переправа



Христианское Движение



Опубликовано: 9-04-2012, 09:51
Поделится материалом

Власть


Христианское Движение

Фото с сайта Российская Империя 

 

Идеи выступления нашли отклик в обществе, и во многих регионах стали создаваться организации Российского христианского демократического движения, которое я возглавил. С 1989 года политические партии создавались на московских кухнях. Инициатива создания Российского христианского демократического движения принадлежит нам с Глебом Анищенко – издателям журнала русской христианской культуры «Выбор». Православная общественность, которая консолидировалась вокруг журнала и стала основой Движения. Учредительный съезд (Собор) РХДД прошёл 8-9 апреля 1990 года.

 

Начинали законотворческую деятельность с того, что среди народных депутатов РСФСР нас было двое. Вскоре депутатская группа РХДД выросла до 18 человек. Нашей небольшой партии и депутатской группе в Российском парламенте удалось много сделать по раскрепощению религиозной жизни в стране. В разделе «Религия и свобода совести» программы РХДД говорилось:

 

3.1. Свободная Церковь в свободном обществе является гарантом нравственного здоровья народа. Режим государственного атеизма в России разорил и пленил Церковь и тем самым обрёк общество на нравственное и духовное оскудение. Поэтому наша первостепенная задача – способствовать восстановлению канонической свободы Церкви.

 

3.1. Для восстановления доброжелательных отношений с Церковью государство должно признать факт гонений со стороны коммунистической власти. Все здания храмов и монастырей необходимо вернуть верующим. Государство призвано частично возместить нанесённый Церкви ущерб и взять на себя восстановление некоторых монастырей и храмов. Главные религиозные праздники должны быть объявлены нерабочими днями.

 

3.3. В современных условиях РХДД считает естественным отношением государства к Церкви – благожелательный нейтралитет, который осуществим только в правовом государстве. Для осуществления таких взаимоотношений Церкви и государства необходимо создать новое законодательство о религии, разработать правовые и иные гарантии того, что это законодательство будет неукоснительно соблюдаться государством – его учреждениями и чиновниками.

 

3.4. В рамках нового законодательства о религии необходимо:

 

3.4.1. Последовательно провести принцип отделения Церкви от государства и невмешательства государства в дела Церкви;

 

3.4.2. Предоставить религиозным организациям и объединениям право независимой самоорганизации и самоуправления;

 

3.4.3. Упразднить Советы по делам религий всех уровней;

 

3.4.4. Создать в Верховном Совете Российской республики комиссию вероисповеданий.

 

3.5. На основании этих принципов религиозным организациям и объединениям должны быть предоставлены:

 

3.5.1. Права юридического лица;

 

3.5.2. Право созывать собрания своих членов без предварительного уведомления местных властей;

 

3.5.3. Право на независимую от какого-либо вмешательства хозяйственную и финансовую деятельность;

 

3.5.4. Право совершать богослужебную и вести проповедь в частных жилищах и общественных местах;

 

3.5.5. Право преподавания и организации религиозных школ всех уровней.

 

3.6. Для обеспечения прав верующих в государственной системе народного образования из обязательных дисциплин должно быть исключено всё, что противоречит религиозным убеждениям обучающихся. Преподавание религии и преподавание атеизма должны быть уравнены в правах и стать факультативными.

 

Мы инициировали создание в Верховном Совете Комитета по Свободе совести и возглавили его. Подготовили и добились принятия закона «О свободе вероисповеданий»; Постановлений Верховного Совета об отмене репрессивных ленинско-сталинских декретов о религии и Церкви (в том чис­ле и дек­рет об изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей и иму­ще­ст­ва), роспуске Совета по делам религий, предоставлении религиозным организациям статуса юридического лица, освобождении религиозной деятельности от налогов, учреждении дня Рождества Христова выходным днём в стране, раз­ре­ша­лось пуб­лич­ное цер­ков­ное слу­же­ние, мис­сио­нер­ская, бла­го­тво­ри­тель­ная, про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность ре­ли­ги­оз­ных об­щин. Под влиянием закона РСФСР был изменён к лучшему и принимаемый Верховным Советом СССР закон «О свободе совести». Таким образом, мы в основном выполнили программу РХДД в области религиозной деятельности. Демонтаж системы государственного атеизма раскрепостил религиозную энергию народа: за несколько лет в стране были восстановлены тысячи новых храмов, десятки монастырей. При этом новые храмы оказывались полными народа, что свидетельствовало о возврате к вере миллионов людей.

