переправа



Быть с Промыслом заодно



Опубликовано: 19-10-2007, 21:58
Поделится материалом

Общество


Быть с Промыслом заодно

 

Интервью с Александром Ивановичем Нотиным, руководителем культурно-просветительского движения «Переправа», арабистом, востоковедом, бизнесменом, историком, учредителем журнала «Шестое чувство», руководителем группы компаний «Монолит», советником Нижегородского губернатора В.П. Шанцева проводит главный редактор газеты «Православное слово» В.И. Жильцов.

 

– Александр Иванович, немного расскажите о себе. В России ведь всегда на личность обращают внимание.


– Родился в 1953 году в Москве в семье очень простых людей. Отец был инженером, не имел высшего образования, но дослужился до главного механика довольно крупного оборонного завода в Москве. А мать была библиотекарем. Бога я не ведал практически до 2004 года, когда произошли события в моей жизни, связанные с проблемами в бизнесе и в семье одновременно, которые перевернули весь мир. Продолжалось это где-то почти два года – спрессованное во времени и в интенсивности переживание, назидание Божие, в результате которого мне нечто открылось.

 

В 1975 г. я закончил МГИМО с арабским, французским, английским и чешским языками, защищался по политической истории стран Ближнего Востока в 1980-м году у Примакова в Академии наук, потом работал в странах Ближнего Востока по линии МИДа СССР, потом Российской Федерации. С 92–93 года я в бизнесе. С 96 года – советник Валерия Павлиновича Шанцева и одновременно занимаюсь бизнесом – недвижимость промышленная, коммерческая, жилая. В Москве много работал, теперь продолжил здесь, в Нижнем.

 

– Александр Иванович, возможно ли сохранить «душу живу», занимаясь предпринимательством в условиях современной России, где многое коррумпировано, криминализировано, или иногда где-нибудь чем-нибудь приходится поступаться?


– Я думаю, что у предпринимателей свой крест. В России всегда было купеческое сословие, которое жило по законам души. Был Бугров, богатый предприниматель в Нижнем, который до 60 процентов своих доходов отдавал на благотворительность. Огромное количество в России монастырей, церквей, приютов, центров социальной защиты, школ, домов призрения, ночлежек, домов престарелых создавались не властью, не Церковью, а именно предпринимателями. Другое дело, что тот провал, который произошел сегодня у нас, породил огромное количество людей, совершенно слепых в духовном смысле. Этим предпринимателям не позавидуешь – тяжелейшая жизнь у них! Когда человек себя духовно не ощущает, он не может быть счастливым. И вот эта бесконечная погоня за своими фантазиями, за своими амбициями, сопровождающаяся чванством, алчностью – она причиняет сильнейшие душевные мучения. А с другой стороны, провал, наверное, тоже был нам в назидание. Мы его, вероятно, заслужили. Я вообще считаю, что тотальное наступление нигилизма в России – это некий урок того, что происходит, когда люди отпадают от Бога. И на этой основе как раз и будет вырастать новый русский человек, который будет знать цену такому отпадению. Наша общая задача – воссоединение, но с новым знанием, с новым переживанием. Бизнесменов нового порядка на самом деле не так уж мало, как кажется. И как раз в России. Россия – феноменальная страна, феноменальная часть планеты. Здесь корни живые! На Западе в силу разных причин эти корни истощены, выжжены, выкорчеваны.

 

Например, у «Переправы» сейчас завязывается диалог с «Опорой России». Это федеральная организация, объединяющая разные слои бизнеса. Их интересуют наши программы, потому что мы занимаемся строительством душ, возрождением духовности. А их интересует то, что у нас уже потихоньку нарабатывается опыт, нарабатываются алгоритмы решения этих задач в конкретных «полевых» условиях. Мне кажется, Господь нам помогает встречать на своем пути тех людей, в том числе среди бизнесменов, которым не надо это объяснять. Мы планируем с осени в Москве начать семинар для «Опоры России», где их руководители уже будут постигать, что и среди бизнеса надо вести такую работу, чтобы люди поняли, кто они такие есть, какова мотивация человека в этой жизни, что такое истинный, разумный, достаточный уровень потребностей, что нужно делать с избытком того достояния, которое человек получает, и каким образом правильно реализовывать свои дары. Ведь умение вести дело – это дар Божий. Человек в себе должен разобраться и, конечно, основательно почистить обитель души. А после, когда тысячи иллюзий обрушиваются и зрение духовное у человека открывается, он понимает истинное свое предназначение, миссию свою. И он спокойно, охотно и искренне будет это делать, получая ответное, благодарное, ласковое прикосновение свыше и ощущая это в своей личной жизни. Я считаю, что предприниматель Богом предназначен к тому, чтобы превращать данные в его распоряжение активы в большии, то есть создавать прибавочную стоимость – в этом месте мы с Марксом сходимся. Но весь вопрос – для чего?

 

– В своих концепциях и публикациях вы довольно определенно говорите о том, что дистанцируетесь и от светских, и от духовных властей. Но без тесного контакта и с Церковью, и с государственными структурами, наверное, мы не сумеем придти ни в школу, ни в армию, ни в тюрьмы, и т. д.?


