переправа



Из произведений Неплюева. О России



Опубликовано: 9-11-2013, 10:16
Поделится материалом

Вера, Общество


Из произведений Неплюева. О России

 

Революция в России

 

"В России революция - только революционные декорации, только пьеса сомнительного вкуса... Крестьяне были подкуплены обещаниями нечестных людей, пробудивших в них низкие инстинкты корысти и насильничества. Да, русские крестьяне показали себя достаточно дикими для того, чтобы стать разбойниками и грабителями, как только власть оказалась бессильной удерживать их силой в границах вынужденной дисциплины".

 

"план русской революции был выработан немцем Бебелем, французом Жоресом... и другими представителями европейского социализма и европейского анархизма".

 

О том, что все слои общества работают на революцию: "При таких обстоятельствах, я очень склонен считать социальную революцию неизбежной в самом ближайшем будущем".

 

«Именно этим путем полного разлада между идеальной основой христианства и рутиной установившегося уклада жизни и привели Россию к тому глубокому и общему недовольству, благодаря которому мы в настоящее время так далеки от мирного благоденствия. Именно этим наивным применением требований христианской нравственности к строю жизни, радикально анти-христианскому и к людям, не имеющим ни малейшего понятия о своих христианских обязанностях, мы и оклеветали христианство, мы и оглупили христианскую нравственность, сведя христианство  из разумной основы жизни на степень неосуществимой утопии и христианскую нравственность из разумного понимания братских прав и братских обязанностей на степень той бессистемной благотворительности, которая ни мало не организует жизнь на добрых началах и является, в лучшем случае, успокоением совести, а в худшем – подкупом Бога и общественного мнения».

 

Политический строй в России

 

Какая бы форма правления не установилась в нашем Отечестве, мы желаем, чтобы правительство признало для себя обязательной конституцию высшей правды и высшего добра, конституцию правды Божией, без чего никакая форма правления не приведет к тесной сплоченности сердечного единения, не поставит страну на путь мирного прогресса и не обеспечит за ней мирного благоденствия».

 

«Государство имеет неотъемлемое право подвергать законной смертной казни и силой оружия подавлять буйство тех, которые убивают и совершают насилия».

 

Отношение к крестьянской общине

 

"упразднение христианской общины было бы для самих крестьян и для всей России еще большим злом, чем ее существование даже и в теперешней, совершенно неудовлетворительной форме, повело бы неизбежно к быстрому обезземеливанию большинства крестьян, быстрому росту пролетариата со всеми его невыгодными, как экономически, так и этически, социальными и политическими последствиями”.

 

"польза Государства, вполне совпадающая с пользою самого крестьянского населения, требует не упразднения крестьянской общины, а требует ... совершенного изменения самого духа этой организации, самого характера отношений ее сочленов, как друг к другу, так и к самой общине".

 

"убежденно говорю: ... благоденствие меньшинства среди обездоленного, недовольного и потому в социальном и политическом смысле неблагонадежного большинства, несомненно хуже с государственной, общественной, и народной точки зрения, нежели умеренное довольство поголовно обеспеченной в смысле хлеба насущного крестьянской общины.

 

"Существует крестьянская община, но цемент любви не сплачивает ее членов в одну дружную духовную и экономическую семью. Злоба на лоне общины духовно и экономически распыляет ее сочленов. Ничего общего, кроме общего владения землей и общей зависимости от "мира" у них нет. Как им не тяготиться и тем и другим! Они и общность в деле поземельной собственности свели на минимум. Обрабатывать всю землю общины сообща, организовать из своей общины производственную и потребительскую артель, дружно, сообща добывающую средства к жизни, что очевидно выгоднее, они не могут ни по чему иному, как именно по позорному для христиан духовному настроению большинства. По злобе это большинство совершенно неспособно к дружной солидарности; при дележе урожая все мужчины ежегодно ссорились бы, бесконечно препираясь о доле каждого, требуя высокой оценки своего труда, не желая даром ничего дать больному, многосемейному и вообще тем, чей труд по каким-либо причинам был менее производителен. Все женщины ежедневно ссорились бы из-за каждой курицы, из-за каждого яйца, из-за каждой горсти муки, из-за каждого горшка. Очевидно не общинная форма жизни в том виновата, а именно настроение большинства столь же позорное для христиан, как и зловредное как в социальном, так и в политическом отношении. Между тем мы на каждом шагу видим, что это настроение признается за явление естественное и неизбежное, с которым не только считаться надо, к которому даже применяться необходимо. Общинная форма жизни не соответствует этому настроению, - уничтожить общину. Лучшею она быть не может при данном настроении большинства, а изменить это настроение и нельзя и не надо: оно узаконено рутиною жизни!".