 

Тогда нам не удалось добиться возвращения собственности (в том числе, земель и храмов) религиозных организаций. В вопросе о собственности демократы и коммунисты оказались на редкость единодушны. Предложенные нами постановление Верховного Совета, затем постановление правительства, затем указ президента были последовательно блокированы. До сего дня мы живём в ситуации правового нонсенса: ленинский декрет об изъятии церковного имущества отменён, но нет правового акта о возвращении этого имущества законным собственникам. Большинство верующих не догадывается, что до сего дня храмы и земли под ними принадлежат государству, которое «милостиво» передаёт их Церкви в безвозмездное пользование. Только в 2005 году Патриарх поставил эти вопросы официально и через пятнадцать лет приступили к их решению.

 

Тогда мы создавали закон для республики в составе СССР, и когда союзное государство было разрушено, наш закон не мог защитить общество и граждан от псевдорелигиозной экспансии из-за рубежа. Поэтому мы инициировали летом 1993 года принятие Верховным Советом нового закона о «Свободе вероисповеданий», который упорядочивал деятельность зарубежных религиозных организаций в стране и пресекал преступную деятельность разнообразных псевдорелигиозных сект. Но под давлением из-за рубежа и со стороны доморощённых радикал-демократов Президент дважды накладывал на закон вето. Третий раз отменить президентское вето не позволил октябрьский переворот. Можно себе представить, насколько меньше принесли бы бед обществу античеловеческие секты Аум-Сенрикё, Белое Братство, мунисты, хабардисты и прочие, если бы закон был принят в 1993, а не в 1997 году.

 

 

Моё выступление на съезде РХДД в 1990 году:

 

Уважаемые Дамы и Господа!

 

Сегодня я рад констатировать перед вами факт того, что наше Движение не только не прекратило своё существование, но набирает силу, растёт вместе с демократическим сознанием страны. Необходимо, чтобы в сегодняшней  политической сутолоке оно не потеряло своего лица. Для этого мы как христиане должны ощущать ответственность перед Небом и Вечностью, а не перед прахом земным. Это требует от нас борьбы с собственной греховностью: гордыней, леностью, безответственностью. Исторический призыв требует от нас отказа не только от греховности, но и т личных благ: от творчества, даже во многом и от семьи, потому что дело, которое мы на себя взваливаем, – колоссально ответственно и трудно. Наиболее труден выбор, о котором говорил Н.А. Бердяев, – выбор не между добром и злом, но между одним видом добра и другим видом добра. Сейчас мы должны осознавать, что сделали выбор в пользу политической активности не во имя собственных или групповых корыстных интересов, а во имя России и её спасения. Нами должна руководить идея возрождения Родины.

 

Религиозность и нравственность в политике, которые являются основными критериями нашей деятельности, требуют от нас радикализма в обличении зла, радикальности в оценках происходящий событий. При этом мы должны быть умеренны и конструктивны в наших действиях. Необходимо распространять атмосферу любви и солидарности в рамках Движения и за пределами его – в обществе. Такая установка обязывает, прежде всего, переступить порог страха. Все мы – дети советской системы, и страх формируется в наших душах ещё в материнской утробе. Только любовь и солидарность изгоняют страх. Мы должны любить не только ближних своих, но и врагов своих. Это трудно, но мы будем помнить, что наши политические противники – это заблудшие браться наши во Христе. Мы верой своей – с Богом и сильны этим, они же – без Бога, и в этом несчастье их.

 

Если исходить из этих принципов в политике, то можно ассоциировать нынешнюю Россию с духовно больным организмом. Это следствие насильственного разрушения национального сознания и исторической памяти. Излечение возможно только творческим восстановлением исторических традиций России: традиционной духовности, общественности и государственности. Конечно, к больному можно относиться по-разному. Можно уйти в сторону, отказавшись от борьбы за оздоровление Родины, – многие так поступают, уезжая за границу. При этом люди предают предназначение Божие, по которому каждый должен вносить свою лепту в преображение своей земной Родины. Можно выбрать позицию наблюдателя-советчика, – это тоже нужно для объективной оценки происходящего, для теоретических рекомендаций, – этим занимаются публицисты и учёные. Но нужны и врачеватели, которые исполнили бы теоретические предписания. И, как на долю оперирующего врача, борющегося за жизнь больного, так и на долю людей, взявшихся выполнить миссию врачевания России,  выпадает не самая чистая и благодарная работа.

