Хомяковская горка. Фото 1894 г. Виден памятник А.С. Хомякову (ангел с крестом) и мемориальная доска
В 1886 г. на хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии был установлен, по-видимому, единственный в России, памятник Хомякову. Это была «Хомяковская горка» - довольно высокий искусственный холм. Винтовая лестница вела на вершину горки к резной беседке с куполом. У подножия горки на каменном пьедестале была установлена скульптура ангела, и тут же – бронзовый горельеф Хомякова, под которым помещалась металлическая плита с надписью «Христианину-поэту и глубокому мыслителю Алексею Степановичу Хомякову». А чуть ниже стихотворная эпитафия:
Святым огнем душа твоя горела,
Могучий стих, как колокол, звучал.
Но искра Божия, что в бодром сердце тлела,
Погасла с жизнью. Презрительно толпа холодная смотрела,
И гордый ум призыву не внимал.
Чудеса, да и только. В маленьком украинском хуторе, затерянном среди степей – вдруг памятник Хомякову. Да еще с интригующими стихами. Кто же поставил памятник и почему? Читатели «Переправы» видимо догадались, что «Хомяковская горка» была устроена Николаем Николаевичем Неплюевым с помощью учеников мужской школы.
Далеко не так просто понять, что означают, казалось бы, не совсем уместные в эпитафии слова: «Презрительно толпа холодная смотрела. И гордый ум призыву не внимал». Что понимается под «призывом» Хомякова, и вообще почему этот памятник воздвигнут? Тем более, что у самого Неплюева замечания по этому поводу крайне скудны. Первое, что приходит на ум – это активная, деятельная позиция и Хомякова и Неплюева по отношению к крестьянам. Мы знаем, что Хомяков активно занимался хозяйством, вникал в нужды своих крестьян, заменил барщину оброком. Безусловно, в это смысле Хомяков – пример для Неплюева. Однако Неплюев, как мы видим, идет дальше. В соответствии с евангельской заповедью «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23,12), Неплюев не просто сотрудничает с крестьянами, но служит им. И если разумные меры Хомякова были поддержаны крестьянами, то деятельность Неплюева у них вызывает недоумение и настороженность: «не может быть, чтобы он «за просто так» учил наших детей; уж какую-нибудь, да выгоду он имеет!»
Гораздо ближе к разгадке мы подойдем, если обратим внимание на главное дело Неплюева – Крестовоздвиженское Братство, удивительным образом сочетавшее в себе строгую православную веру, современную агрокультуру и братские отношения между его членами. Отсюда становится ясно, какую мысль в наследии Хомякова особенно ценил Неплюев – идею общинности, братской совместной жизни. И не только ценил, но и активно воплощал в жизни. Но и тут ученик пошел гораздо дальше учителя. Хомяков видит путь развития России через крестьянскую общину. Эта хомяковская идея в дальнейшем была подхвачена народниками. Неплюев же, не отрицая общины, указывает, что существует форма хозяйствования, гораздо более отвечающая христианскому братолюбию. Это – православные Трудовые братства, подобные Крестовоздвиженскому. И он пытается организовать грандиозный проект Всероссийского Братства, т.е. сети трудовых братств, разбросанных по всей России, и причем не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях хозяйства, науки и образования. Путь христианских трудовых общин – вот что предлагал Неплюев. Он считал этот путь единственной реальной альтернативой надвигающемуся атеистическому социализму. Вообще, чисто славянофильские мотивы (поддержка славян, противопоставление западной и славянской цивилизаций) у Неплюева слабы, впрочем, как и народническое влияние. По существу Неплюев – христианский социалист, хотя сам он использовать этот термин избегал.
Хомяковская Горка, рисунок конца XIX в.
