Сейчас мы достигли той фазы кризиса, который поразил и нас самих. Основа развития или падения цивилизации находится не в институтах, не в мировом устройстве, не в каких-то идеологемах, которые постоянно воспроизводятся политиками, но при этом меняются лишь формы, - то перестройка, то модернизация, то ускорение, то инновации. Не в этом суть. Основная почва для взращивания духовности находится в человеке, в его тонких, внутренних духовных намерениях. И всякое явление этой жизни, будь то финансы или экономика, политика или культура в основании своём имеет человеческие намерения.
Исторические ухабы, по которым катится под уклон телега человечества, привели Россию к такому незавидному положению. Может быть, падение монархии было благом? Падение монархии – это внешнее проявление падения дореволюционной Церкви. Еще Игнатий Бренчанинов писал, что Церковь его времени уже была деревом с трухлявым стволом, а Феофан Затворник в эти же годы в унисон с Вениамином Федченковым писал, что православие неприметным образом исходит из России. Интеллигенция подменила православие теософиями, спиритизмами, поисками революционного переустройства мира, мечтаниями о свободах, о демократии, увлечением западничеством, французскими революционными идеям. От Царя отвернулись все, начиная от священства и, кончая казаками. Народ находился в очень сложном положении. Я вспоминаю дневники патриарха Тихона, который приводит живой пример о том, как некая матушка ударила в набат, когда приехали большевики и забрали батюшку, крестьяне пришли и, вместо того, чтобы помочь, дограбили церковь. В этом смысле произошло падение ни монархии, а падение Церкви.
Что дальше? Господним промыслом был воздвигнут железный занавес между Россией и всем остальным миром. Каким миром? – Римо-католическим, еретическим миром. Огонь ГУЛАГов и Соловков выжигает русскую религиозную почву, давая, с одной стороны, примеры величайшего мученичества и подвижничества, с другой, оставляя пепелища в сознании миллионов людей. Мы сейчас начинаем с чистого листа.
Я пришел в храм, не имея за спиной, ни духовного образования, ни поучения старших, ни какого-то религиозного воспитания в школе, в детском саду или вузе. Как и тысячи других я пришел к Вере с «чистого листа». Это и есть то второе принятие Христа, которое сейчас переживает часть русского общества. Много людей разделяют эту судьбу. Не потому, что они книжек начитались, а потому, что понимают, что без Бога нельзя, потому, что мрак, тьма, бессмысленность, ложь, предательство и обман, что к этому состоянию человек не может прийти искусственно. А когда это поймет большинство народа, тогда возникнет, то, что отцы святые называли непадательная вера, когда человек перестанет бояться и проникнется духом Христвым по- настоящему. И встанет в ряд Воинства Христова. Сейчас эти расточки по всей России. Рациональный холодный взгляд не различит их, он этого не видит, потому, что он по-другому устроен, у него другая частота восприятия. Духовный взгляд видит, что Россия сейчас - это чистое поле, или луг, внутри которого оживают корешки. Оно еще нетронутое снаружи, а корешки уже все ожили. И через какое-то время ростки смогут мощно и стремительно выйти на поверхность и усеять это поле дивной красотой.
Вспомним, что апостолов в Риме гонителей было всего двенадцать. У них не было ни денег и ни высоких должностей. Кто они были? – рыбаки. «Люди не книжные», - как подвел черту, после соответствующего их освидетельствования, синедрион. Но апостолы силой веры, силой духа шли и научали все народы. Они перевернули грозный спесивый Рим, которого боялись и дрожали все и вся, который казался непобедимым, неодолимым. Если империя создается для того, чтобы порабощать, карать, насиловать, убивать, то это империя зла.
Сейчас все смыслы перевернулись. Наша молодежь находится в жалком, запущенном, невежественном и очень болезненном состоянии. И этот вакуум чрезвычайно опасен для русской души, она не может жить в конвейере, не может жить потребительскими инстинктами. Ей этого мало. Это душа избранных в каком-то смысле. И эта избранность русской души не позволяет ей довольствоваться скотским корытом. Но если ей духовной пищи не дается, если главный смысл жизни от нее скрывается, ускользает или не открывается вовсе, она начинает метаться, болеть и страдать. Такова подлинная основа всех молодежных так называемых субкультур. Надо молодежи предложить совершенно другой алгоритм жизни. Пусть остаются учеными, философами, инженерами, бизнесменами, Человеками будьте!
