16 (29) сентября Православная Церковь празднует день памяти святой Людмилы Чешской.
Сказочное начало
Эта история так похожа на сказку (может, потому, что произошла более тысячи лет назад?), что ее, по аналогии с известной сказкой нашего гениального Александра Сергеевича Пушкина, вполне можно было бы назвать так: «Сказка о благородном князе Боривое, его прекрасной жене Людмиле и об их добром внуке Вячеславе». Правда, в отличие от истории выдуманной, а потому, естественно, закончившейся вполне счастливо — царь Гвидон победил всех недругов и женился на прекрасной царевне Лебеди, наша сегодняшняя история, впрочем, как и большинство историй реальных, вовсе не happyend-овая — увы!
Итак, давным-давно (в конце X века) жила-была в Сербии княжеская дочь Людмила — со своими младенческими радостями и горестями, с девичьими мечтами о прекрасном принце… Она была, конечно же, мила (ежели ее назвали таким именем — «людям милая»), добра, воспитана. Совсем как пушкинская Людмила:
«Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна…»
И когда к ней посватался чешский князь Боривой, ее родители долго не раздумывали — хоть и была их дочь совсем юной (примерно 13-15-летней), но уж больно хороша была партия (а может быть, и другие были у них резоны — кто знает). После пышного свадебного торжества попрощалась Людмила с отцом-матерью, и увез ее молодой муж за тридевять земель в тридесятое царство — на свою далекую языческую родину. Где вскоре, правда, заблистал свет Христова учения, которое принес сюда просветитель западных славян Мефодий (брат святого равноапостольного Кирилла), будущий архиепископ Моравский.
Из летописей известно, что около 880 года княжеская чета, подавая пример своим подданным, приняла Святое Крещение. Более того, супруги-христиане всемерно способствовали распространению христианства на чешской земле: строили храмы Божии, куда для совершения богослужений приглашали священнослужителей из Болгарии. Да и детей своих — троих сыновей и дочь — старались воспитывать в христианских традициях.
Но, как известно, всему хорошему рано или поздно приходит конец — после пятнадцати лет счастливой семейной жизни внезапно скончался 36-летний князь Боривой. Схоронив мужа, молодая вдова (ей не было еще и тридцати) всю себя отдала детям, старший из которых, княжич Вратислав, вскоре заменил отца на чешском престоле.
Мученический конец
Прошло около десяти лет… Княгиня Людмила по-прежнему заботилась об укреплении христианской веры в Чехии, вела строгую благочестивую и благотворительную жизнь, за что, кстати, словно подтверждая свое имя, снискала любовь и уважение чешского народа. Князь Вратислав возмужал и решил жениться — на красавице Драгомире. Язычнице! Как это часто бывает и в нашей жизни, вопреки увещеваниям матери. Примерно в 902 году у них родился первенец — сын Вацлав (Вячеслав), потом еще двое сыновей — Болеслав и Спытигнев и несколько дочерей.
Старшего внука княгиня Людмила полюбила всем сердцем, стараясь как можно раньше посеять в его детской душе семена истинной веры. Чему, конечно же, всячески противилась мать-язычница, однако, противостоять открыто свекрови при живом муже она не решалась. А потому со временем княжич Вячеслав, выделяясь среди младших братьев своими дарованиями, получил прекрасное образование у пресвитера Павла (ученика святителя Мефодия), овладев в том числе и языками — славянским, латинским и греческим.
В 920 году, после долгого 33-летнего правления князь Вратислав умер. Новым чешским князем стал Вячеслав. Несмотря на молодость, он правил мудро и справедливо, всемерно заботясь о христианском просвещении своего народа. Для укрепления христианства в Чехии Вячеслав перенес мощи святого мученика Вита в Прагу и построил в его честь великолепный храм. Не забывал добрый князь и своих подданных: питал увечных и нищих, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных…
Так написано в его житии. Но вот что удивительно — его столь благочестивая жизнь протекала как-то уж совсем обособленно от жизни матери и бабушки. Говоря современным языком, в отличие от своего отца Вячеслав не стал гарантом надежности и спокойствия в своем собственном семействе. То ли государственных дел было невпроворот, то ли слишком молод и добр был сын Вратислава, то ли весьма сильно любил обеих женщин…
А тем временем Драгомира (да и стоявшие за ней язычники — не без этого) решила взять реванш за все эти долгие годы вынужденного молчания — она всеми силами старалась вернуть чехов к прежним языческим верованиям и начала всячески притеснять христиан, которые, естественно, обращались за помощью к Людмиле. И скоро противостояние невестки-язычницы и свекрови-христианки достигло своего апогея. А потому 61-летней Людмиле пришлось срочно покинуть ставшую ей родной Прагу и перебраться в небольшой городок Течин. Но Драгомира на этом не успокоилась — она жаждала смерти Людмилы, так сказать, несгибаемого оплота христианства (с добрым сыном уж как-нибудь она справится!).
По приказу княгини-матери двое бояр с помощью местных злодеев ворвались ночью в покои, где спала старая женщина, и задушили ее. Это злодеяние произошло в 928 году.
Как отмечено в житии Людмилы, «святую мученицу погребли у городской стены. Многочисленными чудесами прославил Бог место ее погребения: так, каждую ночь здесь стали появляться горящие свечи, а местный слепец, случайно коснувшись могилы, прозрел…
Услышав об этих чудесных знамениях, князь Вячеслав торжественно перенес тело своей бабушки в Прагу и положил его в церкви Святого великомученика Георгия».
Ольга ГЛАГОЛЕВА
28 сентября 2011 года
Источник изображения: www.crimea.orthodoxy.su
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.