Мозаика из Храма Спаса на Крови (Вознесения Христова)
8 (21) ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных
Почитание Архистратига на Руси
Множество монастырей и храмов посвящено Архистратигу Михаилу в нашем Отечестве. Так, в древнем Киеве сразу же по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь; в начале XIII века Архангельский монастырь был основан в Великом Устюге. Архангельские соборы стоят в Москве (родовая усыпальница русских князей и царей), Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, Свияжске и многих других русских городах.
Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.
В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, первым приходским храмом в Москве, который правительство передало верующим, стал храм в честь Архистратига Михаила в Тропарёво.
Храм в честь Архистратига Михаила в Тропарёво
Небесное воинство
Архистратиг (с греческого, военачальник) Михаил — вождь Небесного воинства в борьбе с темными силами ада, один из восьми Архангелов, составляющих его Собор: это Архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иеремиил, Иегудиил, Варахиил.
Наименование «Архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом: с одной стороны, это один из ликов Небесной иерархии, а с другой, это особые приближенные к Богу духи с более возвышенным служением в сравнении с другими Ангелами.
Почитание Архистратига Михаила восходит к древнейшим временам, он считался покровителем и защитником богоизбранного народа израильского. В новозаветную эпоху первые христиане видели в нем Небесного покровителя Нового Израиля — Церкви Христовой.
В Священном Писании неоднократно упоминается мир невещественный, духовный, населенный существами, именуемыми Ангелами. Они живут на Небе, созерцая Бога, воспевая величие и славу своего Создателя. В это «Небо небес» некогда был восхищен апостол Павел, который свидетельствовал: «Восхищен был до третьего неба. …был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2, 4).
Слово «Ангел» в переводе с греческого значит «вестник». Священное Писание называет их так потому, что Бог через них сообщает людям Свою волю.
По своей природе Ангелы — духи и потому не знают ограничений нашей человеческой природы: не мучит их голод, не томит их жажда... Неведомы им и наши способы передвижения — Ангелы имеют способность перемещаться мгновенно, поэтому-то их изображают всегда с крыльями; для них нет ни запоров, ни стен, ни дверей. Священное Писание приводит довольно много свидетельств того, как Ангелы в мгновение ока переносят и людей из города в город, и даже из одной местности в другую.
Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Пророк Даниил, описывая свое видение, в котором Бог явился ему в образе Ветхого Денми старца, говорит, что тысячи тысяч ангелов служили Ему и тьмы тем (миллиарды) предстояли пред Ним (Дан. 7, 10). С тьмами Ангелов вступает в общение каждый человек, истинно верующий во Христа Спасителя (Евр. 12, 22).
Все множество Ангелов различается по силе и совершенству и имеет строгую иерархию: высшую, среднюю и низшую. Эти, говоря современным языком, «категории» в Православии принято называть ликами. Каждый лик имеет три чина:
• в первом лике первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы;
• во втором лике первый чин — Господства, второй — Силы, третий — Власти;
• в третьем лике первый чин — Начала, второй — Архангелы, третий — Ангелы.
Из всех Небесных чинов шестокрылатые Серафимы — ближайшие к Богу, они пламенеют любовью к Нему и других побуждают к тому же. И само слово «серафим» означает «пламенный, огненный».
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы. Их имя значит «излияние премудрости, просвещение», ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
Последний чин первого лика — Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога.
Девять чинов ангельских. Икона
В средней ангельской иерархии Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы исполняют волю Божию, творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим, помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти имеют власть укрощать силу диавола, отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В низшей иерархии Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию; учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Хотя Священное Писание говорит всего о трех ангельских ликах, по словам святителя Иоанна Златоуста, в будущей жизни нам откроются «бесчисленные иные роды и невообразимые многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово».
Над всеми девятью чинами Ангелов Господом поставлен святой Архистратиг Михаил (с еврейского Михаил — «кто как Бог»), верный служитель Божий. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами, громко воззвав: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу» (Четьи Минеи).
По Церковному Преданию, Архистратиг Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях и защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона. Сила Архистратига явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима, осаждавших Иерусалим; в поражении нечестивого вождя Илиодора; в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу. По воле Божьей, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы подкрепить пищей Даниила, брошенного в ров со львами; запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения; явил свою силу, когда чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона.
«Архангел Михаил, побивающий сатану», миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» Жана Фуке
В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся Ангелов: «И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дияволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены вместе с ним» (Апок. 12, 7–9).
Документальные свидетельства
Защита от врагов русских городов Пресвятой Богородицей всегда сопровождалась Ее явлением с Небесным воинством под предводительством Архистратига Михаила.
В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: "сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"».
В русских летописях отмечена Небесная помощь благоверному Великому князю Александру Невскому в 1240 (на Ижоре) и в 1242 годах (на Чудском озере): «Се же слышах от самовидца, иже рече ми, яко видех полк Божий на воздусе, пришедши на помощь Александрови. А тако победи я помощию Божиею, и даша плеща своя, и сечахут я, гоняще, аки по аеру, а не бе камо утещи».
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре
Не оставило Небесное воинство во главе с Архистратигом Михаилом русское воинство и во время Куликовской битвы: «Видеша вернии, яко в девятый час биющиеся, Ангели помогающе християном и святым мучеником полки и воина великаго Христова Георгия и славнаго Дмитрия и Великих князей русских святых Бориса и Глеба, в них же бе воевода свершенаго полка Небесных Сил великий Архистратиг Михайло. Видеша погании двое воеводы тресолнечныя полки и пламенные их стрелы, яже идут на них. Безбожнии татаровя от страха Божия и от оружия християньского падаху. Вознесе Бог десницу Великого князя Димитрия Иоанновича на победу иноплеменник».
В 1608 году поляки осадили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Архангел Михаил с сияющим лицом, со скипетром в руках явился архимандриту Иосифу — настоятелю Лавры и сказал: «Вскоре всесильный Бог воздаст врагам отмщение». Простояв несколько месяцев у стен обители, неприятель отступил.
Подобных примеров явления и помощи Архистратига Михаила в русской истории бессчетно, недаром он считается покровителем русского воинства.
Ольга Глаголева
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.