Этой публикацией мы начинаем большой (будем надеяться) разговор об общинах как альтернативной и перспективной форме устройства нашей национальной жизни, основы и ячейки государства и общества, гаранте целостности русского этноса и всей русской цивилизации, образе спасения гибнущего в безбожии человечества. И, конечно же, мы с нетерпением ждем ваших откликов, замечаний, предложений….
Община… Удивительное слово, принадлежность и наследие Святой Руси! Общее, общность, общение, общество. Никакие социальные катаклизмы и эксперименты, столетиями терзавшие нашу землю, не смогли вытравить образа общины из сердца народного. А таковых было не счесть. Колхозы и совхозы, трудовые коллективы и клубы по интересам, коммуны и партии, – каких только суррогатов общежития вне и без Христа не повидала Россия по мере того, как древний, по Богу устроенный уклад сменялся на ее просторах нынешним ярым неоязычеством. Но и эти суррогаты, хотя и низшие по отношению к православной общине, тем не менее, несли на себе некоторый ее отпечаток, некоторую толику той изобильной благодати, которая когда-то освящала и питала русскую общинную соборность и производное от нее русское величие.
В наше смутное и трагическое время, когда коррупцией и лукавством подорваны самые основания нашего национального бытия, когда всякая живая русская душа невольно сжимается от горечи и предчувствия беды, когда зло, кажется, торжествует победу, древний образ христианской общины является к нам из исторического далека спасительным указателем. Он овладевает нашими умами и, обогащаясь новыми формами и идеями, укрепляет нашу волю и веру в победу России.
«Где двое или трое собрались во имя Мое, – ободряет нас Господь, - там и Я посреди них». Именно этим, именно прямым Божьим присутствием измеряется сила православной общины. «Без Бога – не до порога» - говорили в народе. И дело здесь не в арифметике. Помните, как во время одной из своих, как бы сейчас сказали, миссионерских поездок по Малой Азии в одном из городов апостол Павел навестил «большую христианскую общину» численностью… пятнадцать человек(!).
Еще раз: арифметика здесь ни при чем. Преподобный Серафим (Саровский) открыл нам тайну «малой закваски»: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Мы не знаем точно, как действует этот «механизм», но мы точно знаем, что в лоне Божьей благодати силы людские тысячекратно умножаются, и кажущаяся немощь посрамляет кажущееся могущество. Нужна сердечная вера, молитвенное призывание Творца, исполнение заповедей Его, очищение себя от греха… и тогда Он непременно войдет в страждущую душу – «грядущего ко Мне не изжену вон», а с Ним и двое-трое, и «малое стадо» становятся победным большинством.
Но важно не только умозрительно усвоить принцип богочеловеческой синергии - важно еще и разобраться, почему, в конечном итоге, не устояли те, прежние общины, а с ними и великая Россия. И сделать из этого правильные выводы. Колхозы и совхозы свалились на нашу голову не с потолка. Эти «новообразования» размножились на гнилостных останках некогда здоровой русской деревни, пораженной изнутри пагубой мира сего - алчностью, завистью, злобой, ложью, насилием…. То есть всем тем, что в корне противно христианскому духу. Россия действительно не выдержала испытания капитализмом. Но не потому, что так всесилен был его нигилистический напор, а потому, что к началу XX века не только в верхах, но и в низах уже русского общества практически угасла вера во Христа и охладела, формализовалась церковная жизнь, что неотвратимо привело к утрате «удерживающей» божественной благодати. Не «они» выиграли тогда, а «мы» проиграли. Или, как говорят Святые отцы, «не враг силен – мы слабы».
Этот-то общинный дух (а не просто его внешнюю форму) нам и предстоит возрождать, если мы хотим выжить, устоять перед страшным излиянием зла. Премудрым промыслом Своим Господь явил нам обреченность всех и всяческих идеологических «измов», вообще всего плотского - партий, парламентов, судов, структур и органов, - если они не содержат в себе благодати Духа Святого. Нужны ли еще какие-то доказательства или довольно будет и этого?
Однажды каждый из нас должен начать не с кого-то или чего-то постороннего, а ровно с самого себя. Ищите – учит Господь – прежде Царства небесного (которое «внутрь вас есть») и правды его, и все прочее приложится. То есть дано будет вам по вере вашей. Работой над собой и распятием в себе ветхого человека мы сможем со временем измениться, стать «новыми» и удостоиться Божьего благоволения. Только на этой почве, причем независимо от господствующих в данный момент общественных условий, сможет возродиться православная община – прообраз и главное условие Русского возрождения. Роль Церкви здесь невозможно переоценить.
Во-первых, община, как и семья, сама по себе уже есть малая Церковь - ведь внутри нее собрано «царственное священство мирян». «Одно тело, одна душа» - так определяли сущность христианской общины апостолы.
Во-вторых, община немыслима без духовника, церковной службы, общей чаши, исповеди, молитвы и других таинств, укореняющих ее в лоне Духа Христова.
Ну, и, наконец, именно на ней, на общине лежит обязанность всеми силами и ресурсами поддерживать окормляющую ее институциональную Церковь.
Александр Нотин
Изображение: «Первый Вселенский собор». Дионисий, фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Разрез по южному продольному нефу. Вид на юг. 1502 г. www.dionisy.com
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.