Осознанная необходимость
Существует мир духовный. Он, в меру откровений, описан в разных духовных школах, институтах, и сейчас мы о нём не упоминаем. Кроме этого, есть мир материальный. Он также изучен и в меру возможностей описан многими учёными. Но описания перехода от мира тонкого к миру вещественному, от мира метафизического к миру физическому, мы так и не имеем. Например, когда речь заходит о сферах жизни, смело ставят к ряду экономическую, политическую, социальную, духовную сферу. И если с первыми тремя всё понятно, то разбирая сферу духовную, вдруг мы сталкиваемся с такими составляющими её как театры, библиотеки, музеи, кино… Но это ведь не является духовной сферой! Вместе с тем, Гаврила Державин в своей оде Бог даёт нам подсказку: «Я связь миров повсюду сущих, я крайня степень вещества, я средоточие живущих, черта начальна Божества». То есть, крайняя степень вещества в человеке сочетается с началом Бога. Соответственно, сам человек и есть переход от мира духовного к миру материальному. Человек, имеющий тело как физиологию, душу как индивидуальность, дух как личностное начало – именно он является проекцией мира духовного на мир материальный, по принципу «Дух творит себе форму», то есть, каков дух – такова и форма.
Проекция
Поскольку общество есть совокупность человеческих связей и основа его человек, то и устроено оно также как человек. У него есть тело, которое можно замерить, у него есть индивидуальность, которую можно оценить, у него есть личность, которую можно открыть через погружение в него. То есть основа общества, представленная сегодня, – это социально-экономические сферы, на эти сферы оказывают влияние культурно-мировоззренческие факторы, а эти факторы формируются духовно-нравственными началами. Таким образом, если смотреть по проекции из мира духовного, сущее формирует существенное, а уже оно задаёт качество существующему.
Постараемся каждый из этих трёх блоков разобрать на три составляющие, дабы нам иметь понимание, что из чего в этой проекции происходит. Для удобства, как в проекторе, каждое преломление этого луча мы назовём линзой.
1. Итак, начало проекции есть “высший смысл”- точка устремлений всех чаяний и надежд, как отдельно взятого человека, так и общества. Из этой точки формируется главный социальный духовно-светский закон: сила духовной проекции зависит от устремлений человека и общества к миру духовному.
2. Высший смысл всегда закрепляется в этносе в виде былин, эпосов и преданий – мы эту линзу называем «мифология».
3. В следующей линзе осаждаются обычаи, ментальность, нравственные нормы – эту линзу мы называем «духовно-нравственные нормы».
4. Проекция, исходящая из этой линзы, формирует у социальных групп или человека миропонимание, мироощущение, мировидение – и эту линзу мы называем «мировоззрение».
5. Поскольку человек есть «связь миров повсюду сущих», то следующая линза формируется из отношений к вещам, людям и событиям сквозь призму идеалов – и мы её называем «идеология».
6. Свойства линзы «идеология» в своей дальнейшей проекции кристаллизуется в культурных кодах, таких как еда, досуг, путешествия, воспитание, передвижения и много, много других – эту линзу мы называем «культура».
7. Свойство линзы «культура» осоляет собой, армирует само общество, делает его самобытным и устойчивым в развитии – и следующую по проекции линзу мы называем «социум».
8. Общество выделяет из себя наиболее активную социальную страту, которая обеспечивает защиту его интересов, и эту линзу мы называем «политика».
9. Политическая сфера обеспечивает деятельностный фундамент жизни общества, который мы называем «экономика».
Вся проекция состоит из девяти линз с условными названиями, отражающими их свойства. Эта проекция живая и динамичная, поэтому не стоит ей увлекаться как механистической игрушкой, поскольку она всегда только есть инструмент для понимания процессов, происходящих в обществе.
Культурно-мировоззренческие коды
Поскольку в мире преобладают две культуры: городская и сельская, то мы западную культуру относим к городской, а культуру восточно-европейскую, российскую – к сельской. Помимо всего прочего, с момента крестовых походов и по сей день Запад ведет миссионерскую борьбу за право распространять свою культуру, он подчиняет себе всё пространство, монтируя экономические, политические и социальные модели, которые понятны им. Западная культура внешняя, фасадная, в то время как культура восточно-европейская - внутренняя, гротовая. Предки русских из мест весьма благополучных и теплых уходили вглубь азиатского континента на север и восток за своими подвижниками, «навстречь солнцу», за миром, к тому, что позже подвижники эти и выразили: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Эти два полярных вектора сформировали две абсолютно разные культурно-мировоззренческие платформы: мессианскую и миротворческую.
Поскольку вся культура выражается в киноискусстве, нам не составило труда сделать анализ культурно-мировоззренческих кодов, которые зашиты в те или иные кинопроизведения. На основе этого анализа мы вывели сравнительную таблицу, и она оказалась существенной при объяснении многих процессов и феноменов в столкновении наших культур.