 

И эта подлежащая упразднению община не имеет ничего общественного. Земли ее разделяются на малые участки и переделяются через известное число лет. Все же лучше ссориться раз в несколько лет, чем ежегодно из-за каждого урожая!".

 

"Рабская зависимость друг от друга ... в смысле крепкой страховки от всякой возможности каких-либо усовершенствований".

 

"нет никаких сбережений".

 

"Прибавьте к этому убежденно корыстные отношения, чего при данных обстоятельствах трудно поставить в вину горемычному члену горемычной общины, к земле, временно ему принадлежащей: "к чему тратиться на землю, которая через несколько лет отойдет к другому, когда до этого другого, как и до всей общины, мне нет никакого дела, и никаких нравственных обязательств я по отношению к ним не чувствую", что тоже признается вполне естественным и нормальным, и вы поймете весь ужас экономического положения, столь же горемычной, сколько и постылой общины".

 

"Нет никакой страховки от всяких случайностей ... Беспомощность полная. А что делается со вдовами, сиротами, даже просто многосемейными! Никому до них нет никакого дела в этой, злобой распыленной общине ...

 

При таких обстоятельствах жизнь на лоне этой общины представляет истинный духовный и экономический хаос ... В этом аду живут с самой колыбели, привыкая и считая это явление нормальным, неизбежной судьбою, более того, совсем не считая этот ад за ад".

 

"я ничего не преувеличиваю".

 

"И несмотря на все это крестьяне все же сознают, что уничтожая общину, они лишают себя последней гарантии от полного и поголовного обнищания, причем благоденствие немногих "кулаков", очевидно, совсем не признается ими достаточным утешением в общей беде".

 

"Действительно, чем же улучшилось бы положение большинства членов общины при ее упразднении? Общинная форма землевладения только и могла бы быть заменена: неограниченной собственностью, беспредельно раздробляемой и отчуждаемой и недробимой мелкой земельной единицей, вроде майората или минората, безразлично. ... В обоих случаях превращение громадного большинства русского народа в пролетариев неизбежна.

 

Решиться на это можно только обрекая Россию на все логичные последствия пролетариата, с его необеспеченностью громадного большинства населения и враждебным отношением этого большинства к имущим и всем властям, в которых видят основу и опору невыгодного для себя установившегося порядка вещей. Решиться на это можно только обрекая Россию на все ужасы ожесточенной экономической борьбы, которой, как пламенем пожара, охвачена вся Западная Европа, быстро, по наклонной плоскости стремящаяся к хаосу анархии и потопу социальной революции. Решиться поставить Россию на этот путь, - значит отречься от самого духа ее государственной идеи, отречься разом от всех основ русской государственности, от самого духа Православия, от самого духа Самодержавия, от самого духа русской народности".

 

"Не уничтожать общину нам нужно, а дорожить ею и совершить акт национального покаяния... вступить на путь нелицемерной любви".

 

"Интересы общины, таким образом, вполне солидарны с интересами русской государственности".

 

чем она могла бы стать: "Для этой живой духом братолюбия общины, совершенно естественно было бы сообща дружно обрабатывать всю землю, ей принадлежащую, сообща вести общее хозяйство".

 

"Легко понять, какие неисчислимые благие последствия получаются в результате как для самой общины, так и для Церкви, к которой она принадлежит, для Государства, в состав которого она входит, для всего общества, среди которого она живет. Не может быть здоров организм, состоящий из больных клеток. И живой организм Государства не может быть здоров, если тяжко болеют живые клетки, его составляющие. Духовное оздоровление общины есть в то же время и духовное оздоровление прихода, с которым в большинстве случаев община совпадает".

 

Такая община и есть здоровая клетка и Церкви и Государства.

 

Надо, чтобы представители крупного землевладения и духовенства участвовали в этом деле, но они должны быть "представителями любви", "желающими служить на святое дело созидания добра и общественного блага, а не властвовать над народом под предлогом опеки над ним".

 

надо, чтобы они "сознавали насущную потребность смиренного дела национального покаяния в вековом грехе измены животворящему духу всех основ русской государственности".

