Вопрос дня: может ли православный человек, выражать свои убеждения в такой форме стихийного общественного протеста, как митинг.
Прежде всего, попытаемся со всей возможной ясностью разобраться в духовной природе митинга. Не зря в народе говорят: «кипение митинговых страстей». Или помните? - «вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут». Куда уж ясней! Даже невооруженным глазом видно: оппозиционный митинг это буквально котел, распираемый страстями в виде идей, лозунгов, эмоций, энергий (действий). На этот счет вряд ли кто станет спорить – так оно и есть. Клокотание страстей – первый и самый очевидный признак любого антиправительственного митинга. Но ведь каждому православному человеку – в том числе и «политически активному» – должно быть известно, что страсти суть болезни души, и еще, как писали Святые отцы, «страсти суть демоны». Разве не очевидно, кто в этом котле воду мутит? Кому как не главному революционеру в подлунном мире, лжецу и отцу лжи – дьяволу?
Второй признак митинга - и по этому пункту тоже едва ли могут возникнуть возражения, - это хаос, стихия, анархия, толпа. У толпы же нет, и, по самой ее природе, не может быть границ, меры, направления и вождя. Чаще всего у нее наблюдается несколько «центров активности», проще говоря, несколько оракулов - тех, у кого глотка посильней. И, заметим, эти заводилы толпы никогда не бывают совершенно единодушны друг с другом. Как лебедь, рак и щука, каждый тянет в свою сторону. Вот и в этот раз на Болотной площади (Господи, название-то какое символичное!) сошлись в одном месте несистемщики-либералы а ля гг. Немцов с Каспаровым и системщики-коммунисты, подпольщики-лимоновцы и вполне легальные парламентарии, ярые националисты и уже упомянутые нами добропорядочные христиане. В политическом плане – прямо винегрет какой-то. А лучше сказать – «коктейль Молотова»!
Но это в политическом, то есть внешнем, линейном восприятии. В духовном же измерении толпа это не просто смесь разнообразных страстей, это еще и некое болезненное, заквашенное на страстях-болезнях сборище, в котором отсутствует какая-либо иерархия и структура, а порядок сдерживается не внутренней дисциплиной, но внешней ограждающей и контролирующей силой в лице полиции и солдат. Своего рода гетто, огражденное забором для пользы самих же его обитателей, которые, в отсутствие оного, могут прийти в исступление и истребить самих себя. Не этот ли «удерживающий забор» в лице десятков тысяч явных и неявных «силовиков», числом едва ли не больше самих митингующих, наблюдали мы минувшей субботой в Москве?
Впрочем, у митинга всегда есть и тайный смысл, и скрытые пружины, только искать их надо не в горячих призывах оракулов или «кричалках». Смысл – в раскручивании и разжигании наполняющих митинг страстей, в том нарастающем безумии, которое, подчиняюсь неодолимому закону массового психоза, ощущает каждый, кто хотя бы раз бывал внутри беснующейся толпы. Да, Христос собирал в одном месте тысячи людей, но не для того, чтобы от столкновения их страстей и амбиций получать некий «плод истины» (истина не рождается в споре, истина есть Бог, она есть Христос), а для того, чтобы проповедью Своей, напротив, уврачевать клокотавшие страсти, восстановить здравие душ, воссоздать поврежденную грехопадением иерархию личного и общественного бытия….
Человек, направляющийся в толпу, хотя бы и с самыми благими намерениями, должен отдавать себе отчет в том, что вероятность быть услышанным в ней стократ меньше, чем опасность растворить и растерять свои «благие намерения» в магме митинговых страстей. То есть идет он, получается, не прибавить своей душе добра и блага, а потерять, рассеять, разрушить таковые.
И еще. Парируя возможный контраргумент в том смысле, что субботние митинги, дескать, выдались на редкость мирными и организованными, отметим следующее. Да, это так. Но ведь в результате этих митингов, в их сухом, так сказать, остатке (это к разговору о «добропорядочных» намерениях) остался жесткий ультиматум властям, выдвинутый «под шумок» узкой группой «несистемщиков» как бы от лица всех участников. Что это, как не скрытая провокация? Кто из «добропорядочных» ставил свою подпись под этими требованиями? Не приведет ли их неисполнение через несколько дней к повторению шествий, только в куда более массовом и яростно-непримиримом формате? Не окажется ли тогда «мирность» и «благопристойность» этих первых антиправительственных выступлений своего рода уловкой, с помощью которой их реальные вдохновители и организаторы – падшие духи хотят втянуть народ русский в совершенно иную - кровавую и братоубийственную - бойню? Ведь любой митинг, где нет Христа, это потенциально пороховая бочка, готовая взорваться от малой искры.
Видно, мало пока в нас трезвости духовной, внимания к себе, бдительности к проискам незримого врага, если мы поддаемся на столь нехитрые, в общем-то, уловки! «Блюдите, - взывает к нам апостол Павел, - как опасно ходите».
Видно слаб еще духовный наш иммунитет, если внешнему, тварному, преходящему отдаем больше сердца, чем Творцу.
Видно недостаточно пока в нас и самого духа служения, коли трескотня лозунгов закрывает от нас понимание того, что «брань наша не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной».
Хорошо, скажет просвещенный читатель, что же делать? Ответ очевиден: есть немало законных путей служения Богу и ближним, где человек не становится пушечным мясом и заложником чужих страстей, где не сминается, не обезличивается его человеческое сознание и достоинство, как это происходит в митинговой толпе. Только через очное сотрудничество с единомышленниками в благих делах, в борьбе прежде всего со своими (и только потом, если хватит сил, чужими) недостатками - только так и можно РЕАЛЬНО спасать себя и гибнущий мир.
Александр Нотин
Источник изображения (Аэрофотопанорама митинга на Болотной Площади 10 декабря 2011. Фото AirPano): LoveOpium.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.