Перемены, произошедшие в конце ХХ века в России, открыли перед русской религиозно-философской мыслью новые перспективы. Философская традиция, искусственно пресеченная в нашей стране трагедией революции и сохранявшаяся на Западе в кругу русской эмиграции, в период «окончательного оформления русской религиозной философии… выхода ее на мировую интеллектуальную сцену» (1, с.256), получила все шансы вернуться и стать фундаментом зарождавшегося в постсоветском обществе духовно-патриотического движения. Так и произошло. Но место национальной идеи и идеологии духовного оздоровления нашего народа, именно захватившей большую или значительную часть общества, ей занять не удалось. Восьмидесятые и, особенно, девяностые годы минувшего столетия были периодом проникновения в советское и затем в постсоветское общество т.н. восточных религиозных философий. Повальное увлечение разного рода йогой и медитацией неизбежно способствовало более глубокому и детальному проникновению людей, их практикующих, в «премудрости» восточной философской традиции, получившей преломление на Западе. Организовывались кружки, клубы, в дальнейшем вытекающие в оккультные центры. Религиозно-философские идеи такого рода объединений, по большей части, формировавшиеся всего лишь несколькими десятилетиями ХХ века на Западе, в России претерпевали изменения, модифицировались или просто возникали заново в обрусевшем варианте.
Но не только Западного происхождения восточно-религиозные воззрения имели и имеют ныне распространение в нашей философствующей среде. У аналогичного им и достаточно мощного течения восточно-оккультной философии были и русские предшественники, такие как Елена Блаватская и супруги Рерих.
Для придания статуса их взглядам и идеям в настоящее время некоторые любят проводить аналогии и ставить в один ряд многих известных русских религиозных философов и названных выше деятелей оккультизма.
Но это является ничем иным как просто фальсификацией. Достаточно обратиться к выказыванию величайшего нашего философа В.С.Соловьева, который относительно трудов Е.Блаватской и др. говорил так:
«Если главные работы и доктрины теософического общества кажутся нам весьма шаткими и смутными, то практические его результаты представляются крайне неудовлетворительными…» (2, с.291)
«В «теософии» г-жи Блаватской и Ко мы видим шарлатанскую попытку приспособить буддизм к мистическим и метафизическим потребностям полуобразованного европейского общества». (2, с.316)
Теософские взгляды имеют колоссальный успех в настоящее время. Целое движение-религия «Новой Эры» зиждится на оккультном мировоззрении. По сути своей, поразительно примитивном.
Проникновение этих взглядов заметно ныне и в системе высшего образования России. Когда под видом, например, религиоведения происходит приучение учащихся к искусственно созданному и абсолютно беспочвенному оккультизму, ложно предлагающему всеобъемлющий взгляд на религиозную сферу человечества. Когда под видом научного подхода к изучению религий предлагаются не традиционные или научные инструменты познания процесса, а выдуманные под влиянием оккультизма.
Все это ставит на ложный путь развития многие умы, способные созидать, опираясь на великую традицию русской религиозно-философской мысли, но уже отравленные оккультизмом.
Еще одним примером ложного направления развития русской религиозной философии являются западные варианты путей процесса познания. Развитие этого направления являет собой обыкновенный подлог или, возможно, самообман, когда, например, материальное выводится из духовного или наоборот.
Огромным соблазном для современного не лишенного материальной составляющей мышления некоторых является высокое экономическое, и как следствие, по мнению западопоклонников, культурное развитие целого ряда государств Европы. И это вполне объяснимо. Понимание этого процесса развития Запада следует относить именно к религиозной жизни народов его населяющих. Ведь с распространением идей протестантизма в вырождавшемся католическом обществе и связан экономический скачек. Протестантизм, в отличие от католицизма, так или иначе предполагавшего внутреннюю работу над собой на пути спасения человека, объявил человека спасенным и устремления протестантов направились вовне. Это и способствовало необычайному развитию внешне-материального в ущерб внутреннему.
Ложность этого пути в рамках русской религиозной философской традиции вполне понятна. Т.к. в большей степени ее творцы – русские философы девятнадцатого столетия - опирались на Православие, и не просто из-за его традиционности для России, а по причине видения в нем идеала духовного существования.
В подтверждение вышесказанному нелишним будет указать на высказывание бывшего лютеранина православного иеромонаха Климента (Зедергольма), жившего и творившего в ХIХ веке. Анализируя последствия деятельности Лютера, он писал о протестантах так: «Люди плотские, которые как бы не мудрствовали, мудрствуют по плоти, а не по духу». (3, с. 331)
При всем уважении к положительной части западного культурного наследия, А.С.Хомяков всегда жестко критиковал западные вероисповедания. Это крайне важно помнить и не сводить развитие русского религиозно-философского мировоззрения до примитивно-толерантного.
Именно русская религиозно-философская мысль в лице ее лучших представителей и зачинателей опиралась на Церковь. Иные основы низводят ее до самопротиворечия и ложности суждений. Развиваясь, в том числе, и в строгой рациональной сфере русская религиозная философия в отличие от западных или прозападных вариантов следовала Истине, сохраняясь в неотъемлемой соборной церковности Духом.
А.С.Хомяков об этом писал так: «Но откуда, спросят нас, возьмется сила для охранения учения столь чистого и столь возвышенного? Откуда возьмется оружие для его защиты? Сила найдется во взаимной любви, а оружие – в общении молитвы, а любви и молитве помощь Божия не изменит, ибо Сам Бог внушает любовь и молитву» (4, с.100)
Литература
Русская философия. Имена. Учения. Тексты: Сб./ Сост. Солнцев Н.В. – М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001
Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т.6, 1966
Православный немец. Иеромонах Климент (Зедергольм). Издание монастыря Введенская Оптина Пустынь, 2002
Хомяков А.С. Церковь одна. – М., «Даръ», 2005
Алексей Ярасов
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.