 

Мы сделали свой выбор, создав Движение, – дерзнули стать врачевателями больной Росси, но потому, что мы обладаем средствами для излечения Родины – христианской традицией, Божиим словом. Нужно понять, что путь наш долог и потребует больших усилий, чтобы цель была достигнута. Только любовь и христианское смирение помогут нам на этом пути. Мы создали партию, которая не ставит перед собой задачу борьбы за власть. Наша цель – возрождение России. Мы не можем навязывать обществу наши идеи, но мы можем свидетельствовать о них образом своих мыслей и действий. Работа, которую мы ведём – это работа на завтра. Труднее всего при этом осознавать, что сегодня мы не увидим плодов своих усилий. Мы должны найти свою политическую нишу, – участвуя с другими демократическими силами, партиями в процессе обновления страны, мы должны искать свой путь. Наша главная задача – это религиозно-политическое просвещение общества.

 

Можно представить себе два пути в достижении политической группой, партией влияния в стране. Первый – это ленинский путь – создание жесткой организации, ведущей подрывную деятельность, разлагающую общество, уничтожающую всех мешающих приходу  к власти. Другой путь – распространение идей, которые овладеют обществом. Второй путь приобретения политического влияния – это наш путь. Мы должны сеять не идеи разрушения и вражды, а христианского созидания и солидарности. Это самый прямой путь увеличения политического влияния Движения. Так как наша деятельность направлена в будущее, мы должны искать молодых лидеров, воспитывать молодых людей, способных продолжить наше дело. Поэтому мы участвуем в создании катехизаторских школ, детского христианского движения. Только молодое здоровое поколение способно создать завтра здоровое общество.

 

За последнее время произошло определённое изменение общественного сознания, – общество уже достаточно понимает историческую вину КПСС и коммунизма. Сейчас необходимо, –  и мы пытаемся это сделать, – нести в общество идеи созидания, терпимости и любви. В традиционных формах политической борьбы, в парламентской деятельности мы также пытаемся привнести ценности, которым мы служим – христианские. Благодаря стараниям наших парламентариев был создан комитет по свободе совести, распустивший «осиное гнездо» КГБ – комитет по делам религии на территории РСФСР. На днях в Верховном Совете РСФСР принят закон о свободе совести и вероисповеданий, – более демократический, чем общесоюзный, и это также является продолжением наших идей.

 

Наше участие в съезде «Демократической России» дало неплохие результаты. Несмотря на немногочисленный состав делегации от РХДД, мы смогли изменить концепцию устава движения. Вхождение в «Демократическую Россию» даёт нам возможность нравственного и религиозного влияния на демократические партии и их лидеров, а это – одна из основных задач нашего движения. Влияние идей христианской демократии – это завтрашний день России. Но для того, чтобы этот день приблизить, мы избрали тактику активного участия в общедемократическом движении. Но при этом вовсе не исключается возможность создания блока с близкими нам по духу партиями. Пользуясь политической терминологией, это мог бы быть «правоцентристский блок». Сейчас среди партий, чьи программы близки нам по духу, можно назвать кадетскую партию консервативной ориентации, возглавляемую Михаилом Астафьевым, Народно-трудовой Союз российских солидаристов, многие патриотические движения неэкстремистского толка, «непамятного» направления. Можно подумать также о создании правого парламентского блока, который объединил бы в российском парламенте уже сейчас людей, кому близки идеи христианской политики.

 

Мы оказались сейчас идейно на острие борьбы. Это не наша заслуга, – таково течение времени. Наша задача видится в том, чтобы и организационно мы оказались на острие борьбы с богоборческой коммунистической идеологией.

 

Но вместе с ростом нашей силы и нашего авторитета, мы ощущаем сильное сопротивление со стороны противодействующих нам структур, в частности, со стороны «блюстителей коммунистических идеалов», КГБ. По неофициальным каналам по всему миру распространяется ложь про наше Движение и его лидеров. РХДД называют «прокоммунистической организацией, созданной КГБ» и т.д. С одним и тем же блоком дезинформации можно встретиться в Англии, Франции, Германии, Италии, Америке, в Воронеже, Челябинске и в Орле. Очевидна единая режиссура.