Цивилизационные принципы
В результате проделанной нами работы мы пришли к пониманию, что есть два типа цивилизационных моделей: антропоцентрический и онтоцентрический. От смыслов к человеку и от человека к смыслам. Западный тип – это тип внешней культуры, исправляющей мир, это тип антропоцентрический, мессианский. Восточно-европейский – это тип, обращенный в себя и исправляющий себя, это тип онтоцентрический, миротворческий. Понятно, что в «чисто-химическом» варианте тех или иных типов мы сегодня навряд ли встретим, но здесь важно понимать, к чему тяготеет представитель той или иной культуры, поскольку коды – они как прошивка - влияют на всё, от принятия управленческих решений и до образа жизни.
Сравнительная таблица.
Поскольку мы в таблице начал, факторов и сфер употребили принцип проекции, то мы его применим и здесь.
Рис. 1
Рассмотрим свойства антропоцентрического цивилизационного типа (в левом поле).
Линза «устремление»:
Мессианство – это представление о себе как о субъекте, наделенном высшим правом вершить суд над кем бы то ни было.
Линза «мифология»:
Исключительность, представление себя в образе сверхчеловека, для такого субъекта исключительность является принципиально важной компонентой, определяющей право вершить суд.
Линза «духовно-нравственные нормы»:
Нигилизм как способ существования в виде неприятия любых форм государственного, общественного устройства, самобытной культуры, вплоть до иного мировоззрения и отрицания иных духовно-нравственных норм.
Линза «мировоззрение»:
«Мир для меня» – как основополагающий принцип во взаимодействии с другими субъектами, определяющий пользовательское отношение к недрам, культурам, духовно-нравственным нормам.
Линза «идеология»:
Выгода как выражение отношения к вещам, к людям, к событиям как к товару, который приносит дивиденды и который можно обменивать и преумножать, для которого вся жизнь - это череда сделок.
Линза «культура»:
Самовыражение как подчеркивание достоинства поставляемого товара: от человека до элементов промышленного дизайна, вплоть до космических кораблей, в которых самое главное – это привлекательность.
Линза «социум»:
Индивидуализм, доведённый до полной атомизации человека, вплоть до помещения человека в капсулу собственных представлений о мире и о самом себе.
Линза «политика»:
Libido Dominandi – это есть страсть доминирования, которая приводит общество и государство к беспощадной гонке превосходства над всеми, где утрачивается здравый смысл и всё подчиняется животным инстинктам.
Линза «экономика»:
Обогащение как состязательность в накоплении богатств ради самоутверждения и компенсации за мнимые цели и устремления, несущее субъекту разложение и, как следствие, опустошение.
Теперь также, по принципу проекции, рассмотрим свойства онтоцентрического цивилизационного типа (в правом поле).
Линза «устремление»:
Миротворчество как поиск мира в себе через борьбу со всякого рода энтропией, пороками и страстями и расположенность к покою и тихой радости.
Линза «мифология»:
Жертвенное служение – качество, выраженное в отказе от лучшей доли во имя высшего смысла или идеала, а также поиск возможности принесения себя в жертву.
Линза «духовно-нравственные нормы»:
Совестливость – способность руководствоваться во всей своей жизни и в принимаемых решениях внутренним чувством правды и духовной очевидности.
Линза «мировоззрение»:
«Я для мира» - это жизненная позиция, раскрывающая субъекта как открытую систему, готовую в себя принимать разнородное, делать его своим и отдавать даром.
Линза «идеология»:
Польза и поиск её во всём, как способ осуществить благотворное влияние для преображения среды через преображение себя.
Линза «культура»:
Поиск смысла – это пребывание в определённом психофизическом самочувствии, подводящем человека к созерцательности, когда он способен получить ответы на все свои вопросы.
Линза «социум»:
Общинность – это способность выстраивать взаимодействие с различными социальными группами на основе внутренних регуляторов и способности разделять с людьми как потрясения, так и радость.
Линза «политика»:
Идеальное намерение – способность выстраивать свою деятельность на сквозном действии своих высших устремлений, прекрасно сочетая мир идей с возможностью их реализации.
Линза «экономика»:
Разумная достаточность – как способность перераспределять материальные средства для полноценного развития общества и государства, включая аспекты общественно-полезной и социально-экономической деятельности.
Ценностный эквалайзер.
Если мы разместим эти свойства в сравнительную таблицу, то мы получим инструмент весьма полезный для взаимодействия с людьми и социальными группами, как в личных целях, так и для кадровой политики государства. Для государства ценностная селекция необходима ещё и потому, что в результате наших разработок мы пришли к выводам, что ценности напрямую определяют тот или иной выбор, и, соответственно, они влияют на решения. Логистика прохождения сигнала выбора здесь очень понятна и проста: сперва человек задумывается, что он будет иметь в материальном плане, затем как это отразится на его политическом контуре, затем как это скажется на его взаимодействии с людьми, потом как это коррелируется с его культурно-мировоззренческими установками и не входит ли это в конфликт с его духовно-нравственными нормами. Отсюда и принятие решения.
Для того, чтобы понять, как это работает, пройдите этот тест для себя. Вам достаточно мысленно подвинуть бегунок в правую или в левую сторону, именно на тот регистр, на который вы считаете нужным по десятибалльной шкале. Результаты эти год от года могут меняться в зависимости от ваших устремлений, но само прохождение теста задаёт определённую ценностную самокоррекцию.
Алексей Вайц
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.