Но есть принцип, на котором и Хомяков и Неплюев не только полностью сходятся, но и считают его основополагающим. Это принцип верховенства христианской любви. Хомяков писал: «Христианство в полноте своего божественного учения, представляло идеи единства и свободы, неразрывно соединенные в нравственном законе взаимной любви». На примате любви построено все богословие Хомякова, за что его не раз записывали в протестанты. По Хомякову, только любовь может разрешить вековые противоречия человечества, а потому именно ее следует полагать в основу общественного устройства. «Если прервана связь веры и любви, наступает раздор и борьба» - предупреждал Хомяков. Все эти идеи Неплюев полностью поддерживает. Он провозглашает «верховный закон христианского откровения», состоящий в том, «чтобы вся жизнь стройно организовывалась на единой истинно-христианской основе - братской любви». Как и у Хомякова, богословие Неплюева имеет нравственную направленность, а его социальная философия основана на хомяковской мысли о невозможности без любви решить социальные проблемы. "Главная причина всего зла и всех страданий, - пишет Неплюев, - отсутствие смиренной любви и добровольной дисциплины любви по отношению к Хозяину мира - Богу Живому".
Хомяковская горка. Открытка начала XX в.
Теперь становится ясной и эпитафия на «Хомяковской горке»: «призыв» Хомякова – это призыв построить всю жизнь народа на основе христианской любви. Но, увы, «презрительно толпа холодная смотрела» - народ не внял этому призыву. Как тут не вспомнить хомяковскую «Исповедь русских», в которой поэт призывал к покаянию:
За сон умов, за хлад сердец,
За гордость темного незнанья,
За плен народа; наконец,
За то, что полные томленья,
В слепой терзания тоске,
Пошли просить вы исцеленья,
Не у Того, в Его ж руке
И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов,
Но у бездушного кумира,
У мертвых и слепых богов.
Причем, по Неплюеву, верховный закон любви отверг весь народ: и верхи и низы, и светская власть и Церковь. И Неплюев предупреждает, что наказание Божие неминуемо. Увы, он оказался пророком – наказание в лице большевиков не замедлило последовать.
И действительно, «призыв» Хомякова для русского общества был утопией. Да и сейчас мы смотрим на дело точно также. Неплюев же воспринимает этот призыв как руководство к действию, и настойчиво стремится воплотить его в конкретных делах, и прежде всего – в Крестовоздвиженском Братстве. Хомяков писал: «Пусть богатый употребляет лишки своего богатства на помощь бедным (разумеется, не поощряя тунеядства) или на дело общей пользы и общего просвещения». Неплюев же, буквально следуя этому, в 1901 г. передает Братству большую часть своего состояния, и Братство, несмотря на все препятствия, продолжает успешно развиваться.
Хомяковская горка. Современный вид
Между Хомяковым и Неплюевым имеется удивительный параллелизм. Оба – помещики из старинных дворянских родов, оба – богословы и социальные мыслители, будучи превосходными писателями, оба вынуждены издавать свои сочинения во Франции. Хомяков – поэт, а Неплюев – композитор, положивший на ноты семь стихотворений Хомякова. Есть и просто мистические совпадения: оба прожили 56 лет и 4 месяца и оба умерли от неожиданной болезни. Продолжая этот ряд параллелей, можно высказать следующий тезис: Неплюев – фигура того же огромного масштаба, что и Хомяков. Вся беда в том, что этот масштаб не был распознан. Официальная церковь видела в Неплюеве протестанта и даже толстовца. И даже такой глубокий человек как о. Павел Флоренский, упоминая о Неплюеве как последователе Хомякова, вопрос о его церковности оставляет открытым. А для большевиков, он был хотя и коллективист, но совершенно иной – христианской направленности, а потому о нем просто не упоминали. Однако, Неплюев – пророк, хотя, как водится, и непризнанный в своем отечестве. Его имя должно занять почетное место в ряду русских мыслителей. Деятельность Неплюева показала, какой громадный потенциал таится в социальных идеях Хомякова. И символом этого является Хомяковская горка в Возвиженске. Будем надеяться, что горка будет восстановлена. Причем, - с теми же стихами, обличающими нас, потомков, за то, что мы, со своим «гордым умом», до сих пор не следуем призыву любви, провозглашенному двумя выдающимися сынами России.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.