Занятие 12. Сердце как центр человека
В Евангелии говорится: «От избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12, 34). Но что это такое - «избыток сердца»?
Святые отцы учат, что духовное содержимое сердца не может удерживаться в его пределах, оно всегда как бы просвечивает сквозь человека, льется из его глаз, слетает с языка, так или иначе присутствует во всех движениях и чертах. В одних лицах наблюдаем умиротворение, доброту, открытость. В других – напряжение, злость, тревогу, суетность. Старцы советуют прислушиваться к себе: если в душе нет покоя, а, напротив, клокочут страсти, значит, она больна. В ее естестве преобладают темные тона и силы.
«В сокровенной внутренней жизни человека, - писал святитель Иоанн (Максимович), - накапливаются энергии, добрые или злые. Добрые столь же не могут жить в одном сердце со злыми, как вода с огнем. Огонь либо уничтожает воду, либо вода заливает огонь. Их борьба есть мучение человеческого сердца. Мучение исчезает лишь при победе злого или доброго, и человек либо успокаивается во зле и самоволии, становится (по-сатанински) «выше добра и зла» (Ницше), либо находит покой Господень – благословенную «субботу» свободы от страстей и похотей. Первое успокоение есть выражение духовной смерти, второе – жизни во Христе».
Однако, спросим мы себя, почему же о. Иоанн, в согласии с другими Святыми отцами, постоянно упоминает о сердце как о центре человеческой личности, почему именно в нем (а не в разуме, например) предлагает искать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия?
Все дело в том, что, согласно христианской антропологии, именно сердце (а не мозг) служит познающим и воспринимающим центром человека, средоточием его душевно-духовных сил и талантов, единственным каналом двустороннего богообщения. В своем фундаментальном богословском труде «Тело, душа, дух» святитель Лука (Войно-Ясенецкий) блестяще обосновал эту, столь непривычную уху современного человека, истину. Он назвал мозг «центральным телеграфом», осуществляющим для сердца всего лишь технический сбор и первичную обработку чувственных сигналов. И не более. В подтверждение своих слов епископ Лука привел факты из своей богатой хирургической практики периода ВОВ. Для спасения тяжело раненных солдат ему не раз приходилось ампутировать у них значительную часть – до двух третей объема – головного мозга, тем не менее, последние после выздоровления не только продолжали жить, но и не испытывали серьезных затруднений с интеллектуальной и практической деятельностью. И еще интересный факт: слово «мозг» упоминается в Ветхом и Новом Завете всего два раза, причем один раз речь идет о способе приготовления блюда из мозга барана; сердце же в Библии упоминается более семисот раз.
Данный подход к пониманию природы человека вполне согласуется с пониманием роли крови как образа и вместилища души (о чем мы говорил на одном из последних занятий «Азов»). Если душа действительно обитает в крови - хотя термин «обитает» здесь, в известном смысле, условен, - тогда становится понятна и органична исключительная роль сердца, являющегося природным центром всей кровеносной системы. Но дело здесь не только в физиологии. И даже не столько.
С сердцем, по мнению Святых отцов, связаны как основные повреждения, произошедшие с душой «человеков» после грехопадения их прародителей, так и все наши надежды на спасение. Не секрет, что одной из главных «изъянов» ветхого человека Отцы считают расщепление его души на несколько частей и, в частности, «бегство» ума из его естественной обители (сердца) в рассудок (физиологически – мозг). Это привело, с одной стороны, к перегрузке «центрального телеграфа» несвойственными ему и непосильными для него функциями анализа и оценки внешних событий с неизбежными, вследствие этого, ошибками субъективного «умствования»; а с другой – к деградации собственно сердечной функции и усилению влияния на разум человека страстей и прилогов, инициируемых темными духами. Фактически вся православная аскетика нацелена на то, чтобы через чистую жизнь по заповедям Христовым, смирение, покаяние, пост и молитву вернуть ум в сердце и, таким образом, воссоединить душу (разум, чувства и волю) с потоком божественной благодати.
Мы еще не раз коснемся этой безграничной и во многом таинственной темы - преображения человека во Христе. Никому из нас этот «узкий путь» не заказан, хотя отсюда вовсе не следует, что путь этот прост и легок. Христианство вообще просто в изложении, но оно невероятно сложно в исполнении.
В заключение еще несколько слов о таинстве крещения, которое целиком обращено именно к сердцу. Согласно Преданию, до совершения этого таинства «духи злые, наподобие змей, гнездятся во глубине сердца», душа человека полностью порабощена сатаной, вторгшимся (через грехопадение Адама) в самые недра человеческие. Плененный таким образом человек не имеет возможности сопротивляться действию страсти и воздерживаться от греха. Некрещеный не может своими силами начать (а главное – стойко удерживать) борьбу за освобождение от одержимости демонами, так как он лишен активного содействия божественной благодати, без помощи которой дьявол непобедим.
Поэтому в чине оглашения Церковь молится о крещаемом: «Господи… изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его».
По совершении таинства крещения дьявол изгоняется из сердца, доступ в недра сердечные отныне для него закрыт, и лишь «огненными стрелами» помыслов может он нападать на душу, но «не может, как прежде, гнездиться в сердце». Как писал Николай Сербский, «в крещении мы отрекаемся от диавола и соединяемся со Христом» и через это получаем право на вход в Царство Небесное.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.