переправа



Всероссийский архипастырь



Опубликовано: 7-02-2013, 16:56
Поделится материалом

Вера


Всероссийский архипастырь

 

25 января (7 февраля) день памяти священномученика Владимира,  митрополита Киевского и Галицкого

 

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Священномученик Владимир — единственный церковный иерарх, который последовательно занимал все три митрополичьи кафедры: Московскую, Петербургскую и Киевскую, за что своими почитателями был назван «Всероссийским архипастырем».

 

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим Постановлением от 4 апреля 1992 года причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

 

Становление 

 

Мирское его имя было Василий Никифорович Богоявленский. Родился он 1 января 1848 года в селе Малая Моршка Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника, который впоследствии был тоже убит. Окончив Тамбовскую семинарию, в 1870 году Василий Богоявленский поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой в 1874 году получил скромное назначение — преподавателем в родную семинарию.

 

Через восемь лет (31 января 1882 года) Василий Никифорович был рукоположен в священника и определен к соборной Покровской церкви города Козлова (нынешний Мичуринск). В 1883 году отец Василий стал благочинным.

 

После смерти жены и ребенка, 8 февраля 1886 года он принимает постриг с именем Владимир. А уже на следующий день иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря там же — в Козлове.

 

Через два с небольшим года (3 июня 1888 года) в Александро-Невской Лавре его рукополагают в сан епископа Старорусского Новгородской епархии, а 19 января 1891 года преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским.

 

Здесь, в Самаре, энергичная и самоотверженная деятельность владыки с особенной силой проявилась в дни народных бедствий. Когда в Самарской губернии начались голод в связи с неурожаем и одновременно эпидемия холеры, Самарский епископ повсюду рассылал воззвания о помощи голодающим, обходил холерные бараки, взывал к восстававшему люду во время холерных бунтов… Как вспоминали современники, епископ Владимир «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первым пошел к народу с крестом в руках, вразумляя, призывая к молитве и благоразумию. Первый обошел холерные бараки, благословляя больных и призывая к молитве, к подвигу служения больным — здоровых».

 

18 октября 1892 года епископ Владимир получил новое назначение — стал экзархом (с греческого, начальник, руководитель) Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского.

 

Само назначение епископа Владимира на такой ответственный церковно-административный пост было связано с его успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды русского епископата. И в Грузии службы, проповедничество, организация братств, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издание церковной литературы были, главным образом, заботой нового грузинского экзарха.

 

Через шесть лет, 21 февраля 1898 года, архиепископ Владимир был отозван в Москву, где был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского. Здесь, на кафедре великих святителей Московских, в самом сердце России, митрополит Московский Владимир прослужил почти пятнадцать лет.

 

Характеризуя его в московский период служения, один иерарх писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно и тихо восходил на высоту иераршей лествицы и сразу высоко поднялся своим авторитетом и привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904 – 1905 гг.), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви. Владыка митрополит Московский тогда явил доблестный образец твердого и неподкупного стража Церкви и Родины…

 

Да, на правдолюбивого, твердого, честного владыку Владимира можно смело положиться, он ни в коем случае не обманет, не предаст, не изменит правде… Эти высокие свойства и характер души нашего первоиерарха слишком ценны в наши годы шатания. Жемчуг ценен потому, что его редко находят».

 

Он посещал фабрики и заводы, где вел с рабочими беседы о вреде увлечения социализмом; тайно оделял нищих, вдов и сирот; заботился о нравственном спасении народа (был самым ярым противником алкоголя); уделял внимание учащимся, и в первую очередь, семинаристам.

 

Владыка Владимир был духовным руководителем великой княгини Елизаветы Федоровны — сестры царицы Александры Федоровны.

 

23 ноября 1912 года его назначили на Санкт-Петербургскую кафедру, где он пробыл около трех лет, попав в немилость за свою непримиримую позицию и прямолинейные высказывания в адрес Григория Распутина. Так, даже на аудиенции у царя Николая II митрополит Владимир указал на гибельность влияния «старца» при дворе и особенно в церковных делах. В скором времени под видом «почетной ссылки», правда, с сохранением звания первенствующего члена Священного Синода и всех прав, несговорчивый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский был удален в Киев.

 

Всероссийский архипастырь

 

Мученическая кончина

 

22 декабря 1915 года митрополит Владимир приехал в Киев, где его окружили искренним сочувствием, видя и ценя в нем опального и гонимого за правду архиерея. Тем не менее, киевский период был самым тяжким и мучительным для 70-летнего старца-митрополита Киевского и Галицкого. Здесь застало его начало революции и Гражданской войны.

 

Уже в 1917 году началась кампания за «автономизацию» Украины и «независимость от Синода Украинской Церкви», которая принесла свои плоды: осенью образовалась самостоятельная Украинская держава с верховным правительством — Радой, Украинскую церковь возглавил архиепископ Алексей Дородницын (митрополит Владимир был в те дни в Москве на Церковном Соборе).

 

Все эти самочинные деяния Рады крайне встревожили все православное население Киева. На многочисленных собраниях приходских советов было решено всеми силами протестовать против самочинной антиканонической попытки создания автокефальной украинской церкви. Но… враги Церкви оказались сильнее. Они явились в покои возвратившегося из Москвы митрополита и потребовали, чтобы он оставил Киевскую митрополию в три дня и отдал епархиальные средства... В Лаврских пещерах они резали кинжалами святые мощи, прокалывали их штыками, выбрасывали из гробниц и, вволю надругавшись, ставили святые мощи преподобных на голову!

 

12 декабря 1917 года владыка Владимир решительно заявил о своей позиции: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над ней. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России, там, где оно началось».

 

В январе 1918 года в Киеве разразилась Гражданская война. Уже к вечеру 23-го, после жесточайшего орудийного и ружейного обстрела, большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, где к тому времени находилось 784 человека — 563 монаха (среди них 190 священнослужителей) и 221 послушник. Началась вакханалия победителей — сквернословя, вооруженные толпы врывались в храмы во время богослужений с папиросами в зубах и шапках, оскверняли святыни и разгоняли молящихся… Вламывались в кельи монахов, грабили и избивали их, заставляли догола раздеваться, секли нагайками и стреляли поверх голов несчастных… Вечером 25 января пятеро вооруженных солдат во главе с матросом пришли к митрополиту Владимиру…

 

Тело мученика-святителя со следами многочисленных пулевых и штыковых ран было найдено на другой день в 150 метрах от Лавры. «Убитый лежал на спине, покрытый шубой; на нем не оказалось панагии, клобучного креста, чулок, сапог с калошами и золотых часов с цепочкой», — записали очевидцы событий протодиакон Евфимий и монах Вячеслав.

 

Протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель храма Василия Блаженного и знаменитый проповедник, писал по поводу этого злодеяния: «Народ наш совершил грех…, а грех требует искупления и покаяния. Для искупления прегрешений народа, для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. В жертву всегда избирается лучший, а не худший. Вот где тайна мученичества старца-митрополита». Кстати, протоиерей Иоанн пережил митрополита Владимира всего на год с небольшим — как «темная личность и враг трудящихся», в конце лета 1919 года по приговору ВЧК он был расстрелян.

 

Ольга Глаголева

 

Метки к статье: Глаголева, святые
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Всероссийский архипастырь"
Имя:*
E-Mail:*