Клавдий Лебедев. «Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи», 1898 год
Иван Грозный. Иван IV, первый царь всея Руси. Далёкий XVI век. Почему же именно сегодня, в начале третьего десятилетия XXI века, нам показалась важной именно эта тема, именно эта эпоха русской истории, именно этот человек?
Перелистывая страницы истории нашей страны – Руси, России, Российской империи, Советского Союза, мы не находим в её скрижалях более оклеветанной и недооцененной личности. «Чёрная легенда» об Иване Грозном восходит к измышлениям его иностранных и русских недоброжелателей и прямых конкурентов – немцев, поляков, папистов... Тех, против которых он воевал. Тех, кого не устраивало усиление русской державы, её твердость в сохранении православной веры и государственного суверенитета. К сожалению, жертвой этой фальшивой линии стал наш первый историк и последний летописец Николай Карамзин. Его позиция – крайне необъективная по отношению к Ивану Грозному – долгие годы задавала тон и в исторической науке, и в общественном восприятии первого русского царя. Под влияние Карамзина подпал и такой талантливый русский писатель, как Алексей Константинович Толстой, создавший пьесу об Иване Грозном и популярный роман «Князь Серебряный», в котором эпоха нашего первого царя представлена ярко, но крайне необъективно. И миллионы читателей стали относиться к Ивану Васильевичу едва ли не как к главному «злодею» мировой истории!
Мы не считаем царя Ивана IV святым и безгрешным. Наша цель – не канонизация первого русского царя (хотя во многих православных приходах еще с XVI века его почитали как святого). Но, безусловно, признаем его величайшим политиком и управленцем своей эпохи, которую нужно внимательно и объективно изучать.
Отроком он возглавил великое княжество Московское, раздираемое боярскими распрями. Такое государство, лишенное централизации, легко могло оказаться жертвой агрессии и с юга (Крымское ханство, Османская империя), и с востока (Казанское ханство, Ногайская Орда) и, конечно, с запада и северо-запада (Речь Посполитая, Ливония, Швеция). И молодой великий князь Иван Васильевич, сумевший взять в свои руки власть над страной, оттеснив алчных и амбициозных бояр. Он, как никто другой, осознавал необходимость централизации. Большинство его реформ, даже самых необычных (таких как введение опричнины) объясняются именно этим – твердым намерением защитить и усилить свою державу.
Говоря о «зверствах» царя Ивана Грозного (цифры при этом, как правило, увеличиваются на порядок), историки и писатели, как правило, не пытаются познать законы эпохи, о которой рассуждают. Для них существуют только гуманные нравы нашего сравнительно тихого компьютерного века. Мы рассматриваем феномен первого русского царя в контексте мировой истории, в контексте того времени. Обращаемся к истории Франции, Испании, Англии, Германии, Польши, Османской империи, Ногайской Орды, Крымского и Казанского ханства… Узнаём, какие нравы и традиции царили в то время в мире, как проливалась кровь в межконфессиональных распрях, в борьбе за власть и землю и просто по прихоти истинных деспотов. По сравнению с их художествами Грозный с его склонностью к покаянию выглядит одним из самых человеколюбивых монархов своего времени.
Геннадий Жигарев, Арсений Замостьянов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.