переправа



Время собираться (тезисы практикующего общественника)



Опубликовано: 31-07-2017, 20:35
Поделится материалом

Общество


Время собираться (тезисы практикующего общественника)

 

Ах, две души живут в больной груди моей,
Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!

Фауст. Гёте.

«Говорят, что Россия сердится.
Нет, Россия не сердится,
Россия сосредотачивается».

А.М. Горчаков

 

Точка опоры.
Для того, чтобы нам понять, как должна развиваться страна, нам необходимо задать один простой вопрос и ответить на него: «Будь у нас самая совершенная система государственного управления, но наполненная людьми нечистоплотными в нравственном плане, будет ли она работать?». Отвечаем. Работать она не будет! Но скажет кто, что-де самая совершенная система подразумевает прозрачность и контроль… А закон жизни говорит нам: если к вору приставить человека с ружьем, то будет два вора – при чем, один из них вооруженный. Значит дело тут не в системах и концепциях, не в политических решениях и экономических моделях, так рьяно нам предлагаемых со всех сторон в канун выборов. А дело в человеке, о котором, как известно, забыли.

Срединный путь.
Нам необходимо уйти от всевозможных сложных конструкций удивляющих ум и не имеющих пользы, не несущих никаких решений в реальности. Необходимо взглянуть на всё через призму природных и органических процессов. «Берите образцы из жизни», — рекомендовал нам Михаил Семенович Щепкин, один из основоположников русского театра. Так и нам необходимо внимательно рассмотреть те процессы, которые происходят в природе, ибо в ней всё разумно устроено, и за счет этого она себя собою составляя и организуя развивается органично, просто и красиво.
Если мы рассмотрим жизнь организма, то обнаружим, что сокращениям мышц предшествуют импульсы из мозга, в мозгу же формируется цельное решение, которое и приводит движение всё тела, которое действуя в природе проявляется в идеальной его пластике. Но тело всегда живет и действует для чего-то. У него есть потребности… Не будем останавливаться на них, об этом много сказано. Но есть разница жизни организма животного и организма человеческого. И связано это с тем, что есть нечто иное, живущее в человеке, которое может любить, страдать, отличать доброе от худого, мечтать, в конце концов. Мечта необходима человеку, как парусу корабля необходим ветер. Без мечты, без внутреннего устремления, человек влачит жалкое существование и при внешней жизни уже становиться мертвым внутри. Посему нам необходимо понимать, что если дело в человеке, то мы должны рассматривать две его природы, как живущие вместе, нераздельно, но которые не сливаясь, постоянно спорят между собой. Исходя из этого утверждения, мы и должны строить наш путь развития как человека, так общества и государства. Назовём этот путь — Духовно-светский путь развития.


Мечта.
Мечта есть нечто интуитивно-угадываемое, устремление к тому, что составляет смысл жизни и что в дальнейшем даст человеку покой и независимость. Мечта есть у человека, и мечта есть у народов. У каждого народа своя мечта. Например, из крайностей: у немцев это семья, профессионализм и ответственность — у цыган же – воля  вольная, дорога и простор. Для того, чтобы понять, куда нам необходимо двигаться, чтобы найти то, на чем зиждется мечта народов нашего многонационального единства, вскормленных веротерпимой русской культурой и исторически связавших свою судьбу с Россией. Нам необходимо найти то основное, единое и простое, на чём, подобно как на игле балансирует стрелка компаса, угадывается в очертаниях путь нашей уникальной Цивилизации. Мечта же русского сознания — это правда, красота и сострадание. Правда отличная от европейского права, которое всегда пребывает в одной плоскости и опирается на собственность, диктуя принцип «правильно-неправильно», о котором у нас всегда вспоминают с отсылкой к дышлу. Правда же всегда относительна Бога, всегда вертикальна, и сообщает человеку, что есть праведно, а что неправедно. Красота – это способность нашего народа созерцать божественные смыслы, получать через то откровения, откуда же он и черпает свои открытия. Одним из таких открытий была Троица Андрея Рублева — вершина мирового изобразительного искусства, открывшая нам природу Божества и оставившего столько загадок — вершина выраженной красоты! Сострадание — это действенное неравнодушие, которое позволило русскому народу освоить эти огромные пространства служа всем народам и сохраняя их культурную, национальную и религиозную идентичность. Именно это качество русского характера рождает жертвенность в служении. Вся эта троица русской мечты имеет источник — совесть, которая открывается нам в том загадочном духе, о котором говорят все – от кесаря до слесаря, – но который мало кто знает. Хотя именно дух нации способствовал возможности собраться нашему многонациональному единству, выстоять в самых жестоких сражениях, и восстановиться от них в кратчайшие сроки. Именно этот дух является той животворящей силой, благодаря который наш народ имеет такую выживаемость и такое дерзновение к самостоятельному Пути несмотря внешние и внутренние вызовы.

