Виктор Васнецов (1848-1926), "Песнь радости и печали" (Сирин и Алконост), 1898
Занятие 4. Самотестирование
Как и договаривались на прошлом занятии, займемся самотестированием. Поставим, так сказать, самим себе «духовный градусник». Зачем?
Один из древних старцев утверждал: видение греха своего есть признак начинающегося выздоровления души. Грех и страсть суть болезни, вернее, болезненные отклонения от нормы. Только развиваются они, по большей части, в невидимой, глубоко интимной и тщательно укрываемой от посторонних глаз (часто и от себя) душевно-духовной плоскости, на уровне тончайших эмоций и намерений, «тайных дел человеков».
Тестирование нужно потому, что: а) мы очень плохо знаем реальное состояние своей души; б) питаем на этот счет опасные иллюзии и часто считаем себя вполне здоровыми, будучи уже поражены недугом; в) пребывая в невежестве и фантазиях, мы не можем, естественно, даже приступить к лечению «внутреннего человека», не говоря уже о том, чтобы впредь ограждать его от незримой заразы; г) не считая себя больным, возможно ли призвать на помощь единственного Врача, способного вернуть жизнь и здравие моей душе – Бога?
Итак, что будем делать?
Вариантов несколько.
Первый, он же самый простой, - понаблюдаем за собой. Проанализируем (и припомним), с каким настроением мы просыпаемся и идем на работу, удовлетворяет ли нас наша жизнь или мы уже стали «рудничной лошадью», которая ходит по кругу, потому что иного не дано? Если последнее, значит, с душою неладно и надо срочно браться за дело.
Второй вариант чуть более сложный, но результат от него более точен и нагляден, и действительно позволяет поставить себе «духовный градусник».
Сделаем два замера. Во-первых, на предмет соотношения в душе негативных и позитивных ощущений. В течение одного произвольно избранного рабочего дня отфиксируем (лучше на листке бумаги) все негативные мысли, эмоции и поступки, совершаемые нами. Честно и беспристрастно: в конце концов, делаем-то для себя и никто, кроме нас, об этом не узнает. То же самое - в отношении позитивных реакций. Затем полученные значения переведем в относительные величины, и получим соотношение тьмы и света в собственном мировосприятии.
Во-вторых, в течение дня (лучше другого) отметим, сколько раз мы уделяли адресное внимание своему телу, и сколько – душе. Это непросто сделать, ибо у большинства из нас вообще нет навыка внимательного отношения к душе, но для, так сказать, для «чистоты опыта» лучше все-таки довести замер до конца.
Не расстраивайтесь, если итоги вас несколько напугают и обескуражат. Например, если пропорция тьмы и света в вашем сознании окажется 9 к 1, или выяснится, что телу вы уделяете внимания в сто раз больше, чем душе. Первый шаг к здоровью и свободе сделан – «градусник» поставлен!
Что дальше? Пока сделаем небольшой перекур и задумаемся вот, над чем. «Всегда радуйтесь!» - призывает людей апостол Павел. Есть все основания считать, что он так и жил, что в сердце его пребывала постоянная радость. И это притом, что жизнь его проходила в бесконечных странствиях и гонениях, тяжелых трудах во имя хлеба насущного (а по профессии он был «делателем палаток»), и вряд ли ее назовешь легкой. Радость жила в сердце его, потому что там денно и нощно пребывал Христос. Именно Господь оживлял душу апостола, очищал и согревал ее, избавлял от страстей и страхов, укреплял в подвиге, наполнял силой божественной Жизни. Но Павел, как и мы, был простым смертным человеком…. Что же мешает нам последовать его призыву, взять с него пример? Ничего, кроме… невежества и нерадивости в делах духовных.
Болит и страдает внутри нас душа наша – часто при вполне здоровом теле. Лишенная достойной заботы и ухода она, бедная, постоянно сигнализирует уму о своем жалком состоянии: унынием и тревогой, страхами и злостью, завистью и ложью.
Поставив себе «градусник», мы, возможно, впервые обратим внимание на сей неприятный факт, но и впервые поместим собственную душу в фокус собственного же внимания и интереса. Мы как бы разворачиваем внимание извне, куда оно неизменно направлено, вовнутрь, от тела - к душе, от вторичного - к первичному, от бренного и тленного - к вечному и бессмертному. Как важен и как знаменателен этот шаг! Шаг к осознанности. Шаг к подлинной (а не мнимой) свободе. Шаг к радости и полноте бытия, о которых свидетельствует нам из глубины веков апостол Павел.
Александр Нотин
Изображение: В.Васнецов «Сирин и Алконост»
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.