Николай Николаевич Неплюев (1851-1908), фотография из Собрания сочинений, 1901 г.
Одним из важнейших принципов разумного отношения к организации добра является обособление от зла и злых. Неплюев настаивает на этом принципе, ибо «жизнь свою сделать достоянием Божиим нельзя, не обособляясь от зла и злых». Сам Творец поступает в соответствии с принципом обособления: "Дело Божие - воссоздание мирового единства. Это мировое единство и есть христианский идеал (...) Идеал этот в полной мере только и может быть осуществлен в Царстве Божием, в дому Отца Небесного, при полном обособлении от зла и злых". Дело в том, что все равно всех перевоспитать и включить в сферу любви невозможно, ибо Бог даровал каждому свободу, в том числе – и свободу противиться любви и оставаться «представителями зла». И чтобы не погубить все дело, нет другого выхода, кроме обособления от таких людей.
Неплюев замечает, что обособление от зла – необходимое условие соблюдения дисциплины любви, о которой мы говорили в прошлый раз. Замечание глубокое. Ведь дисциплина любви (под которой понимается приоритет общинных интересов перед своими собственными) действенна, если она соблюдается всеми членами общины. Даже небольшое количество эгоистов, паразитируя на любви других, может разрушить столь высоко организованный социум. Интересно, что Новый Завет дает нам удивительный пример подобной опасности. Это Анания и Сапфира (Деян, гл.5)! Они самым грубым образом попрали высочайшие принципы общности имущества, установленные апостолами в Иерусалимской общине. И Господь покарал их Смертью, ибо их поступок нес реальную угрозу разрушения первохристианской общины.
Отметим, что в жизни Братства принцип обособления соблюдался, причем, может быть, слишком строго. Братчики мало общались с окрестными крестьянами, что вызывало справедливую критику со стороны. Однако Неплюев очень боялся развала дела Братства из-за разлагающего влияния мира. И следует сказать, что эти опасения не были беспочвенными.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.