Идея.
В последнее время, всё острее поднимается вопрос об национальной идее. Собираются, конференции, проводятся форумы, заседают экспертные советы... Следует отметить, что идея не есть цель, а есть некий маточный, питательный раствор в котором созревает и пестуются национальные стратегии и цель. Поскольку вся русская культура пронизана православием, то можно с уверенностью сказать, что русская национальная идея была написана две тысячи лет назад на Голгофе. Иной просто и быть не может. Для меня было очень неожиданно, когда от Президента страны Владимира Путина в 2014 году, на заседании Русского географического общества, я услышал простые, но ёмкие слова: «Высший смысл жизни есть Любовь». Но это твердая пища впоследствии была переведена в более удобоваримую — «патриотизм», правда без объяснения причинно-следственной цепи. Итак. Любовь. Но как такое ёмкое понятие можно применить к гражданскому обществу, как любовь можно применить к общественно-политической жизни? Любовь применительно к гражданскому обществу есть служение. Какое? Жертвенное! И пока Россия служила миру, развивалась в парадигме «я для мира», пока русские собирали вкруг себя народы, сохраняли их, приумножали их культуру, до тех пор страна прирастала землями, народами и культурами, образуя по меткому определению Константина Леонтьева «Цветущую сложность». Но как только разделилась в себе, как только приняли в себя парадигму «мир для меня», который точно был выражен в рекламном слогане «Бери от жизни всё!», так мы и стали рассыпаться на островки да кочки. Ярким примером возвращения в прежнее свое состояние стал Крым, который пришел к нам, в общем-то неожиданно, по Воле Божией, знаково и без единого выстрела. И произошло это именно после того, когда мы начали сосредотачиваться в себе — т.е. собираться!

Цель.
Если мечта формирует в человеке и в обществе устремление, собирает в общность, то цель превращает население в народ и запускает центростремительный импульс собирания нации. Но к формулированию цели есть особые требования. Цель должна заключать в себе предметность, быть понятной и измеримой, должна устраивать всех, иметь потенциал многоуровневого развития. Она должна устраивать как наши традиционные духовные институты, так и государственные органы власти и управления. Она должна быть привлекательной как для отдельно взятого человека, так и для нашего многонационального общества. Она должна содержать в себе потенциал, подобно, как зерно содержит в себе всю мощь и ветвистость древа, так и цель должна иметь в себе мощный заряд развития в экономическом, политическом, социальном, культурно-научном, идеологическом, мировоззренческом и духовном аспекте. Она должна быть простой. Удивительно, но Михайло Васильевич Ломоносов, потом Дмитрий Иванович Менделеев, затем Солженицын, а в последних трех посланиях Президента Федеральному собранию, Владимир Путин уже в третий раз в той или иной форме произносит эту цель. Народосбережение. То есть, по сути дела мы имеем и национальную идею — служение и национальную цель — народосбережение, при чем озвученную самим Президентом страны. И одно без другого быть не может, ибо служение – это основополагающий принцип Русского мира, который можно было бы охарактеризовать как «творческое пространство русского народа, которому самой судьбой положено наивысшее право — послужить другим народам».

Задачи.
Для того, чтобы утвердить Принцип народосбережения целью, нам необходимо осуществить четыре главных задачи.
Первое: утвердить институт семьи, как центральный объект государственной политики и стратегии.
Второе: осуществить вклад в человека, преимущественно в детей, – воспитанием, образованием и безопасностью, в т.ч. – личной, информационной, духовной.
Третье: заняться благообустройством пространства и преображением среды.
Четвертое: утвердить место России в мировом сообществе, как Миротворца в Евангельском смысле этого слова.
Семья есть основа государства, а также институт воспитания человека, посему, без развития института семьи невозможно ни развития общества, ни развитие государства. При этом мы должны создать наилучшие условия для воспитания личности и образования молодежи, исследовав и выбрав все то лучшее и полезное, что было в этом направлении сделано за весь ХХ век. Если мы продолжим стягиваться в города, то на землю без народа придут народы без земли – это закон. Посему, нам необходимо разработать программу по деурбанизации страны и развить концепцию малоэтажного строительства. Это еще и мощнейший маховик экономики, поскольку даже построить 50 миллионов дворов – задача интересная для экономики во всех смыслах. Для осуществления всего вышеприведенного нам необходима высокоэффективная армия, отвечающая современным задачам. Мы видим уже сегодня, как волею судьбы мы вынуждены упреждать действия наших недругов на подступах к нашей стране. Войдя в эти процессы нам нужно занять позицию миротворца, где целью нашей будет способствование наведению мира, вплоть до принуждения.
Эти задачи необходимо начать решать уже сегодня, поскольку все эти процессы весьма инерционны, и сейчас начав их, мы сможем увидеть результаты совсем не скоро.