 

Второе направление борьбы с нашей организацией – это инфильтрация в Движение людей, которые пытались бы разрушить его изнутри. В то же время создаются целые организации, псевдодемократического толка, деятельность которых направлена на раскол общедемократического фронта.

 

Третье направление борьбы против нас – экономическая блокада. В последние месяцы блокируется деятельность предприятий, входящий в структуру нашего Движения. Известно, что в Грузии по прямому указанию комитета государственной безопасности было прервано пять контрактов с нашими издательскими предприятиями. Давление компетентных органов ощутил на себе Рижский кооператив РХДД, как только там стали печатать газету Движения «Путь».

 

Следующий этап борьбы против нас – информационная блокада. Из материалов о РХДД, подготовленных в различных органах массовой информации, – в газетах, на радио, по телевидению – прошла малая часть того, что говорилось о Движении. Например, съёмочная группа «Взгляд», приглашённая на нашу конференцию, призналась, что «начальство запретило включать материал о РХДДД в программу».

 

Мы не должны ставить борьбу с подобными акциями в ряд жизненно важных для нас дел. Мы должны направить все силы на рост христианских идеалов, которые мы пытаемся распространить в обществе. В этом залог нашего успеха. Основные политические средства нашей партии – это любовь к России, знание России, вера в Бога, любовь к нашей небесной Родине и бесконечное упование на спасение нашей земной Родины, многострадальной России. Поэтому, «находясь, – как сказано в Библии, – в отчаянных обстоятельствах, мы не отчаиваемся».

 

 

В политику вошёл в момент революционных перемен: режим разваливался, разрушая страну, коммунисты частью мимикрировали, поспешая застолбить лидирующие посты в «демократии», частью затвердевали в реакции, толкая власть на безрассудные судороги. В этой ситуации не с кем было солидаризоваться вполне, никакую политическую силу нельзя было квалифицировать однозначно по шкале добра и зла. Можно было только улавливать и выявлять тенденции. Некоторые предощущения и выражены в радиовыступлении.

 

 

ПОЛЗУЧИЙ ПЕРЕВОРОТ

 

Стенограмма выступления по Всесоюзной радиостанции «Россия» 1 февраля 1991 года председателя Политического Совета Российского христианского демократического движения, народного депутата РСФСР Виктора АКСЮЧИЦА

 

События последнего времени (января этого года) в Литве, реакция на эти события центральных властей, Указы Президента этого месяца, а также приказы двух министров – обороны и внутренних дел (датированные  29 октября) – всё это показывает, что у нас в стране осуществляется ползучий переворот.

 

Явно запланирован и проводится поэтапно государственный переворот. При этом каждый этап его с огромной натяжкой как-то ещё можно объяснить в глазах общества, хотя, на мой взгляд, эти объяснения несостоятельны. Например, необходимость патрулирования объясняется борьбой с преступностью. Хотя, как известно, во всех нормальных странах с преступностью борются специально созданные для этого структуры, причём борются не тем, что вводится режим для всего общества, но осуществляется целенаправленная борьба с преступными элементами и организациями.

 

Когда переворот осуществится, к тому времени объяснять его и оправдывать будет некому. Каковы его этапы? Если 1 февраля начнётся патрулирование – согласно известного приказа, то по сути это будет явочное введение режима чрезвычайного положения. Затем будет отменена гласность. Президент уже обращался с таким предложением к парламенту. Потом, очевидно, сначала в Прибалтийских республиках будет введено прямое президентское правление, после этого оно будет распространено на всю страну, то есть и на Российскую Федерацию. Это будет означать роспуск всех парламентов. И последний этап – роспуск или замораживание деятельности всех политических организаций, кроме КПСС.

 

Судя по всему, действия Президента говорят о том, что он уже свой выбор сделал, и этот выбор привёл к тому, что от Президента отшатнулись демократы. Теперь ему ничего не остаётся делать, как идти до конца, ибо в ином случае от него отшатнутся и те, на кого он пытается опереться, то есть консерваторы и реакционеры.

