…Холм, без которого сейчас просто невозможно представить себе панораму Епифани из-за Дона (да и вид на Дон из Епифани отсюда просто потрясающий) — старинное Федосеево городище. По одному из преданий, первую обитель здесь устроил кто-то из учеников самого Феодосия Печерского (правда, городище иногда называют еще и Федосьиным — то ли ошибка просторечья, то ли преподобный Феодосий все же не при чем). Другая легенда гласит, что Успенский холм со святым источником располагается на месте кладбища воинов, умерших от ран, возвращаясь с Куликова поля. Так или не так — не будем выяснять, не станем портить легенды, придающей Епифани былинный, героический ореол. Просто поклонимся памятному кресту. Осязаемая святость места не зависит от того, насколько исторически точны древние предания.
Вот, кстати, ещё одно из них, утверждающее, что именно от Федосеева городища «есть пошла земля Епифанская». Говорят, что игумен Епифаний, настоятель Свято-Успенского Феодосьева монастыря, что на Дону, задержавший литовские войска Ягайла, жил именно тут. А дальше версии расходятся: согласно первой, накануне Куликовской битвы игумен отправил братию сражаться, а сам поджидал литовцев, а когда те подошли, хитростью задержал их «и три дня угощал», споил, проще говоря. Якобы, когда Ягайло таки понял, что на самом деле происходит, в ярости приказал Епифания казнить, да только уж поздно было — «мамаевцы» бежали… По другой же версии, для игумена все кончилось хорошо, да и братия на Куликово не ходила, а литовцы просто останавливались в этих краях на постой. Воспользовавшись этим, старец подложил им в обоз икону Николая Чудотворца, которая не давала лошадям трогаться с места, а когда образ обнаружили, все, кто стал над над ним глумиться, ослепли… Согласно этой легенде, Ягайло вовсе не пришел от этого факта в ярость, а наоборот, убоялся, икону оставил, монастырскую братию не тронул и поспешно удалился обратно в Литву. И, якобы, на том месте, где стояла «заклинившая» телега, построили в честь Николая Чудотворца собор, а возникший вокруг него город назвали по имени игумена — Епифанью.
Увы, обе эти легенды не соответствуют исторической действительности… Войска Ягайлы до места, где стоит нынешняя Епифань, возможно, и дошли — насколько известно, в момент битвы они стояли в одном переходе от Куликова поля, около 30 километров — тут вроде сходится; однако никто их там явно не задерживал — напротив, московский князь Дмитрий Иванович, узнав о приближении противника, вынужден был совершить перед сражением дополнительный тактический рывок — перейти реку и сжечь за собой мосты. С одной стороны, это не давало «литве» возможность вступить в битву на следующий день и поддержать Мамая количеством и качеством; с другой стороны, русское войско вынуждено было сражаться «с плацдарма», а не из-за естественной преграды, что было бы, разумеется, проще — пройдет еще сто лет, и именно водная преграда Угры положит конец татарскому игу. А тогда, на Куликовом, все сложилось как сложилось — в отсутствие Ягайлы Мамаю не хватило не то сил, не то решительности продолжать сражение, а «литва» остереглась догонять победителей, ограничившись зверским разорением отставших от основного (сильно потрепанного) войска обозов с ранеными. Можно позлословить на тему «подлой вражины», если оставить без внимания тот факт, что отставшие обозы Донского, плетшиеся по Рязанщине, в охотку грабили и «свои же» рязанцы, покуда их князь, бывший с Дмитрием Ивановичем на Куликове, не вернулся и не пресек безобразия…
По документам, Успенский монастырь на Федосеевом городище впервые упоминается в 1609 году как уже существующая: в тот год обитель разорили крымчаки, после чего она пустовала лет тридцать. Ныне существующий Успенский храм возрожденной в середине XVII века обители построена в период примерно с 1680-х по 1720-е годы. Простая и гармоничная церковь, возвышающаяся на холме над Доном при въезде в город по Тульской дороге, по сей день остается архитектурно-ландшафтной «визитной карточкой» Епифани.
А ведь ее могло не стать В 1932 году храм закрыли, приспособив сначала под зернохранилище, а потом передав местному краеведческому музею. Тогда Епифань была еще райцентром; в 1956 году район упразднили, и, видимо, кто-то из кабинетных «высоколобых» в облруководстве счел, что для заштатного рабочего поселка иметь собственный краеведческий музей «жирно будет». Не помнящие родства грамотеи и экспозицию прикрыли (а, говорят, там было немало интересных экспонатов), и церковь оставили бесхозной, разобрали придельный теплый храм… Разрушалась она аж до 2003 года, пока в Епифань после традиционного паломничества к храму Сергия Радонежского на Красном Холме не заехал епископ Сергиево-Посадский Феогност. Вид церкви, поразительной даже в полуразваленном состоянии, настолько захватил священнослужителя, что тут же и было принято решение о ее восстановлении. А затем была возрождена и обитель — теперь это Успенский скит Троице-Сергиевой лавры, только не мужской, как прежде, а женский.
С Федосеева городища по извилистой грунтовой улочке возвращаемся в центр города. По правую руку от нас, за деревьями и редкими домиками частного сектора — в бывшей слободе пеших стрельцов — когда-то стояла церковь Преображения (она же по старому приделу — «Егорьевская», то есть Георгиевская), вторая из двух церквей, встречавших въезжающих в Епифань с запада. Небольшой классический храм был построен в 1835 году и полностью снесен столетие спустя, в конце 1930-х. А по левую руку на центральную площадь выходит здание пожарной части — прямой наследницы дореволюционной. Вообще, именно в южной части Красной площади больше всего сохранилось старой кирпичной застройки, уцелевшей после немецкой оккупации, но в 1990-е годы запущенной порой до удручающего состояния. Таков вот памятник архитектуры местного значения — дом купца Пучкова XIX века. Вообще-то официально он на реконструкции, но запрещающая приближаться табличка утверждает, что дом «в аварийном состоянии»…
На Новослободской улице, куда выходит фасадом дом Пучкова, практически не осталось памятников архитектуры. Только и «достопримечательностей», что рынок, типовые в той или иной степени домики да автосервис с заправкой. В конце улицы — изуродованная до неузнаваемости деревянная Дмитровская церковь (XVIII век, значительно перестроена в XIX веке): после революции ее обезглавили, сломали колокольню и здание приспособили под жилой дом… С площади на выезде из города видна главка маленькой кладбищенской церкви Иоанна Предтечи. В старых источниках она именовалась Всехсвятской, по главному престолу; теплый придельный храм был во имя Петра и Павла и еще один престол — Предтеченский. Церковный комплекс был закрыт в 1937 году, тогда же на кирпич для спиртозавода разобрали главный храм с колокольней. В сохранившемся приделе служба возобновилась уже в 1943 году — его переосвятили в честь Иоанна Предтечи (в память об одном из уничтоженных престолов), а по восстановлении всего церковного здания в наши дни название «прикрепилось» и к нему. Потом реставраторы взялись и за колокольню…
Новослободская улица выводит нас из города. Отсюда дорога ведет на Куликово поле. Но это уже другое путешествие…
Наталья и Григорий Емельяновы, http://old-towns.ru
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.