Современные психологи часто говорят, что для «исцеления» надо полюбить себя. «Проблемы оттого, что ты себя не любишь». А ещё говорят по-другому: надо принять себя. «Проблемы оттого, что ты не принимаешь себя»... И вот, на первый взгляд, похожи формулировки. Но только если воспринимать их как набор слов лишь во внешнем их значении.
Через призму же православного воззрения становится ясно, что ориентация на то, чтобы любить себя, - ложный путь. Это как пустышка для младенца- если нет у тебя чувства, что ты любим, ну...полюби хоть сам себя. На самом же деле, человеку важнее не самому себя любить, а чувствовать, что он любим, что он нужен.
В какой-то степени уместно вместе с Э.Фроммом говорить о любви к себе как основе для исполнения заповеди - «возлюби ближнего как самого себя». Но в этом случае мы говорим не об эгоистичной любви к себе, не о постановке себя в центр своих интересов, а о любви к образу Божьему внутри нас. Именно поэтому в психологии, на мой взгляд, уместнее говорить именно о принятии.
Павел Рыженко
Приятии чего конкретно? Для православного психолога ответ один: принятии себя как носителя образа Божия. Принятии себя, как раба, дитя Божия. Принятии Бога как Отца, Учителя, Утешителя. Это принятие порождает чувство взаимосвязи с милосердным и любящим Христом, надежду на прощение и, самое главное - безраздельное ощущение Любви Божией. Чувство не собственной эгоистичной любви к себе, а той Любви, которая наполняет смыслом само существование человека. И в этой наполненности человек обретает самого себя - и одновременно становится сопричастником Богу и жизни вечной. И в этом - основа Радости человеческой. Той, что чаще называют счастьем.
Наталья Ярасова,
психолог-консультант
Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.