Маковский Константин Егорович. Крестьянский обед во время жатвы. 1871. Фрагмент
Итак, русский крестьянин вынужден был противостоять двум силам: и суровым природным условиям, и домогательствам государства и помещиков. И он издавна нашел коллективную защиту от обеих напастей. Это - крестьянская община.
Русская крестьянская община – это особый социальный мир, удивительный и зачастую поражающий воображение современного человека. Ценность общины для крестьян заключалась в социальных гарантиях, которые «мир» мог дать общинникам. Основу этих гарантий составляла общая собственность на землю. Причем эту принадлежность земли общине, а не отдельному крестьянину община активно использовала, периодически осуществляя переделы земли. Молодым семьям община давала надел, снимая землю у семей, которые уже не могли платить налоги за большой надел.
Особо нужно указать, что все важные для общины решения принимались сообща, на общем сходе. Благодаря такой народной демократии и общинной собственности на землю осуществлялась поразительно точная социальная справедливость. Об этой удивительной «общинной демократии» замечательно пишет А. Энгельгардт в своих знаменитых «Письмах из деревни»:
«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком-нибудь разделе земли или каком-нибудь расчете между крестьянами, никогда ничего не поймем. Слыша отрывочные, бессвязные восклицания, бесконечные споры с повторением одного какого-нибудь слова, слыша это галдение, по-видимому, бестолковой, кричащей, считающей или измеряющей толпы, подумаем, что тут и век не сочтутся, век не придут к какому-нибудь результату.
Между тем подождите конца и вы увидите, что раздел произведен математически точно - и мера, и качество почвы, и уклон поля, и расстояние от усадьбы, все принято в расчет, что счет сведен верно и, главное, каждый из присутствующих, заинтересованных в деле людей, убежден в верности раздела или счета. Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся.
То же самое и при обсуждении миром какого-нибудь вопроса. Нет ни речей, ни дебатов, ни подачи голосов. Кричат, шумят, ругаются - вот подерутся, кажется, галдят самым по-видимому, бестолковейшим образом. Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернет слово - одно только слово, восклицание, - и этим словом, этим восклицанием перевернет все вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять таки, главное, решение единогласное» (Письмо шестое).
Суровость жизненных условий требовала от крестьян взаимовыручки. Всевозможные виды взаимопомощи («помочи», «дожинки», «капустники», «толока»), сбор средств погорельцам были обязательной составной частью общинного быта. Никто никогда не бывал забыт, несправедливо обижен или выкинут из общинного социума.
Было бы натяжкой считать, что весь уклад общины являлся прямым следствием искреннего принятия крестьянами православной веры – живучесть общины зиждилась прежде всего на даваемых ею социальных гарантиях. Однако несомненно, что и общинная собственность на землю, и «помочи», и решение дел на сходе полностью гармонировали с существующими в Православии принципами общности земных благ, милосердия и соборности и поддерживались ими.
Наконец, община помогала сохранить уникальный культурный мир русского крестьянства, весь пронизанный токами православия. Умилительный народный календарь, в котором причудливо переплетаются христианские святые с погодными приметами, дает о нем яркое представление: на «Сидора-огуречника» — сажали огурцы, на «Федора-житника» сеяли жито, на «Алену-льносейку» — лен, на «Федосью-гречишницу» — гречиху, на «Наталью-овсяницу» - косят овес, на «Параскеву трепальницу» треплют лен, на Ильин день заканчивали сенокос и начинали жатву. «Медовый» и «яблочный» Спасы – тоже из народного календаря.
Таким образом, в силу уникальных условий, подавляющая часть русского населения жила в условиях общности имущества. Пусть эта общность не была тотальной – «крестьянский социализм» был слабым и затрагивал только одно из средств производства – землю. Но и это разительным образом отличало русский народ от народов Запада.
Николай Сомин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.