Человек существо двуипостасное. А из современного человека хотят сделать зверушку. Кто хочет жить и умереть как обезьяна – пусть живет, это его выбор, он свободен. Но я понимаю, что у нашей молодежи, вполне материалистических взглядов и суждений, есть огромный потенциал интереса и спроса к духовным ценностям. Они очень тонко ощущают, что собственная поврежденность и недостаточность мешает им жить. Другое дело, чем все восполняется. У нас есть колоссальный кладезь духовного знания и свято-отеческого опыта, накопленного церковью. Этих знаний вполне достаточно, чтобы восполнить родовой и исторический провал и вернуть человеку духовное здоровье. И в смысле знаний, и в смысле опыта духовной жизни. Вся внешняя сторона жизни человека должна быть пропитана внутренним светом Божественного опыта и знаний. И вот тут мы снова возвращаемся к матушке Елисавете. Таких учителей, как она было черезвычайно мало. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Она сумела стяжать этот дух, сначала изменив себя. Русская православная церковь устами Христа и апостолов всегда говорила: измени себя, потом только дерзай чего-то менять во вне. Не может грязное построить чистое, а злое - доброе. Эта идея пронизывает все Христианство от начальных времен. И вот эти духовные светильники, к которым я отношу и матушку Елисавету, создавали незримое поле света вокруг себя. В этом поле многие сами поворачивались к свету истины и выходили из тьмы.
Смысл обновления не в том, что мы изменим что-то во внешней жизни, сначала надо себя изменить. И через очищенных, обновленных людей начинает действовать Бог. Так мы перейдём на более высокую ступень бытия, к осознанию вечности. Тогда это станет смыслом всей жизни. И сила Творца, Его премудрость начнёт действовать через человека, побуждая его жить по заповедям Господним. Душа начнёт воспринимать благодать и станет проводником действия этой благодати в мире. Через таких людей восстанавливаются обители, строятся храмы, созидаются холмы. И Россия начнёт оживать. Конечно, и «нечисть» не дремлет, она не раз нападала на матушку Елисавету в этой жизни, а злобствуют бесы, потому что чувствуют в человеке источник света небесного. Путь, который матушка указывала своей жизнью, одухотворяет души. И это в тысячу раз важнее, чем все политические программы, призывы и статьи. « Важно поднять храм и души людей»- говорила матушка. Вот в этом и есть суть Третьего Рима.
Третий Рим – это Рим очищенной души человеческой. А почему четвертому не бывать? Потому что это опостасийный Рим, это последний всплеск духовности и веры на земле. Об этом тоже многие старцы писали, говоря, что в России наступит еще такой период. «Внезапно судия приидет и деяния каждого обнажаться», - говорит святое писание. Языческое сознание не может понять, что живет человек катастрофически и непредсказуемо мало, и когда он умрет не знает, не понимая, что все ценности этой жизни в душе содержаться, важнее ничего нет, все остальное прах.
Сейчас дано Господом время, чтобы мы могли прозреть и почувствовать невероятный прилив сил, энергий, качеств, способностей, которые дает человеку Бог. Но человек должен это все заработать и даже где-то отвоевать. И эта борьба должна идти внутри наших душ. К этому призывала и матушка Елисавета. Достаточно вспомнить, насколько широк был круг ее общения, объем ее дел, и невероятная удачливость в делах. Она в мельчайшие моменты времени могла сделать очень многое. Вот КПД, очищенной от греха и страстей личности. Возможность духовного горения заключается не в личных способностях человека, хотя их у матушки было тоже немало, а в синергии, когда получает глубоко верующий человек Божественную благодать. Только тогда личность становится по- настоящему сильной, а главное - полной. При соединении физической и духовной составляющих возникает сила, способная созидать, а человек становится сотворцом Бога.
Александр Нотин
Источник изображения: Яндекс-фото
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.