25-27 мая в Москве состоялся Всемирный русский народный собор ВРНС. Вот некоторые субъективные наблюдения и мысли по этому поводу.
Сначала несколько общих впечатлений.
Как профессиональный историк и в недалеком прошлом политолог, то есть специалист по интригам в политической сфере, не могу не отметить резкого - я бы даже сказал неприлично и вызывающе резкого - снижения интереса руководства РФ к этому вселенскому форуму РПЦ. Налицо признаки одностороннего невнимания и даже неуважения(!) Главой Собора является, как известно патриарх Кирилл, который и открыл его работу в Храме Христа. Кто же представлял там действующую власть? Президент, премьер, главы палат парламента, лидеры официальных партий? Губернаторы и министры, на худой конец? Нет! По какому-то «странному» стечению обстоятельств, в президиуме рядом с патриархом восседали гг. Фурсенко и вездесущий «праводелец» (ударение на последнем «е») Гозман. Вряд ли можно было выдумать более несуразную и нелепую демонстрацию, нечто более противное духу и настроениям собравшихся в главном храме страны православных христиан! Именно это и дал понять в своей, по обыкновению, страстной и яркой речи кинорежиссер Никита Михалков.
Как «прочитывается» сей демарш властей - ведь случайностей в подобных случаях и на подобном уровне просто не бывает? А прочитывается он так.
1) Мы – кремлевские вожди, вас - православных, не уважаем, и в вашем лице серьезной силы, с которой следует считаться в преддверии выборов 2012, в упор не видим.
2) Вам не по нраву министр Фурсенко и придворный пересмешник Гозман? Так получите того и другого в качестве этакого щелчка по носу!
Теперь о внутренней подоплеке. Все случившееся на Соборе и впрямь не случайно. Оно закономерно. Но, как настаивает аскетическое православие, причину внешнего события надлежит искать, прежде всего, в самом себе. Неужели причина в нас - участниках Собора?!
Очевидно, да. Так оно и есть.
Многое указывает на то, что главный светско-духовный православный форум год от года теряет свое значение как творческой лаборатории Русской Православной Церкви и дискуссионной площадки, где различные отряды единого народа Божия – священноначалие, клир, миряне – могли бы сверять и оттачивать свои позиции, вырабатывать взвешенные решения, определять стратегию и тактику текущего этапа.
Вместо этого – довольно однообразные и унылые «установочные» доклады, от коих на версту несет формализмом: то ли организация Собора хромает, то ли и в наши ряды проник зловредный вирус «партхозактивности». Разве нет у нас сегодня острых и насущных тем для обсуждения? Разве можем мы похвастать успехами в борьбе с неисчислимыми проявлениями зла, изливающегося на нашу многострадальную Родину?
Ясно, что до тех пор, пока Собор фактически не станет земским, и пока работа его не достигнет уровня, когда к ней естественным образом (а не только в силу авторитета патриарха) будут прикованы умы и сердца миллионов сынов России, ни власть, ни бизнес, ни «мировая общественность» не проявят к нам реального интереса. И уважения. Кстати, об этом наглядно свидетельствует тот факт, что из года в год Собор все труднее собирать и обеспечивать: о наличии подобных трудностей прямо говорил один из его спонсоров, признавшийся, что из-за перебоев с финансированием уже сегодня под вопросом не только созыв следующего форума, но и существование ВРНС как такового.
Особо следует отметить неоднозначность оценок среди верующих центральной идеи Собора, выразившейся в попытке выработать некие общие ценности для верующих, атеистов и даже представителей других конфессий России.
Что это: гениальный ход стратегов современной церковной миссии или очередная разновидность «Общероссийского народного фронта», только на этот раз в православной упаковке? Если первое, то вся история церкви решительно предупреждает от всех и всяческих попыток растворения правды Христовой (которая одна и та же до скончания времен) в других «правдах», хотя бы и ради очевидных тактических выгод. Если второе, то почему так равнодушен к этой инициативе главный бенефициар – Кремль?
Освящение язычества словом Божиим – вот главная задача Церкви.
Об этом прямо напоминает и Серафим Роуз: «Сохранение вековой традиции православного благочестия в современном мире стало битвой против многочисленных врагов. Православные приходы (в Америке – А.Н.) большей частью настолько обмирщились, что православный священник, желающий передать эту традицию и научить ей, может прийти в отчаяние от одной мысли об этом. Большинство священников и епископов кончают тем, что идут на поводу у своей паствы и приспосабливают предание к ее обмирщенности, из-за чего предание хиреет и отмирает».
Как точно и ярко, как предупреждающе грозно звучат эти слова в наши непростые дни!