 

священник должен стать "в положение светоча, указывающего путь в деле честнаго создания этой общины на истинно-церковных началах, причем отпадение от Церкви вследствие полного отсутствия церковного самосознания, преувеличенного представления о правах духовенства в Церкви, совершенного непонимания прав мирян, как ответственных членов той же Церкви и горячего желания духовной свободы при отождествлении пастыря с духовным насилием и Церкви с этим пастырем, станет невозможным. В этом решение столь обострившегося в настоящее время церковного вопроса и только в этом - в осуществлении в жизни церковной правды. Всякая другая программа неизбежно приведет к церковному индифферентизму под видом слепого повиновения духовенству, или свободы совести в смысле права на полную бессовестность, или к клерикализму, который неизбежно приведет нас к тому, к чему он привел все католические страны: к горячей ненависти не только к духовенству, но и к Церкви и к христианству, и ко всякой вере, к торжеству атеизма".

 

Таким общинам землевладельцы могли бы отдавать в аренду все земли и заводы.

 

"Идеальные основы этой общины вполне соответствуют идеальным основам Церкви Православной и русской государственности, совпадают с ними, тождественны".

 

О преимуществе больших наделов... "Откладывая часть дохода в общие, основной, запасной и страховочный капиталы, община обеспечит себе возможность покупать новые земли и на них устраивать новые общины для избытка прироста населения".

 

Объединение в одну производственную артель, при нелицемерной любви друг к другу "и приведет неизбежно к систематизированной самопомощи, синтезирующей для всех членов общины все роды благотворительности".

 

"Чем больше любви, тем больше и сплоченности. Общие развлечения, воспитание детей - все приобретает под влиянием животворящего духа любви возвышающий, облагораживающий характер. Тот же характер приобретают при этом и все взаимные отношения, ложится в основу всякой энергии на место корысти и желания "выйти в люди".

 

"Животворящий дух общины - любовь".

 

"Непонимание мирового и жизненного значения любви, будучи несомненным признаком отсутствия церковного самосознания, ведет неминуемо и к отсутствию и государственного самосознания".

 

"Православно-русская основа - любовь, единение в братолюбии".

 

такая община "ключ к решению всех затруднений, как Церковных, так и государственных и социальных".

 

"В экономическом быту любви, широкому единению в братолюбии соответствует не экономическое распыление, не экономическая борьба, а мирное единение в братолюбии на лоне трудовой общины".

 

"Вопрос о том, насколько это дело трудное и как скоро могут получиться благоприятные результаты, вопрос совершенно праздный и неуместный. Для верующего в Бога Живого и знающего силу Его, совершенно очевидно, что и то и другое зависит от одного: насколько деятели отдадут себя в руку Божию и тем дадут Ему возможность действовать через них".

 

Государство должно: "выяснить богатым и бедным характер социального недуга, меры лечения и определенную программу мирного прогресса и поставить эти идеи во главу школьного воспитания".

 

"Скажут, такое навязывание государством программы жизни может иметь характер нравственного насилия. Нет, это будет не большим насилием, чем само существование Церкви и Государства. Для врагов Церкви и Государства, желающих упразднения их, это может быть нравственным насилием, как препятствие их разрушительным планам".

 

"Нельзя быть христианином ... и не заботиться о соответствующем настроении подрастающего поколения и соответствующем укладе жизни".

 

"Наоборот, именно планомерная и систематичная работа по определенной программе и уничтожит наконец разрыв между верой и жизнью".

 

Никакого насилия. Христианский уклад жизни в России совершиться может так (как в случае самого Неплюева): сначала энтузиасты, а затем:

 

"При дружном содействии Церкви, Государства, крупных землевладельцев, интеллигенции и духовенства Россия быстро покрылась бы такими трудовыми общинами".

 

Тогда представители любви стали бы задавать тон.

 

«Существующая крестьянская община – мертвая буква, не удовлетворенная любовью, не уничтожать ее надо, а оживить любовью, из механического агломерата людей превратить в живое братство любви, трудовое братство, тесно сплоченное цементом любви, синтезирующее все роды благотворительности в форме разумной самопомощи и взаимопомощи, заменяющее бессистемную благотворительность системным выполнением братских обязанностей».

 

Подготовил Николай Сомин

 

Метки к статье: Сомин, Неплюев
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Из произведений Неплюева. О России"
Имя:*
E-Mail:*