 

Насколько далеко зайдёт этот ползучий переворот – зависит, прежде всего, от сопротивления общества. На каждом из этих этапов возможна остановка. Что может пресечь этот переворот, который осуществляется на наших глазах достаточно интенсивно? В первую очередь, консолидация демократических сил общества перед лицом смертельной опасности – и для общества, и для государства, и для свобод и прав каждого гражданина этого государства. Затем решения, которые ещё не поздно принять Парламентам республик, чтобы хоть как-то заблокировать реакционное поступательное движение. И, наконец, главное – это голос общества: акции мирного гражданского неповиновения, всеобщие забастовки (к которым готовятся сейчас шахтёры), манифестации и демонстрации в крупнейших городах страны. Дай Бог, чтобы они в нужный момент оказались хорошо организованными и мирными. Всё это способно пресечь железную поступь переворота.

 

Сейчас решается: либо мы приступили к новым преобразованиям и добьёмся, чтобы основное препятствие – монополия коммунистической партии и идеологии – была убрана с нашего пути, и впервые страна вступила бы в эпоху экономических реформ, которые, по сути, не начинались. Либо же мы вступили в новый период стагнации. Что ждёт впереди и нас, и наших детей – зависит только от нас, от нашего гражданского мужества, гражданской ответственности, совести и решительности.

 

 

С самого начала относился к движению «Демократической России» прохладно и на российских выборах шёл как  независимый кандидат. Тем не менее, с декабря 1990 по ноябрь 1991 года по мандату РХДД был членом Совета представителей и Координационного совета «Демроссии». На этапе совместной борьбы с монополией КПСС на власть это было оправдано. Но после августа 1991 года мы вышли из «демократической» коалиции, о причинах этого я говорил тогда: «Мы с самого возникновения РХДД стояли на позициях просвещённого патриотизма. Мы – патриоты, мы – противники разрушения целостности СССР и России. Именно это стало причиной нашего разрыва с демороссами. "Демроссия" много преуспела в разрушении Родины… Она делает всё для возрождения тоталитаризма в ещё худшем виде».

 

 

Считая себя сторонником общественно-политической позиции А.И.Солженицына, на Съезде народных депутатов Российской Федерации в начале 1991 года инициировал создание и возглавил депутатскую группу, которую предложил назвать солженицынским «Российский союз». В декларации формулировалась наша позиция:

 

Депутатская группа

 

«РОССИЙСКИЙ СОЮЗ»

 

(Понятие «Российский Союз» ввёл А.И. Солженицын в работе «Как нам обустроить Россию»).

 

Объединяет депутатов Российской Федерации, стремящихся к возрождению исторической, культурной и государственной преемственности России. Основной своей задачей считает защиту вечных неотъемлемых прав и свобод человека на основе возрождения авторитета традиционных институтов семьи, школы, Церкви. Политическим орудием общественного переустройства являются только мирные, скорые эволюционные реформы. Отказ от всех видов политического экстремизма, переворотов, потрясений и насилия.

 

БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ. Признание КПСС ответственной за репрессии народа, развал и разорение богатейшей страны. Последовательный отказ от коммунистической идеологии как идеологии насилия, рабства и разорения. От идеологии ненависти и разрушения к идеалам солидарности и созидания. Лишить КПСС монополии на власть, экономику и культуру. Нам нужна не анархия и диктатура, а сильная и свободная Россия!

 

Духовное и политическое просвещение общества, ориентированное на восстановление традиционных ценностей.

 

Государственное единство Российской Федерации. Создание на её основе Российского Союза при свободном политическом волеизъявлении народов других республик. Признание государственного суверенитета республик, абсолютное большинство населения которых высказалось за отделение от России. Гарантии защиты прав и свобод русского и русскоязычных народов в национальных республиках.

 

Сочетание принципов сильной центральной государственной власти (президентская республика) с полным местным и общественным самоуправлением. Развитие земского самоуправления.

 

Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан. Полномочная ответственность государства за законность и порядок.

 

Рыночная экономика, широкая приватизация, свобода частной собственности и предпринимательства при антимонопольном законодательстве, системе прогрессивного налогообложения, государственных и общественных фондах социальной защиты малоимущих, законодательстве об экологической защите.

 

 

Виктор Аксючиц

 

Метки к статье: Аксючиц
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Христианское Движение"
Имя:*
E-Mail:*