– Я говорю о дистанции к политике властей в том смысле, что старое сознание закрытого типа, которое абсолютно доминирует сейчас, не способно к духовному возрождению России. И когда мы обсуждаем те или иные проблемы – введение «Основ православия» в школах, например, и тому подобное, – мы видим позицию властей. И она выражается на каждом углу, в рекламе, на телеэкране в том, что такого разгула порока, зла и вседозволенности, как у нас, нет ни в одной стране мира. В этом смысле рассчитывать, что власть в старом сознании  встанет сейчас сознательно, последовательно и твердо на путь главного «национального проекта» – а именно возрождения духовных и нравственных ценностей в обществе всеми доступными путями в непосредственном сотрудничестве с Церковью и с другими традиционными конфессиями – иудаизмом, исламом и т. д. – с гражданским обществом, с наукой, – рассчитывать на это  нельзя. Почему? Да потому что причина в ней самой. До тех пор, пока мы не начнем менять соотношение между новым и старым сознанием, мы не можем рассчитывать, что во власть будет делегировано достаточное количество людей с новым сознанием. Мы находим, конечно, понимание у некоторых, мы сотрудничаем всякий раз, причем их не так уж и мало. Другое дело, когда мы говорим о государственной политике. Чтобы ее сформулировать, должны произойти радикальные сдвиги. И не в политических партиях – в «Свободной России», «Единой России», «Неделимой России» – не в этом дело. Все это партии – суть порождения старого сознания. Когда нового сознания во власти будет много, тогда мы увидим совершенно новое общественно-политическое устройство России.

 

Что касается Церкви, то мы с ней сотрудничаем. Я дважды встречался с владыкой Георгием, излагал ему то, к чему мы стремимся, что собираемся делать. И я думаю, что мы достигли взаимопонимания. Если мы вперед поставим конкретное дело, например, если начнем сейчас семинары с молодежным антифашистским демократическим движением «Наши», или будем делать программу о «Переправе» на нижегородском телевидении, конечно, мы будем взаимодействовать с епархией.

 

– Как «Переправа» планирует вести свою работу, в частности, в Нижнем Новгороде?


– Прежде всего хотелось бы создать методическую, методологическую базу работы в школах. Я считаю, надо пока (тактически) отказаться от идеи внедрения «сверху» «Основ православной культуры» – оставить это иерархам, пусть они там бьются, – а самим спокойно факультативно заниматься. У нас есть лицензированные, то есть сертифицированные Минобразованием программы – «Уроки нравственности», «Уроки гармоничного развития личности», «Уроки души» – как угодно называйте! Без рясы и без бороды мы можем в школах все это организовывать и проводить. Основная задача – не дать душе ребенка окаменеть в каменном нечувствии. Постоянно ее теребить, тормошить и давать первичные знания и навыки духовного делания. Для чего? Для того, чтобы ребенок умел отстоять себя, чтобы он имел самостояние, православное самостояние, чтобы он мог защитить свою внутреннюю сущность от воздействия враждебного окружающего мира, – приходится и так говорить! Мир сейчас стал более жестким, более злым, более агрессивным по отношению к ребенку, чем был даже при Советской власти. Раньше среда даже была более щадящей по отношению к ребенку, потому что она ограждала нравственность ребенка, она не создавала намеренно такое количество искушений. В этом смысле позиции греха усилились в нашем обществе, а позиции добра ослабли.

 

– При Братстве работает клуб походников. В Кустово есть энтузиасты, которые на православной основе занимаются русской традиционной борьбой, есть и другие молодежные организации. Но им нужна поддержка, не только методическая, но и материальная. А предприниматели зачастую не торопятся помогать этим начинаниям.


– Скажу, почему. Потому что с предпринимателями самими надо работать. Чаще предприниматель совершает благотворительность по интуиции, интуитивно понимает, что надо что-то давать. Нет осознанного, глубокого понимания смысла того, что он делает и зачем. Он не понимает, что делает это для себя прежде всего, не понимает истинного смысла отдавания. Истинный смысл отдавания или дарения того, что у тебя есть, другому, постигается только на определенном уровне чистоты сознания, к которому надо еще дойти.

Поэтому в Нижнем Новгороде мы, например, планируем, я надеюсь, в этом году создать такое вот бизнес-сообщество. Кстати, я хотел бы отметить, что «Переправа» – это не движение из пункта «а» в пункт «б», у нас нет харизматических вождей, наград, чинов. Наша задача – общение, возрастание и делание блага. Все! Не для кого-то – для себя. Поэтому, мне кажется, если в Нижнем мы соберем из наиболее «осознанной» части бизнес-сообщества – пусть будет 5, 10, 15, 20 человек, – соберем этих людей, разработаем с ними эту программу, то мы покажем пример, что люди в бизнесе могут сотрудничать не только ради удовлетворения своих потребностей, но что от этого сотрудничества они еще будут только выигрывать и лично, и корпоративно. Потому что начинают включаться другие механизмы: с ними Промысел начинает работать заодно, или, точнее, они с Промыслом заодно. Если мы сделаем это, то получим, конечно, дополнительные ресурсные возможности. Еще я очень надеюсь, что все благие наши начинания будут поддержаны властью. Валерий Павлинович – он человек внутренне очень порядочный, у него болит душа, я его знаю как очень тонкого чувствительного человека. Надеюсь, у нас достаточно опыта, знаний, чтобы с властью войти в контакт. Хотя и нам надо еще учиться взаимодействовать с властью. Мы иногда очень упрощенно смотрим на некоторые вещи: иногда письмо отправим и думаем, что что-то там происходит. Ничего не происходит! Кстати, чиновничество – это еще один объект нашей работы. Так что будем работать – и все получится!

 

– Бог Вам в помощь, Александр Иванович.

 

Метки к статье: Нотин, Жильцов, Переправа
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Быть с Промыслом заодно"
Jonah

6 июля 2015 18:13

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
You're a real deep therkin. Thanks for sharing.
Имя:*
E-Mail:*