В сентябре 2007 года под Изборском состоялся чин освящения Поклонного Креста, установленного в непосредственной близи от северных границ России. Духовно-светское сообщество «Переправа» – в числе главных создателей этого важного для Псковской земли проекта. Холм, на котором высится десятиметровый Крест, представляет собой взятую цементом конусообразную гору из огромных природных валунов. На это освященное место часто приходят люди, как местные, так и приезжие, – помолиться, воздохнуть и поразмышлять.
Свадебные кортежи Пскова избрали Крест местом, которое надо непременно посетить. Уже стало традицией приносить и полагать в основание Холма горсти земли с освященных духовными и гражданскими подвигами мест России и всей мировой русской диаспоры. 27 сентября 2008 года у Холма была проведена акция, получившая освещение в центральных СМИ, в том числе и на телевидении.
Руководитель «Переправы» Александр Нотин делится с читателями своими размышлениями об этом событии. Его мысли окрашены в возвышенные образно-лирические тона.
Холм Славы, на котором высится десятиметровый Крест, представляет собой взятую цементом конусообразную гору из огромных природных валунов. На это священное место часто приходит люди, как местные, так и приезжие – помолиться, воздохнуть и поразмышлять. Свадебные кортежи Пскова избрали Крест местом, которое надо непременно посетить. Уже стало традицией приносить и полагать в основание Холма горсти земли с освященных духовными и гражданскими подвигами мест России и всей мировой русской диаспоры. 27 сентября 2008 года у Холма была проведена акция, получившая освещение в центральных СМИ, в том числе и на федеральном телевидении (фотоальбом события).
…День угасал. Холм тяжело вздохнул и прислушался к себе. Суета недавно закончившегося праздника все еще жила в нем. Она болезненно отзывалась в могучих метеоритных глыбах его основания, гранитной полировке плит, украшавших крепление Голгофы, в самом многотонном лиственничном кресте, кое-где иссеченном уже ветрами и морозами. Праздник утомил великана, привыкшего к другому, размеренно-молитвенному образу существования в чистом девственном поле под Изборском, известном под именем Сшибка. Люди часто приходили к нему. Они несли щепоти родной земли, давали обеты верности и любви, размышляли о сокровенном…. Холм принимал их всех, укрывал от жизненных неурядиц, утешал, вселял надежду и делился запасами бескорыстной небесной любви, сокрытой в его каменных чреслах. А тут – речи и песнопения, марши и ружейные салюты. Трудный выдался денек! ...
27 сентября. Изборск. Утро. Праздник Крестовоздвижения
Первые участники начали стекаться к Священному холму с осенявшим его Крестом задолго до начала праздника. Как и год назад, день выдался не по-осеннему теплым и светлым, будто сам Господь благословил своих чад придти сюда и отдать дань вечному и единому на потребу. Холм сиял. Он был украшен хоругвями и пышными, усыпанными багряными плодами кустами боярышника. В толпе смешались чиновники и журналисты, офицеры-десантники и священники, гости из Москвы, Питера и других российских городов, сотни простых изборян и псковичей. Они собрались, чтобы внести в холм земли своих сердец и отметить первую годовщину со дня создания этого памятника – нет, не личности, и не событию – всему Русскому миру, Русскому духу, Святой Руси. Ибо пришло время собирать камни….
Вот краткая хронология событий.
- Ровно в двенадцать часов священники Псковско-Великолукской епархии по благословлению владыки Евсевия служат праздничный молебен.
- Далее следуют выступления руководителей Псковской области и приветственное слово (от лица группы создателей монумента) писателя А. Проханова, который после этого презентует всем собравшимся свой новый роман под названием «Холм» посвященный одноименной Псковской святыне.
- Под рокот барабанов и гимн России командир 104 полка 76-й гвардейской псковской дивизии ВДВ и другие участники боев вносят в основание холма земли с полей недавних кровавых сражений в Южной Осетии.
- Реставратор С. Ямщиков всыпает в холм опаленную войной землю Абхазии.
- Звучит троекратный салют.
- К основанию креста поднимаются члены совета Императорского Православного палестинского общества (ИППО), чтобы оставить здесь горсти земель, доставленных из Иерусалима и Иерихона, с реки Иордан и моря Галилейского, отовсюду, куда ступала нога Спасителя во время Его земных странствий и жертвенного подвига. Эти святые горсти земли, запечатлевшие Его божественный дух, легли рядом с русской землей, хранящей память нашей славной истории, чтобы соединить и освятить их.
- Вокруг холма трижды совершается крестный ход.
28 сентября. Вечер. Федеральная трасса Псков – Москва
После трех дней непрерывных разъездов, хлопот и волнений, связанных с организацией первой годовщины Священного холма, мы впервые получили возможность перевести дух, успокоиться и осмыслить происшедшее. Все это – на обратном пути в Москву. Трасса на редкость пустынна, даже обычные в этих краях дальнобойщики, похоже, взяли паузу.
