Занятие 10. Тонкая материальность души
Как мы убедились, в природе души человека больше тайного, нежели явного и известного. Постоянно помня об этом, смиряя свою «председательскую железу» и жажду познания, сделаем очередной шажок вперед к ликвидации нашей всеобщей - досадной и смертельно опасной - духовной неграмотности. Попытаемся разобраться в еще одной (и весьма важной для наших дальнейших изысканий в области духовного) характеристике души – ее материальности.
Конечно, речь идет о материальности иного рода, чем грубая и улавливаемая всеми пятью органами чувств материальность физического тела. С некоторой долей условности ее можно назвать тонкой материальностью.
Американцы – великие доки до всякого рода экспериментов и замеров – недавно изловчились и определили… вес души. Путем мгновенного замораживания и взвешивания тела до и сразу после смерти они установили, что в момент кончины покойник теряет около двадцати граммов своей массы – это, очевидно, и составляет средний вес человеческой души.
Данное исследование не противоречит - напротив, оно только подтверждает основные положения православной антропологии.
Во-первых, смерть наступает не в момент прекращения жизнедеятельности тела (так, сердце сохраняет способность к регенерации – едину сердцу живу быти - в течение сорока дней после физической кончины человека - дольше любого другого органа), а в момент истечения, точнее, изъятия из него души. Вспомним, что Господь говорит размечтавшемуся о будущем богачу-виноградарю: Безумец, сию же ночь изжену душу твою вон!
Во-вторых, душа как сущность тварная, то есть сотворенная актом Божьего промысла (об этом уже говорилось раньше) должна иметь некоторую материальность, ибо истинно нематериален только сам Господь, Который есть дух. С другой стороны, эта материальность носит, очевидно, иной характер, нежели материальность тела, поскольку душа создана от дыхания Божия, в то время как тело – из земли. Соответственно и пути этих двух частей, неслитно и нераздельно сосуществующих в человеке до его кончины, различаются: тело по принадлежности возвращается туда, откуда пришло, – в землю, душа же воссоединяется со своим первоисточником – незримым и бесплотным духовным миром.
По мнению некоторых православных Отцов местом пребывания души в период земной жизни человека является кровь. Точно утверждать это нельзя, поскольку существуют и иные, не менее авторитетные мнения – что душа, например, пронизывая все тело человека, все же не смешивается с ним, и что кровь это образ души, но не она сама. В подтверждение этого тезиса приводятся слова Откровения о том, что плоть и кровь Царства божия не наследуют. То есть человек душевный сам по себе еще имеет сильную «удобопреклонимость (предрасположенность) к греху», он более тяготеет еще к животному и до поры закрыт для духовных состояний. Такой человек еще ветхий и страстный, и духовное может даже вызвать у него ярость или безразличие.
В свою очередь, и те, кто считает местом обитания души кровь, возможно, не столь уж далеки от истины. Нахождение души в крови могло бы многое прояснить. Стало бы, в частности, ясно, что душа неразрывно соединяется с телом через разветвленную систему кровеносных сосудов, в том числе и через многие километры мельчайших капилляров – это обеспечивает ей «доступ» к самым отдаленным уголкам нашей обожаемой плоти. Мы поняли бы, как душа может «убежать в пятки» или, что означает выражение «это у него в крови», когда речь заходит о каких-то врожденных чертах, особенностях или талантах того или иного человека. А сколько бесовских магий и ритуалов связано именно с кровью?!
Святые отцы получали от Бога особый дар видеть душу такой, какая она есть, – но видеть не обычным линейным зрением, настроенным на восприятие этого, физического мира, а «зраком души», которому подвластны и невидимые пространства.
Какой же они находили душу?
Они «видели» размытые и, вместе с тем, вполне рельефные контуры человеческого тела. Не светящееся яйцо с нитевидными отростками в точке сбора, как индеец-маг Дон Хуан у Карлоса Кастанеды, а именно мерцающую фигуру человека. И нам уже не надо объяснять, почему. Повторимся: душа ведь условно содержится в крови (не будем придираться к терминам), а кровь пронизывает все без исключения части тела, следовательно, Отцы наблюдали душу как образ «внутреннего человека». Мало того, им были видны все ее (души), повреждения и болезни, духовные язвы и гнойники, вызванные разрушительным действием грехов и страстей. Приведу слова известного Оптинского старца о. Варсонофия, адресованные его духовному сыну: «Нас называют прозорливцами, указывая тем, что мы можем видеть будущее; да, великая благодать даётся старчеству, – это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У нас кроме физических очей имеются ещё очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая, прежде чем человек подумает, прежде чем возникнет у него мысль, мы видим её духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли. И от нас не сокрыто ничего. Ты живёшь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу всё, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени».
Конечно, и здесь больше вопросов, чем ответов. Что именно видят старцы? Что такое душа, и как она может «пребывать в крови», да еще и имея некую, пусть и малую, массу? Что значит «душа пребывает» – она растворена, плавает, встроена в клетки крови? Вопросы, вопросы, вопросы….
Повторюсь, мы не знаем ответов на все эти вопросы, и, не исключено, что никогда не узнаем…. Для своего же блага. Все нам дозволено, но не все полезно – строго напоминает апостол. Очевидно, например, что знание сущности души вполне может быть закрыто для человека Богом с тем, чтобы свести к минимуму возможность его, человека, вмешательства в наиболее ответственные и деликатные аспекты ее «работы» - как-то в управление вегетативной системой организма или беспристрастную фиксацию его «тайных дел», о чем еще будет разговор.
Таким образом, душа таинственна и недоступна не только для постороннего праздного наблюдения («чужая душа – потемки»), но и для (!) произвола самого человека. Это ясно указывает на то, что подлинным господином души является Бог, вдохнувший ее в Адама и, следовательно, по благодати во всех его потомков, и в этом смысле она вполне обоснованно может считаться Его эмиссаром в человеке.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.