День Крестовоздвижения - 27 сентября - выдался ненастным. Свинцовые тучи обложили небо до горизонта. Ни просвета. Время от времени хляби небесные разверзались, и начинал накрапывать небольшой дождичек, словно предупреждая: смотрите, хоть на улице и тепло, не расслабляйтесь, господа хорошие, захочу - промочу вас до нитки в любой момент.
Но вот, наконец, подъехал и владыка - митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. В сопровождении клира мы, всего человек тридцать, по мощеной дорожке двинулись к холму. А он стоял огромный на широком основании из гранитных валунов, раскинув могучие руки-крылья, и будто бы призывал нас в свои объятия. Сколько раз ни доводилось мне за последние четыре года ходить этим маршрутом, в какую бы погоду или время суток это ни случалось, чувство, овладевавшее мной, всегда было одним и тем же: странное чувство успокоения, отрешения от мыслей и забот, и сосредоточения в Боге.
Особой программы не предусматривалось. Владыка кратко рассказал об истории обретения, возношения и воздвижения святого креста Господня, провел молебен. Потом мы торжественно и коленопреклоненно внесли в основание Голгофы драгоценные русские земли, присланные в «Переправу» со всех концов матушки-России и из-за рубежа. Один за другим открывали пакетики, объявляли, откуда прислана земля, и ссыпали ее вниз. Были тут и щепоти с могил оптинских старцев, и камушки из Дивеевской канавки батюшки Серафима, был песок с кубинского Плае Херон и земли далекой Камчатки, были покрытые пороховой гарью и политые святой кровью земли Крыма, Соловков и Ганиной ямы. Все они легли между глыбами холма, смешались, слились с сотнями других земель – мощей Русской духовной, боевой и трудовой славы. «Был я недавно в Абхазии, - сказал владыка Евсевий, - и услышал от тамошних людей народную мудрость: если на чужбине ты имеешь при себе горстку родной земли, ты уже богат. Сегодня наш холм, в котором уже присутствует лунный грунт и ил, поднятый отважными учеными во главе с академиком Чилингаровым из четырехтысячной бездны на Северном полюсе, святые Иерусалимские пески и грунт с могилы Трувора, стал намного богаче. Это свидетельствует о собирании Духа народа нашего, о неизбежной победе добра над злом, Бога над дьяволом».
Вдруг – мы даже вздрогнули от неожиданности – одна из женщин громко вскрикнула и указала рукой на небо. Прямо над нами, в считанных десятках метров мощно, геометрически безупречно летел журавлиный клин. По сути, повторилась картина четырехлетней давности, когда точно в такой же день, на освящении Холма, в момент приношения земель огромный крест приглянулся невесть откуда взявшемуся аисту (по времени эти птицы давно уже должны были улететь на юг); он сел на плечо голгофы, внимательно осмотрел тысячную толпу, затем неожиданно для всех спустился вниз и начал деловито прогуливаться среди народа. И вот опять: в момент принесения земель, сразу после молебна в небе появились птицы!
Но это еще было не все. Мы стояли на вершине холма и пели псалмы, когда тучи над крестом внезапно раздвинулись, образовался бирюзово-голубой просвет, и в него хлынули лучи солнца, осветив холм и всех собравшихся. Сколько длилось это чудо – три, пять минут? – сказать не могу. Мы просто онемели: кругом хмурая осенняя темень, а холм – в круге блаженного солнечного света. «Все понятно?» - обратился к нам митрополит - не строго, даже, а, как мне показалось, растроганно и немного растерянно, и мы дружно закивали: «Все, владыка, все понятно, куда уж ясней!»
До отъезда владыки мы успели осмотреть фундамент будущей часовни Державной Божьей Матери. Договорились о том, что «Переправа» (А. Нотин), газета «Завтра» (А. Проханов) и псковский предприниматель Л. Тевосян, согласно утвержденного митрополитом эскиза часовни, доведут ее строительство до конца, причем не позднее лета будущего года. Почему лета? Дело в том, что в сентябре 2012 года будет праздноваться 1150-летие города-крепости Изборск и одновременно образования государства российского. Да, да, Священный холм находится всего в нескольких сотнях метров от башен первой русской каменной крепости, в самом центре зарождения России, на «поле сшибки», где русские полки отражали атаки западных соседей.
Холм и сегодня несет свою стражу: защищает российские западные рубежи от НАТО, до которого отсюда считанные километры. Холм собирает русскую память, земли-мощи великих эпох великой России. Он незримо взывает к нашим сердцам: люди, очнитесь, вернитесь в разум истины, ощутите вековую ответственность, которой дышат эти пространства. Станьте русскими по духу!
Александр Нотин
Фото "Переправы"
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.