переправа



Царь-праведник



Опубликовано: 1-09-2012, 09:37
Поделится материалом

Вера


Царь Феодор Иоаннович

Арсений Замостьянов повествует о судьбе-притче благоверного царя Феодора

 

Прежде, чем вспомним об учреждении Донского монастыря, о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымской орды – отдадим дань благодарности царю, с чьей молитвы начался Донской монастырь…


Его судьба – не просто фреска из истории Руси, это притча, животрепещущая во все времена. Жестокий мир надменно относится к «белой вороне», к Божьему кроткому человеку – разве мы не встречали в жизни таких коллизий? Царь Феодор Иоаннович, пожалуй, самая недооценённая фигура русской истории. Сегодня его имя многим из нас известно только по пьесе А.К.Толстого, которая с успехом  шла и во МХАТе, и в Малом театре. Особенно памятен многим спектакль Малого, в котором главную роль играл Смоктуновский, в котором звучала музыка Свиридова, открывшая многим в 1970-е годы искусство церковных песнопений.


Злая молва не пощадила память об этом царе: прикрепили к нему ярлык «слабоумного». Источники таких оскорбительных определений сплошь иностранные. Дипломатов и купцов, не симпатизировавших России (шведов, поляков), раздражала набожность царя. Но существуют и объективные отзывы иностранцев о царе. Например, голландский купец  И. Масса находил Феодора Иоанновича «очень добрым, набожным и весьма кротким» и утверждал, что «Он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь». Это вполне согласуется с воспоминаниями православных соотечественников царя.

 

Летописцы ставят его на первое место из правителей московской Руси: благочестивый царь нёс свет Православия. 14 лет правления царя Феодора – расцвет нашего государства, время, благословенное время, когда остановилось кровопролитие, строились храмы и монастыри. «Бысть мир и тишина, и благоденствие, и изобилие плодов земных», - говорит о той эпохе летопись. Да, государь предпочитал молитву государственным интригам. Но именно при нём Русь укрепила западные границы, оттеснив шведов. Продвинулась на Кавказ, протянув руку помощи православной Грузии: царь Кахетинский Александр присягнул на верность царю Феодору.  Ему дало присягу верности донское казачество: при Иоанне Грозном казаки сохраняли независимость от Москвы.  Царские указы способствовали освоению и заселению Сибири. Наконец, в 1589 году на Руси было учреждено патриаршество и, конечно, не случайно это произошло в годы правления самого набожного и благочестивого русского царя.

 

Первый патриарх Московский – Иов – после смерти государя составил  «Повесть о честном житии царя Феодора Иоанновича». С восхищением писал о царе Феодоре Иван Тимофеев – замечательный мыслитель XVI - XVII века, познавший «прелести» смутного времени: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок проводил в посте в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами». Это правда, подтверждённая многими свидетельствами. Царский долг он видел в молитве, которая помогала ему выбирать для практической работы талантливых управленцев и полководцев. «Жизнью для него была церковная служба», - пишет архимандрит Тихон (Шевкунов). Ежедневно царь вставал около четырёх часов утра. У нему приходил отец духовный – и царь прикладывался к кресту. Затем в комнату вносили икону святого, празднуемого в этот день. Пред нею он молился. Всегда ходил к обедне и вечерне, еженедельно отправлялся на богомолье в монастырь. Говорили, что не было на Руси мужского монастыря, в котором не молился царь Феодор…  

 

Царь Феодор Иоанович


В некоторых святцах богомольный государь значится в лике Московских чудотворцев, а иконные изображения Св. Благоверного царя Феодора в нимбе появились уже в смутное время, когда многим на Руси стало понятно, что годы спокойствия были вымолены блаженным царём...

 

Арсений Замостьянов

 

Метки к статье: Замостьянов
Автор материала: пользователь pereprava

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Царь-праведник"
С. В. Самохвалов.

6 августа 2011 17:06

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Современные историки уже отходят от традиционно заниженных оценок личности и деятельности этого достойного Правителя России. В частности, исследование Кузьмина В. А. «К вопросу о значимости периода правления царя Федора Ивановича», представленное в 2010 г. жюри VI Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым». [подробнее см.: http://moscowia.su/images/konkurs_raboti/2010/konkurs2010.htm ]

Имя:*
E-Mail:*