Очень далеко надо разбежаться человеку от человека, чтобы даже очевидно высокое и разумное дело встречалось с сомнением. Это, может быть, самое болезненное и неоспоримое подтверждение того, как было повреждено народное сердце за годы хотя бы и благого по целям экономического терроризма, в молодой жадности отменившего нравственные начала. Немудрено – с нравственностью, с духовной традицией да с памятью о родной истории много не наприватизируешь, состояние в день не составишь, капиталы за границу не определишь, да и во власть не протиснешься – там локти должны быть железные. И вот от народа осталось одно наименование, от истории – своевольные, взаимоисключающие учебники, от воли к жизни – последняя усталость, от культуры – «женские бои в грязи», от самостоянья – заглядывание в глаза любому денежному мешку, а от уверенности в завтра – «лишь бы день простоять да ночь продержаться».
Но, слава Богу, матушка-Россия понемногу пришла в себя, все понемногу утряслось и распределилось: кто не мог выдержать – умер, кто мог – сбежал, кто хотел – остался и даже задумался о доме и Родине, которые надо оставлять детям. И впервые что-то в душе начало распрямляться, и разговоры о национальном возрождении и возможности нового исторического рывка перестали быть пустой предвыборной игрой молодых хищников и начали проникать в народное сердце, проступать в душе памятью о славе и еще недавнем и незабытом единстве.
Сейчас нам выпадает возможность проверить, точно ли живы эти тенденции, точно ли мы начинаем выходить из затянувшегося кризиса. В душе давних друзей Псковской земли родилась не просто благородная, а в каком-то смысле «взрывная» (как бывает разумен направленный взрыв) идея – насыпать на древних полях между Изборском и Печорами Холм памяти и единства, в котором собрать земли древних крепостей и древних сражений, земли с могил великих детей этой земли, ее молитвенников – старца Филофея, Иоанна Крестьянкина, отца Николая Гурьянова, ее воинов, закрывавших дом Святой Троицы в дни Александра Невского, во времена Смуты и дни последней Великой войны, когда молодым сердцем закрыл родную Великолукскую землю Александр Матросов. Здесь должны сойтись лучшие тени «белых» и «красных», декабристов и монархистов, святых и безбожников, кто любил эту землю иногда по разные стороны духовных и военных фронтов, но с одинаковой привязанностью к России. Мы слишком долго рвали ее сердце. Пришла пора взаимного прощения для того, чтобы выйти в новый путь, как выходят после исповеди и причастия. И тут уж сразу отголоском обычной политической нечистоты – глухие разговоры об «игре» и «пиаре». А только какие сомнения и в чем игра? Псков, опять ставший порубежной землей, острее чувствует разрывы сознания и с естественной заинтересованностью говорит о единстве, потому что от этого единства, твердости и целостности народного, национального самосознания зависит его судьба (порубежные земли в конфликтах страдают первыми).
Очень бы хотелось, чтобы каждый район области всмотрелся в свою историю, в ее духовное, военное, человеческое лучшее и принес в этот Холм землю своих предков. Как от святых остаются мощи не для нашего поклонения, а для нашего укрепления в час слабости и сомнения, так и земля наша стала мощами для помощи нашему сердцу и духу. Как в час опасности шли крестные ходы в Псков со своими святынями, чтобы в час беды быть вместе, так пришла пора собраться вокруг Родины сейчас, когда мир под телевизионные ухмылки своих подпевал уже готов счесть ее второстепенной. Это не вопрос власти и политики, а счастливая возможность увидеть себя во весь рост, сосредоточиться для терпеливого труда духовного преображения России, которая все матерински ждет нашего опамятования.
Освящение Холма с крестом совершилось (Бог даст, его основное открытие, намеченное на четвертое ноября, состоится с участием первых лиц государства, ибо идея общенациональна и таит зерно пророчества о будущем единстве) в праздник Крестовоздвижения. Не потому только, что венчать Холм будет крест, но и потому, что равноапостольные Константин и Елена, которых Церковь вспоминает в этот день, искали на поруганной Голгофе Крест Спасителя в такой же нетвердый час своего государства. Искали с той же целью – собрать под Крестом разрываемые сердца разбегающихся земель Византии, скрепить зараженные индивидуализмом народы для единства и высокого пути империи. Им это удалось. Удастся ли нам – будет зависеть от того, насколько еще сильна и здорова наша вера в себя, в историческое будущее России.
Валентин КУРБАТОВ
писатель, член Оргкомитета
по возведению Холма Славы
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.