Александр Андреевич Проханов сосредоточенно вел машину и за первые два часа пути едва проронил пару слов. Первая остановка – у придорожного кафе на повороте в Пушкинские горы.
- Знаете, Александр Иванович, – Проханов отхлебнул чая с лимоном и с явным удовольствием принялся за бутерброд, - мне тут пришла в голову интересная мысль. Вот мы с вами уже больше года занимаемся Холмом. Он прочно вошел в нашу жизнь, и нам (не знаю, как вам, а мне-то точно) начинает казаться, что мы – некие холмотворители, что благодаря нашим трудам этот проект развивается и прирастает.
А ведь это не так! Все ровно наоборот.
Вот, к примеру, мы и наши друзья из ИППО принесли к Холму горсти Святой земли. А ведь на самом деле это его, Холма, работа. Это он нас всех призвал, свел, подружил, направил и все устроил наилучшим образом. И продолжает это делать изо дня в день, расширяя круг вовлеченных людей и, заметьте, нисколько не мешая нам, грешным, грезить собственными заслугами. Вспомните, с чего началось. Мы едем с вами из Печоры, так и не найдя места для холма, проезжаем поворот на Малы, начинаем разворачиваться, машина внезапно глохнет посреди дороги и … в изумлении созерцаем ту груду камней, из которой спустя каких-то три месяца вырастает Холм с Крестом. (Тоже чудо, если учесть тысячу на ходу решенных вопросов и преодоленных помех!). А остановившиеся в тот момент у меня часы – механические и электронные одновременно?! А духовный вестник – аист, севший на Крест в день его воздвижения, и потом долго разгуливавший среди толпы?!
Разве это не обыкновенное чудо? Холм воссел на положенное ему Богом место – в прямой видимости первой русской каменной крепости Изборска и Труворова городища, откуда началась государственность российская. Он теперь незримо и неколебимо царит здесь, а отсюда и во всей России, влияя и на наши судьбы,
и на приношение новых земель в свою духовную «просвирню», и на будущие деяния причастных к нему лиц, о которых они даже не догадываются. Вершится какое-то громадное мистическое действие, недоступное – по своим масштабам и сути происходящих процессов – нашему, увы, ограниченному разумению.
Мы не авторы и не творцы, но лишь орудия в этой работе…
Потом, уже на трассе, мы еще долго говорили о странных поворотах наших жизней и предвосхищавших их страданиях, о том, что за год Святой Крест с Холмом стали зримо сильней и выше, о роли этого богоугодного творения как духовного реактора, где тайно, по законам вечности, сливаются исторические русские судьбы, чтобы наперекор всем бедам и невзгодам сгенерировать долгожданное Русское развитие. Земля с мест святости и подвига и есть то сырье, которое питает этот реактор. Пути их к Холму неисповедимы. Взять хотя бы ту загадочную историю, которую поведал нам изборянин Евгений Павлович, охраняющий по ночам Холм на пару со своим псом Мухтаром. Неделю назад у подножья Креста он нашел коробочку с землей и записку, из которой следовало, что грунт взят саратовскими паломниками с места приземления спускаемого аппарата Ю.А. Гагарина, но они, паломники, не решились сами внести его в Холм и просят организаторов сделать это и оставить соответствующую запись в «Книге земель».
Еще мы говорили о том, что именно Крест с Холмом своим оградительным покровом уберегли наших псковских десантников от неминуемой гибели под снарядами и гусеницами сорока грузинских тяжелых танков, изготовившихся было к атаке на нашу передовую группу из шестнадцати БТРов. Здесь, на Холме, была услышана молитва солдат и, распознав их готовность умереть, но не отступить, Крест силой Господней ослепил атакующих, навел на них ужас и заставил в панике отступить в Поти, бросить технику и оружие и с позором бежать. Он закрывал очи павшим, укреплял и утешал раненых.
Он, Святой Крест Христов, стоящий на святых землях Пскова, и никто другой, своим мощным духовным действием, порожденным молитвами приходящих к нему людей, вразумлял и продолжает вразумлять наших все еще колеблющихся вождей. Он, и только он вызвал и нынешний глобальный финансовый кризис, сделавший невозможной для Запада «акцию возмездия» против пробуждающейся России и служащий первым грозным предупреждением всему погрязшему в скверне, лжи и насилии миру…
…Холм отдыхал, сбрасывая с себя остатки шума и толчеи необычного дня. Странно, но по мере того, как досадная суета отходила в прошлое, неизвестно откуда в его метеоритные вены начала вливаться новая живительная сила. Никто не видел, как она, переливаясь, мерцала на гранитных камнях, обнимала руки-крылья Голгофы и тысячами потоков устремлялась в ночное небо. В должный час Евгений Павлович включил огни подсветки. Холм ярко вспыхнул на фоне черного звездного неба, и вновь почувствовал себя звездолетом, соединяющим могучими осями Святого Креста землю с небом, человека с вечностью.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.