Два пути познания Божественной тайны Триединого Бога. Протоиерей Михаил Ходанов о догмате Святой Троицы.
Главный догмат христианства – Троица. Догмат – это богооткровенная истина, содержащаяся в Священном Писании, выраженная в чеканной формулировке Святых Отцов и не подлежащая изменению.
Отцами двух первых Православных Вселенских Соборов было сформулировано, что Бог существует и являет Себя в трех равных между собой Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.
Троица – всесовершенный Абсолют, которым только и должен мыслиться Бог. Абсолютный Бог, в свою очередь, может быть только один. Два или более независимых Абсолюта ограничивали бы друг друга и не имели необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства. И – не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», – говорит святой Афанасий Великий.
Далее: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это личностный Абсолют, совершенная Личность, Единая в трёх ипостасях. Ипостась в переводе с греческого – «лицо» (не маска, не надеваемая на маскарад личина, а именно «лицо» в значении, синонимичном «личности»).
Понять Бога-Троицу умом до конца невозможно, так как человек – существо сотворённое и ограниченное. И всё же – как коснуться хотя бы отчасти тайны Троичности во Единице?
Тут – два пути.
Первый и высший путь – преображение себя через молитву, пост, воздержание и выработку святой ненависти к собственным грехам. На этом пути, по мере нашего духовно-нравственного просветления, очищаются сердце и разум и, соответственно, делаются более способными к постижению тайн Божиих. Подобное познается подобным, чистое – чистым, святое – святым. А Бог и есть высшая Чистота и Святость.
Второй путь – рацио. Однако он имеет свой предел, после которого начинается благоговейное и безмолвное созерцание тайны Троицы в чистоте сердца. И всё же рациональный путь богопознания говорит нам следующее: главная причина, по которой христиане исповедуют Троичность Единого Бога, – это догмат Троицы, содержащийся в Божественном Откровении. В нём же одновременно заложена истина и о единосущности Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святьй Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7).
Рождение Сына от нерождённого Отца и исхождение Святого Духа от Отца через Сына – основные богооткровенные истины христианского учения о Едином Боге в трёх Лицах. «Быть нерожденным» – свойство Отца, «рождаться» – свойство Сына, и исходить от Отца через Сына» – свойство Святого Духа. Однако это различие в свойствах никак не нарушает равночестности и равного достоинства Лиц, которые всегда – одна Личность. Вот что главное. Сын – не Отец, потому что Отец – один, но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога, но то же, что Сын. Три – единое по Божеству, и Триединое – по личным свойствам.
Три Божественных Лица всегда выступают только как одна Личность. Выдающийся русский философ В. Н. Лосский писал: «Бог богословия — это «Ты», это живой Бог Библии. Конечно, это Абсолют, но Абсолют личностный, которому мы говорим «Ты» в молитве…».
Протоиерей Михаил Ходанов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.