Человек.
Для решения этих задач нужны люди духовно-нравственного целеполагания — совестливые профессионалы. Мы видим, что в большей части совершаемых преступлений участвуют люди прекрасных манер, импозантные, с хорошими стрижками и даже благородными лицами. Но это ничего не значит. Мы не знаем, что творится у человека внутри. Для того, чтобы мы могли быть уверены, что перед нами совестливый профессионал мы должны понять как человек относится:
- к вере;
- к семье;
- к Родине (большой и малой);
- к языку (родному и русскому);
- к труду (как к обязанности);
- к служению (как к призванию);
- к исторической памяти.
Проанализировав эти семь маркеров, мы можем судить о целостности природы человека. Ну а далее – это уже вопросы профессиональных компетенций. То есть первично – человек, профессия вторична. Научить можно, был бы человек хороший. Да и к тому же известна старая истина, что плохой человек хорошим профессионалом быть не может.
Таким образом отбирая людей необходимо создать механизм выдвижения их в точки формирования, принятия и исполнения решений. Эти социальные лифты должны подкрепляться личным поручительством старших наставников, поскольку и так сегодня люди зачастую в Системе продвигаются, но только по-другому принципу – принципу «сговора и кумовства». А наставничество нам родней и ближе, поскольку исконная наша деловая культура – артельная.

Принцип принятия решения.
Для чего всё это предлагается! Представим себе огромный зал какого-нибудь самого большого аэропорта в мире, где собрались на известный международный фестиваль классической музыки оркестры со всего мира. И тут всем становится известно, что у самого известного и уважаемого дирижера сегодня юбилей. Милый голос из динамиков предлагает собраться музыкантам всех стран в середине зала, расчехлить свои инструменты, чтобы сыграть для маэстро поздравительную открытку. Смогут? Смогут! Почему? Потому что у них есть ноты! Так и нам необходимо договориться о том, что у нас есть партитура понятная всем и устраивающая всех, основанная на принципе Народосбережения. И что любое решение в стране должно приниматься исходя из триединого принципа:
- целесообразности;
- своевременности;
- полезности (в сочетании с эффективностью, ибо не все полезно, что эффективно).
Таким образом, в стране возможно запустить целесоподчиненный процесс, имя которому собирание нации через народосбережение.

Механизм.
Но как, спросите вы, нам запустить этот целесоподчиненный процесс?! Дело в том, что сегодня мы все находимся в системе директивного управления. Эти признаки мы видим в управлении бизнес-процессами, в государственном секторе, и даже в общественных организациях. Такой подход убивает на корню инициативу и приводит человека к апатии, проще говоря – к безразличию. В народе говорят: «Всё, что сверху – то падает, а что снизу – растёт». Предлагаемая призма целеполагания, выраженная в очень простой и доступной форме позволяет нам запустить процессы снизу, методом самоорганизации. Необходимо создать условия, при которых вокруг приходов Русской православной церкви собрались бы верующие профессионалы, поскольку они являются той закваской, которая может быть сегодня затребована государственной системой управления. Эти люди ближе всего к категории «совестливых профессионалов». Второй уровень – это так называемая «Школа смыслов», которая может быть организована в летних лагерях в виде постоянно действующих смен форума, а также на площадках ВУЗов страны, где госслужащие и предприниматели могли бы получать в развернутом виде концепцию «Народосбережения» и на примерах разбирать принципы принимаемых решений в ракурсе целесообразности, своевременности и полезности. И третий уровень – это «Школа окружающей среды», где изучается история, культура, традиции малой и большой родины. Такой формат необходим, – он рассматривается нами как питательная среда, в которой будут созревать инициативы выраженные в самоорганизации отельных групп граждан, преимущественно общественного поля деятельности.

Послесловие.
Все эти тезисы – это не теоретические изыски. Здесь в простой и доступной форме, кратко изложен многолетний труд целого коллектива, основанный на исследованиях, экспертных заключениях и проверенный опытным путем. Уже запущены пилотные инициативы по всей стране, по всем уровням работают энтузиасты собирающие обратную связь. Эти инициативы развиваются органическим способом, как разрастается сад под присмотром доброго хозяина. По сути – мы подтолкнули процессы самоорганизации, которые давно уже созрели в обществе. Нам остается только наблюдать, купируя худое и развивая доброе. Процесс собирания – процесс долгий, но уже неотвратимый.

С Богом по всем дорогам!

 

Алексей Вайц

 

Метки к статье: Вайц
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Время собираться (тезисы практикующего общественника)"
Имя:*
E-Mail:*