Если вы откроете любой Словарь иностранных слов, то обнаружите, что одним из трех значений греческого слова «логика» является русское слово «разумность». Вот о разумности (или логичности) мы сегодня и поговорим.
Не приходилось ли вам, уважаемые читатели, отвечать на так называемый «детский» вопрос: «А почему Новый год мы празднуем в… середине зимы?» Уж ежели считать за новый отсчет времени зимнюю триаду, то, согласитесь, логичнее было бы начинать его с 1 декабря — не так ли? И потом, почему зима — начало года? Не разумнее ли начинать новый год с пробуждения природы, весны то есть?
Видимо, именно так думали когда-то древние языческие народы, ибо новый год начинался у них 1 марта. (Интересно, что по Закону Моисея, данном ему Самим Всевышним (!), новый год у древних иудеев начинался именно с месяца «авив» (колосьев), что соответствовало нашим марту-апрелю). Лишь в 45 году до Рождества Христова неуемный Юлий Цезарь реформировал и языческий календарь — по его указу началом года стал самый короткий день года: день зимнего солнцестояния.
Позвольте еще вопросик: «Почему весь мир тогда, да и сегодня исправно выполняет этот указ Цезаря?» Ведь любой другой император, пусть и не такой великий, вполне мог издать другой указ, по которому, с непременными обоснованиями, новый год следовало считать с… 1 июня, например. Согласны? Какой логичный вывод отсюда можно сделать? Правильно — любая, принятая по человеческим соображениям дата начала нового года, относительна (вспомните нашего императора-«реформатора» Петра I).
Православная Русь начало года отсчитывала все с того же 1 марта вплоть до 1492 года, когда царь Иван III перенес его на 1 сентября. «Чтобы удобнее было собирать подати, пошлины и оброки» — разъясняли советские историки. Но если принять во внимание глубочайшую религиозность деда Ивана Грозного, не логично ли предположить, что царь просто-напросто ввел в русский обиход Указ I Вселенского Собора (325 год), на котором святые отцы постановили исчислять новый Церковный год 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому)? Замечу, что так оно и было вплоть до петровской реформы 1699 года, когда одним росчерком царского пера Новый год был назначен на 1 января — как в «европах».
Пусть простят меня святые отцы, но все же рискну предположить, что и у них была своя логика в определении даты Церковного новолетия именно с того месяца, в который родилась Пресвятая Дева Мария — с сентября то есть. Их возможные рассуждения предельно просты и разумны: сначала должна родиться Мать, а уже потом — Ее Сын, Богочеловек, наш Спаситель. Как и задумано Всевышним: «Семя жены сотрет главу змия».
Сегодня лишь Православная Церковь празднует начало индикта (Церковного календаря) 1 сентября, в честь чего в храмах поется особое песнопение (тропарь), в котором верующие просят Господа благословить наступающий год.
Госпожа и Надежда
В новом Церковном году мы решили познакомить наших читателей с циклом «Святые жены», и первой в этом ряду, конечно же, стоит Пресвятая Дева Мария. 8 (21) сентября мы будем отмечать День Ее Рождения, один из двунадесятых праздников Православной Церкви.
Сегодня Ей поклоняются миллионы христиан; неисчислимы чудеса от Ее чудотворных икон; о Ней написаны горы книг, в том числе с потрясающими документальными свидетельствами видевших и общавшихся с Ней лично… Что можем добавить к этому мы, недостойные? Капельку…
Вымоленная у Бога праведными и милосердными престарелыми родителями — Иоакимом и Анной, ведущими свои родословные от царя Давида и первосвященника Аарона, брата величайшего пророка Моисея. Провинциалка, получившая по тем временам прекрасное для женщины образование в Иерусалимском храме. Чуждая всякого греха и лишенная какого-либо недостатка, с юных лет общавшаяся с Ангелами — существами другого, неведомого нам мира. Непоколебимая в Своем решении посвятить жизнь Господу 14-летняя Отроковица, смиренно и покорно принимающая все повеления Божии…
Должно было пройти пять тысяч (!) лет, смениться шестьдесят два (!) поколения, чтобы на земле появилась столь безукоризненная во всех отношениях Дева, Которая была бы достойна стать Матерью Самого Бога. Именно с Ее рождения в этот светлый день на рубеже Ветхого и Нового Заветов началась новая эпоха в истории человечества — эпоха исполнения обетований (обещаний) Божиих. И другого имени у Нее просто быть не могло — только Госпожа, Царица Небесная, и только Надежда, Заступница рода христианского. Мария — одним словом.
Ольга Глаголева
Источник изображения: lavra.ucoz.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.