Не сидится, ох, не сидится Борису Абрамовичу Березовскому (в простонародье «Береза, или БАБ) в своих туманных альбионах. Грусть-тоска его снедает. Тоска по былому величию, славе, власти. Разве это его масштаб – судебные дрязги с «товарищем Абрамовичем»?
И вот благородный, с горбинкой нос опального олигарха улавливает новые многообещающие «тренды» из России. И где бы вы думали? Непосредственно в духовной сфере - то есть там, где до сих пор и духа нашего героя не бывало. Борис Абрамыч вдруг, ни с того ни с сего ревностно возрадел о судьбах русского православия. До такой степени возрадел, что решил создать новую революционную партию либерального толка -"Христианско-демократическую революционную партию России" или "Партию Воскресения".
Разглагольствования беглого олигарха на новую для него тему просты и категоричны.
«Главная особенность российской действительности, - откровенничает он (с кем откровенничает – с Патриархом, Путиным, ограбленным не без его участия народом?) - в том, что большая часть граждан России, называя себя православными христианами, по сути остается язычниками. Христианство, православие для многих верующих есть скорее форма – ритуал, чем содержание – Вера. Две основополагающие ценности христианства: свобода и любовь находятся в зачаточном состоянии в сознании огромного числа граждан России».
Сильно сказано! Прямо не в бровь, а в глаз! А, главное, сразу как-то начинаешь ощущать собственную недостаточность перед светлой личностью, находящейся, судя по данному тексту, совершенно на ином, высшем и пока еще для большинства из нас, этих самых «православных христиан», увы, недостижимом уровне духовной зрелости. Не понимаем мы, грешные, простых вещей - что свобода это не «воля вольная», а «пространство поведения человека, добровольно им ограниченное Заповедями, системой внутренних ограничений. Поэтому внешний ограничитель – закон – с такой легкостью переступается».
Хромаем мы, выходит, и в христианском понимании любви, каковую наивно путаем с жалостью. Отличие же любви от жалости, учит нас БАБ, есть отличие «фундаментальное и состоит в том, что жалость не предполагает ответственности. А любовь – не только ответственность и тяжкий труд, но и божественный смысл жизни».
«Жалость, - продолжает он, – всего лишь, первобытная стадия любви. Как воля – первобытная стадия свободы. Свобода и любовь – суть универсальные ценности христианина. В то же время жажда воли и жалость есть индивидуальные животные инстинкты, они многолики и составляют ценностный базис языческого менталитета».
Ну и, наконец, вывод нашего БАБа: «Таким образом, главная умственная и духовная работа для большой части российского общества – преобразование языческого менталитета в христианский. И, следовательно, первейшая задача ответственных политиков – обеспечение условий для такой революционной трансформации».
А что же мешает преобразованию рабского менталитета в менталитет свободного человека? Разумеется, он – пресловутый «путинский языческий режим», который должен быть свергнут усилиями всех «идейных граждан».
Выполнить эту работу и призвана будущая партия лондонского олигарха? «Христианская – потому что любовь и свобода – основа нашей партийной идеологии. Демократическая – потому что только демократическая политическая система в России может обеспечить реализацию нашей идеологии. Революционная – потому что смена языческого менталитета на христианский – есть революция. "Партия Воскресения" – потому что мы (Б.А. Березовский – А.Н.) объявим о рождении партии в Воскресение Христово – 15 апреля».
Да, нечего сказать: изрядно потешился лукавый род над многогрешной душой олигарха! Это ж надо произвести такую путаницу в одной отдельно взятой голове! И все же попробуем разобраться в том, что мы узнали, и ответить по пунктам.
Первое: наша православная свобода, мистер Березовский, это не милое вашему сердцу «пространство» ветхозаветного законничества, но именно и прежде всего ничем не ограниченная, дарованная Господом любимому чаду Своему воля вольная, которая тем и отличается от всяких придуманных лжеименным разумом «ограничений», что вольна поступает, как ей заблагорассудится.
Второе - насчет жалости. Как человек не православный и, очевидно, не верующий (во всяком случае, в того Бога-Троицу, в которого веруем мы, недоразвитые восточные христиане) вы не можете и вряд ли когда-нибудь сможете понять иерархию любви, установленную Всевышним и явленную нам в Евангелии. Человеческий закон, точнее, понимание справедливости, выраженное в нем и через него, согласно учению Святых отцов, есть низшая и наименее совершенная ступень вселенской любви, ибо он всегда эгоистичен, лукав и плохо исполняется. Сама нравственная справедливость располагается, естественно, выше формального закона, но не выше милосердия или, как вы ее изволили назвать, жалости. Однако над всем доминирует Любовь, и наш Бог, по определению Иоанна Богослова есть любовь и только любовь, и ничего, кроме любви.
Третье: вы настаиваете на том, что ваша христианская партия революционна. Господь с вами! Первый и с тех пор главный на земле революционер это лжец и отец лжи – сатана. Какая революция, о чем вы?! Причем здесь истинное христианство, которое, если и воюет, то «не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной», сиречь против дьявола и служителей его?
Ваше возбуждение, господин хороший, нам понятно: благородный нос опытного политикана, конечно, учуял важные и фундаментальные изменения на политической арене России: крах и банкротство всех «старых» партий и идеологий, с одной стороны, и подъем Русской Православной Церкви, народа Божия – с другой. Впрочем, мы предвидели, что эти сдвиги не останутся незамеченными ни для друзей Церкви нашей, ни для ее врагов, и суеты на этом «поле» будет предостаточно. Что, собственно говоря, мы и наблюдаем, в том числе и на примере ваших демагогий. Каких только поганок не произрастет на этой ниве – и революционных, и либеральных, и обновленческих, и экуменических, и… таких, каких и вообразить-то невозможно. Поистине свято место пусто не бывает.
Но поверьте, никакие ваши ухищрения и литературные изыски вам не помогут. Народ Божий тем и силен, что с ним Бог, а Господу, в конечном счете, вольно или невольно служат все: и святые, и простые, и лукавые, и ангелы, и даже бесы. Ибо Он есть сущее, Он есть все во всем.
И последнее: ответьте г-н Березовский, почему во всем вашем страстном письме не нашлось места хотя бы для одного упоминания Иисуса Христа, а равно и нашего Патриарха. Или они, по вашему мнению, такие же «персоны нон грата», как В.В. Путин?
Александр Нотин
Изображение с сайта http://www.newsprom.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.