10 ноября — день памяти святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница
Пару лет назад у всех на слуху была песенка популярной тогда группы «UMA2RMAH» с легко запоминающимся припевом:
«Девушка Прасковья из Подмосковья
С грустью и тоскою снова одна.
Девушка Прасковья из Подмосковья
За-за занавескою плачет у окна…»
Желающих посочувствовать (конечно же, вместе с братьями Кристовскими) бедной одинокой девушке с таким редкостным по нынешним временам именем было не счесть.
А когда-то, в теперь уже далекое советское время и еще ранее это удивительно мягкое и тягуче-теплое имя носили многие и многие наши соотечественницы: Прасковья, Параша, Паша… Как бы удивились они, узнав, что это, казалось бы, русское имя вовсе не является таковым, а наряду с нашими «исконными» Анастасией, Екатериной, Зинаидой и другими имеет греческое происхождение. В русском переводе имя Параскева (Прасковья — русифицированный вариант имени) значит «пятница, приготовление».
Церковное предание
Как писал святитель Дмитрий Ростовский, в III веке, в годы правления императора Диоклетиана (284–305), в Иконии — столице древней Ликаонии (Малая Азия), в богатой и благочестивой сенаторской семье в одну из пятниц родилась девочка. Ее родители, особенно почитавшие день страстей Господних, не раздумывали об имени новорожденной — конечно же, Параскева (Пятница то есть).
Прошло несколько лет, и юная Параскева осталась сиротой, наследницей большого состояния. По примеру своих безвременно почивших родителей она стала тратить свое имущество не на собственное украшение и роскошную жизнь, а на помощь нуждающихся, коих было предостаточно. Вскоре Параскева приняла обет безбрачия, посвятив свою жизнь Всевышнему, а потом стала подвизаться в распространении веры Христовой среди окружающих ее язычников, некоторые из которых обратились к истинной вере.
Но вот Диоклетиан начал гонение на христиан по всей Римской империи — по его повелению и в Иконию прибыл один из его военачальников. Представшие перед ним горожане-язычники сообщили, что схватили и заключили в темницу некую девицу, которая не перестает произносить хуления на римских богов и на самого императора.
Параскеву срочно привели на судилище. Пораженный ее красотой и благородством, военачальник произнес:
— Вы напрасно оклеветали эту прекраснейшую девицу — ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.
А затем предложил девушке принести жертвы идолам, пообещав, что возьмет ее в жёны.
И услышал в ответ:
— У меня есть Жених на Небе, Иисус Христос, и в ином муже я не нуждаюсь!
Тогда разгневанный военачальник приказал подвергнуть упрямицу суровым мучениям: ее привязали к дереву и терзали тело железными гвоздями, а затем всю изъязвленную до костей и едва живую снова бросили в темницу.
Всевышний не оставил Параскеву — посланный Им Ангел исцелил прекрасную страдалицу… Наутро стражники нашли стоящую на молитве Параскеву совершенно здоровой — на ее теле не было ни одной раны.
Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжили мучить девицу — ее повесили на дереве и жгли факелами… А потом по приказу военачальника отсекли мечом голову, чтобы ее стойкость, мужество и преданность христианской вере не стали примером для иконийцев, не обратили бы их в христианство.
Это злодеяние не осталось безнаказанным — на другой день этот военачальник решил поохотиться. Внезапно его конь поднялся на дыбы и сбросил всадника в овраг, где тот мгновенно скончался…
А тело святой великомученицы Параскевы с благоговением похоронили ее братья по вере. Впоследствии от мощей великомученицы подавались многочисленные исцеления болящим.
Почитание святой на Руси
У православных христиан великомученица Параскева наряду с Николаем Чудотворцем и Богородицей издревле пользовалась особой любовью и почитанием. Земледельцы молились ей о хорошем урожае. Промышленники и торговцы — о помощи в делах; было принято праздновать девять торговых пятниц в продолжение девяти недель после Пасхи, когда в городах и деревнях обычно открывались торги и ярмарки (интересно, что в Звенигородском уезде Московской губернии ярмарка называлась «Берендеева пятница»). Женщины — о семейном благополучии, девушки — о женихах: «Матушка Пятница-Параскева, покрой меня поскорее (пошли поскорее жениха)» или «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» Более того, россиянки считали ее своей заступницей, потому и говорили «Параскева Пятница — бабья святая», а сам этот день в стародавние времена называли «бабьим праздником».
Множество храмов (в дореволюционной Москве их было четыре, в том числе один в Охотном ряду), приделов, придорожных часовен, которые назывались по-простому Пятницами, было посвящено этой святой. Не было ни одного дома на Руси, где в красном углу не висела бы икона хранительницы семейного благополучия и счастья и целительницы от самых тяжелых душевных и телесных недугов, изображенной суровой подвижницей с лучезарным венком на голове в красном мафории с крестом в руках. Интересно, что нередко на старых северо-русских иконах встречается изображение святой на обороте икон Божией Матери.
Святая Параскева считалась также и покровительницей полей и скота. Поэтому в день ее памяти и сейчас принято приносить в храм для освещения плоды, которые хранятся затем как святыня до следующего года.
Ольга Глаголева
Фото 1 (Параскевы Пятницы церковь на Торгу в Новгороде): artclassic.edu.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.