Занятие 27. Тайна познания: телесное ведение
Считается (и всеми способами вбивается в сознание молодежи проводниками нигилизма), что вера - препятствие на пути познания, прогресса и… вообще всякого жизненного успеха. Попробуем не просто развеять этот миф, но с помощью Святых отцов обосновать нечто, прямо противоположное: без веры, без Бога homo sapience (человек разумный) обречен на невежество, а так называемый научно-технический прогресс, лишенный духовной «узды», - на дальнейшую деградацию, грозящую подрубить самые основы жизни на земле. Пора, пора нам разобраться с этим вопросом, чтобы, пока не поздно, вырвать и самих себя, и все общество наше из липкой паутины либеральной лжи.
Преподобный Исаак Сирин (VIII век н.э.) различал три ведения или три способа познания: телесное, душевное и духовное. Характерно, что с ними он напрямую связывал и состояние души, здоровье «внутреннего человека». Больной душою, писал подвижник, обладает телесным знанием, лечащийся – душевным, исцеленный же владеет духовным ведением и знает таинства духа, неведомые и непостижимые для плотского человека.
Первое и низшее здесь – ведение телесное. В нем без труда узнается все то, на чем основана, чем питается и чем руководствуется нынешняя наука и культура. Мотивируясь плотской похотью, такое примитивное или, по словам Исаака Сирина, «голое» ведение нацелено на одно лишь «богатство, тщеславие, убранство, телесный покой, рачение о словесной мудрости». Этими примитивными идеями инициируется «обновление в изобретениях, и искусствах, и науках». Телесный способ познания «мечтает, что все бывает по его промышлению», однако в отсутствие двух других – душевного и духовного – любые его усилия, в конечно счете, оказываются тщетными (читай: ошибочными) и не только не приносят блага человеку, но и доставляют ему множество разочарований и затруднений. (В одном из первых «азов» мы подробно останавливались на вызовах нашего неистового времени и скверных ощущениях «маленького человека» - это как раз к данному случаю).
Человеком с телесным ведением (то есть, признаемся честно, - речь идет о большинстве из нас) неотвратимо овладевает «малодушие, печаль, отчаяние, страх от бесов, боязнь от людей, молва о разбойниках, слухи о смертях, заботливость в болезни, тревога в скудости и недостатке потребного, страх смерти, страх страданий и злых зверей и все прочее». Не умея предать себя милости Божьей, такой человек пытается самостоятельно решить различные проблемы; когда же ему – а это случается сплошь и рядом – не удается найти их разрешения, он «препирается с людьми, которые препятствуют и противятся ему».
Ведомый по жизни плотским познанием всегда одинок, всегда в контрах со всем и вся, он нападает на людей, поскольку они препятствуют ему обладать «своими» благами. В небо он не глядит – некогда, да и не к чему! – обращен долу, к земле, к корнеплодам, и постепенно, сам того не замечая, начинает следовать скотским инстинктам и придерживаться вполне свинского образа мысли и жизни. О таких плотских людях Господь перед Потопом посетовал: человек в чести сый, не уразуме, приложися скотам несмысленным и уподобися им.
Любви, настоящей любви плотское ведение не знает, да и не может знать. Оно «разыскивает малые проступки других людей, вины их и немощи и настраивает человека учительствовать, прекословить на словах, измышлять лукавые средства и хитрости; прибегает оно и к прочим способам, оскорбительным для человека. В нем надмение и гордыня». Какие поразительные по силе слова! Какой точный и емкий диагноз нашей псевдо цивилизации, погрязшей в телесном ведении и проистекающих из него пороках, гордыне, насилии, лжи!
Но без любви, в отрыве от Бога, который «есть любовь и только любовь и ничего, кроме любви», человек обречен на неминуемое умирание. Он как бы иссыхает и истончается. Сначала сам, а затем под действием той же «радиации нелюбви» чахнет и увядает все вокруг него. Виной тому - негодные побуждения и дела плотского человека, от которых он же испытывает недоумение, стресс и депрессию (признаем ли мы и здесь самих себя?!). Дальше – суицид как выражение распада личности, утратившей в себе божественную любовь.
Хотим ли себе такой участи? Хотим ли застрять на этом уровне познания? Если нет, то в следующий раз поговорим о душевном познании и способах его достижения.
Александр Нотин
Источник изображения: www.mir-slovo.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.