Президент России продолжает подавать сигналы интереса и сочувствия к национально-религиозной проблематике. 1 февраля, на встрече с участниками проходящего в Москве Архиерейского собора РПЦ он предложил «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости» и тем самым расширить толкование понятия «светское государство». По его мнению, православию и другим конфессиям следует дать возможность «полноценного служения» в ряде сфер, например, в поддержке семьи и материнства, воспитании и образовании детей, молодежной политике и решении социальных проблем, которых, по его признанию, у нас «очень и очень много». Путин подтвердил, что традиционные ценности и религиозные чувства верующих, наряду с правами, свободами и достоинством людей, должны быть защищены и «силой общественного мнения, и силой закона». Признав, что РПЦ сплачивает многомиллионный русский мир, он выразил надежду на продолжение партнерства между нею и государством.
О чем это свидетельствует? Я склонен думать, что почти ни о чем. Рано еще делать выводы. Конкретных дел маловато, а Господь советует «судить их по делам их». Путину, конечно, не позавидуешь: сфера возможной свободы его действий – а политика, как известно, это искусство возможностей – стремительно и неудержимо сжимается, оставляя, по сути, узкий коридор, по которому премудрый и благой Промысел Божий частенько направляет особо неуступчивых и духовно невежественных, но чем-то все-таки Ему угодных людей. Наш ли это случай, иной ли? – покажет время. Возможно, уже самое ближайшее время. Но, во-первых, оно еще не наступило. А, во-вторых, неполезно нам, окаянным, знать пути и суды Божии. Без Его благословения и голова может лопнуть.
Гораздо интереснее исследовать причины той нерядовой истерии, которую путинские реверансы в сторону Церкви и патриотов (вспомним, например, о создании «Изборского клуба») неизменно вызывают в стане наших либералов. Вроде бы и придраться здесь не к чему. РПЦ сейчас это быстро растущая и набирающая влияние общественная сила. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в расползающемся по швам российском социуме, пораженном всеми мыслимыми и немыслимыми пороками, с его трухлявой «вертикалью» и дряхлеющими думскими партиями, отсутствием идей развития и тотальной коррупцией любой на месте Путина проявлял бы, как минимум, демонстративное уважение к представителям той части своего народа, которая меньше других подвержена деградации и, более того, держит на своих плечах хрупкую российскую государственность. Это вполне прагматичная позиция. К тому же либералам де факто нечего «предъявить» президенту. В отличие от своих западных коллег, опыт которых нам безуспешно имплантируют вот уже четверть века, он не клянется на Библии, не требует от граждан петь «God save Putin!» или печатать на сторублевке «In God we trust!». Вообще, в сравнении с так называемыми западными демократиями в России христианство куда менее встроено в семейную, школьную и политическую жизнь.
И все-таки, откуда такая болезненная реакция? Мы же не слепые. Понимаем, что наши «правозащитники» и «болотные», засевшие на всех этажах власти, и не на последних местах, а в партере, задаром и без команды «оттуда» и звука не произнесут. А дело тут вот, в чем. Дело в принципиальном отличии состояния Русской Православной Церкви от ее западных инославных старших сестер: католической и протестантской. Если РПЦ, при всех своих болезнях роста, явных и неявных, хранит единство, святость, соборность и апостольскую преемственность Церкви Христовой, то две последние, каждая на свой лад почти уже и не могут называться церквями: одна трансформировалась в государство, другая – в клуб по исканию духовных «опытов», «откровений», «расширения сознания» и прочего. Оттого-то РПЦ растет и развивается, несмотря на тяжкие последствия 70-летнего советского пленения и лукавого либерального «попечения», в результате чего она оказалась вытесненной из СМИ, а те две задыхаются и хиреют, распродавая храмы и все больше и больше покоряясь стихиям мира сего. Именно это, а не смутные отсылки В. Путина к «духовным скрепам» и «важности традиций» сильнее всего возбуждает и ожесточает «пятую колонну» и стоящие за нею темные незримые силы: чует лукавое племя, откуда исходит свет обжигающий».
Ну, а что до упомянутого мною крена в политике «вождя нации», то… да, такой крен есть. Его попросту не может не быть. Нынешнее положение России таково, что, будь ты хоть атеистом-прагматиком, будь хоть «негром преклонных годов», но если у тебя осталась толика здравого смысла и инстинкта самосохранения, как миленький поплывешь в сторону твердого и сухого берега. Другое дело, что мне лично не очень вериться в перспективу «революции сверху», на которую, судя по всему, делает ставку «Изборский клуб». Впрочем, об этом у нас еще будет возможность поговорить….
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.