сетовать на нехватку денег, как это любят делать иные наши "активисты". Их, денег, у нас никогда не будет с избытком: Бог не попустит, чтобы не искушать немощные сердца. Но разве из этого следует, что одни только деньги решат исход битвы? Никогда! Ни одно великое дело в мире не делалось деньгами и за деньги. Идеи гораздо сильнее "пиастров", так как дух творит себе формы, а не наоборот. Виктор Гюго очень точно это выразил: "Нет ничего сильнее идеи, время которой уже наступило!" Падший мир скуден на идеи, нищ на все свежее, новое, зовущее. А у нас такие идеи есть - взять хотя бы ту же идею возрождения народа Божия и строительства на русской земле последнего Православного Царства Света и Добра. Кто-то усмехнется: утопия. Но по мне лучше умереть в борьбе за такую "утопию", чем за корку хлеба с барского стола. К слову, для собирания народа Божия не надо сотен миллионов долларов, кои обязан выложить любой олигарх (тот же Прохоров с его "Гражданской платформой"), буде он возомнит себя политиком и ему взбредет на ум создать очередную партию-корпорацию. Да, возможно, он сумеет за деньги согнать в свои ячейки энное количество наемников , но какова цена этой "организации"? Сколько она проживет? Правильно, цена ей грош, и проживет она до только тех пор, пока ее будут поливать деньгами, а то и этого срока не протянет. А наш народ Божий уже есть, он растет от корня Святой Руси, растет не благодаря, а вопреки самым влиятельным мирским обстоятельствам. Его сила - в единомыслии и единодушии, созидаемом Богом в любящих и от важных сердцах, и для его собирания не надо миллиардов, а надо для начала наладить нехитрые коммуникации между его "островками", чтобы помочь слабым, защитить обиженных, поддержать талантливых....
В заключение позвольте привести замечательные слова митрополита Антония Сурожского: «Миряне – это не стадо, это живое тело Христа, и духовенство – это не вожди и не начальники, а слуги. И к этому нам надо как-то вернуться, сознанием сначала вернуться».
Александр Нотин