Попытаемся разобрать этимологию слова «грех», которое в русском языке изначально соответствовало понятию «ошибка», «погрешность», «огреха». Греки понятие греха определяли словом, которое переводится как «промах», «погрешность», «провинность»; а иудеи – словом «хзт» – «непреднамеренный грех» или «промах».
В «Иллюстрированной полной популярной Библейской энциклопедии», изданной в 1891 году архимандритом Никифором, дано следующее определение: Грех (преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Иоан., 3:4). Он перешёл к человеку от диавола, прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.
Христиане определяют три вида греха: первородный, личный и родовой. Первородный грех – это повреждённость человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей. Личный грех определяется проступками против совести и заповедей Божиих. А родовой грех – это наследственность, обусловленная тяжёлыми преступлениями предков. Впрочем, последнее понятие не всеми признаётся. Определение родового греха – особая в данном народе наследственная приверженность какой-либо страсти, обусловленная тяжёлыми преступлениями по отношению к другим народам. За примерами далеко ходить не приходится: к ним можно отнести завоевания одними древними народами других и, конечно же, такие противоестественные проявления повреждённой человеческой природы, которые привели к фашизму, большевизму, сионизму. Рядом с этими «достижениями» человеческого осознанного существования я бы с удовольствием поставил и современную либеральную демократию! Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мат., 7:15).
Понятие греха у христиан непременно соседствует с покаянием, потому что грех – это не просто провинность, это нечто большее, противоестественное самой человеческой природе, противоречащее ей. Ибо человек создан по образу и подобию Божию. Грех – это трагическое, печальное следствие падения природы человеческого существа. И мы вынуждены жить в мире, переполненном искушениями и соблазнами, справиться с которыми не всегда в наших силах и не всегда удаётся. Мы зачастую беспомощны перед повседневными грехами, не можем справиться с ними самостоятельно, и только всемогущий Бог избавляет нас от них, если мы сердечно и искренне, и главное – вовремя, покаемся. Первородный грех повредил человеческую природу, после чего человек «погрязает» в личных грехах, поступая ежедневно вопреки собственной совести и заповедям Божиим. А ведь все мы так нуждаемся в конечном счёте в спасении!
В той же «Библейской энциклопедии» можно найти изначальную трактовку имени начальника всех злых духов, князя бесовского – веельзевула, которого сам Господь называет сатаною. В Древнем мире, а именно в Малой Азии, именно так называли бога мух, или идола языческого божества, охранявшего человека от назойливых насекомых. Особенно почитался он в богатейшем филистимском городе Аккароне, падение которого в своё время предсказали пророки Софония и Захария. И это неслучайно, в низменных приморских местах между различными насекомыми особенно много водилось мух, сильно досаждавших городским жителям. За жителями этого города водились и присущие тогдашним языческим сообществам особенности. Их очень красочно и наглядно описал в своей книге, изданной в 1907 году в С.-Петербурге, доктор Е. Дюпуи. Называлась она «Проституцiя въ древности и половыя болезни».
Но посмотрим на это с другой, неожиданной стороны. Перечислим все те грехи и слабости, которые мы исповедуем в ежевечерних Правилах.
«Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице единому, славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшие дни и нощи, делом, словом, помышлением…» А это – объядение, пианство, тайноядение, празднословие, уныние, леность, прекословие, непослушание, оклеветание, осуждение, небрежение, самолюбие, многостяжание, хищение, неправдоглаголание, скверноприбытчество, мшелоимство, ревнование, зависти, гнев, памятозлобие, ненависть, лихоимство и те, которые одолевают наши чувства – зрением, слухом, обаянием, вкусом, осязанием и прочими, душевными вкупе и телесными…
Представляете, скольких грехов мы должны избегать, прилагая для этого титанические душевные усилия. Быть христианином – это труд серьёзный. Я бы добавил к вышеприведённому списку наших слабостей и тщеславие – порок, которым наши с вами современники особенно заражены, порой в чрезвычайно мелочных проявлениях. Один мой знакомый гордится тем, что предки его чрезвычайно милой супруги были крепостными Александра Сергеевича Пушкина. Услышав это, я, знаете ли, даже «закомплексовал». Стал расспрашивать свою матушку о предках, но она не смогла ответить мне ничего утешительного. Среди моих предков крепостных не оказалось.
И ещё бы я добавил к этому списку…
И тем не менее мы должны держать все «наши греховные помыслы и привычки» в памяти и отмахиваться от них, как от назойливых мух. За каждой нашей «слабостью» стоит злой дух, управляющий нами бесцеремонно и безжалостно. И начальствует над ними веельзевул.
Преподобный Макарий Великий рассуждал в своих беседах о трёх видах греха: «Как скоро удалишься от мира и начнёшь искать Бога и рассуждать о Нём, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирождён (родовой грех)».
У православных христиан отношение к греху и его последствиям особое. Грех есть падение души человеческой, отдаляющий его от Бога, и исполнение заповедей Божиих нужно не Творцу для Его ублажения, а самому человеку для его же спасения. Человек заболел после грехопадения, и, чтобы исцелить его, на землю пришёл Спаситель – Сын Человеческий, указавший путь к выздоровлению.
Творец, сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил «принять образ раба» (Фил., 2:7).
Нужно обратить особое внимание на то, что греховным может быть не только действие, но и бездействие, а также слово, мысль, желание, чувство. И нужно прилагать поистине героические усилия, для того чтобы избежать повседневных грехов, таких, казалось бы, «естественных» и простительных человеку. Задумаемся над этим. И, чтобы спастись, нам ничего иного не остаётся, как по совету наших просветлённых старцев стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озёр или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще затворяться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину. Господь вправе требовать этого от нас, ибо Он слишком много нам дал.
Владимир Пестерев
Источник изображения (Гюстав Дорэ.Изгнание Адама и Евы из Рая. Фрагмент) - http://www.bibliotekar.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.