переправа



Необходимо построить систему высшего образования, наполненную высоким духовно-нравственным содержанием!



Опубликовано: 13-03-2017, 15:23
Поделится материалом

Общество


Необходимо построить систему высшего образования, наполненную высоким духовно-нравственным содержанием!

 

На основе анализа большого количества научных источников и с учётом собственного опыта многолетней научно-педагогической работы автор убедительно показывает, что учебно-воспитательный процесс любого вуза может достичь своей цели лишь при наполнении его высоким духовно-нравственным содержанием.

 

В развитии личности студента, слушателя, курсанта, в ходе его обучения и духовно-нравственного воспитания параллельно протекают два неразрывных процесса: а) получения и усвоения знаний, формирования необходимых качеств, навыков, умений и т.д.; б) формирования и развития отношений с окружающей средой, с сокурсниками, педагогами и всеми остальными. Оба процесса носят избирательный характер. Как поется одной из широко известных в свое время песен на стихи поэта Юрия Левитанского (1922-1996):

 

                      «Каждый выбирает по себе                                                                                 

 

                       Женщину, религию, дорогу!

 

                       Дьяволу служить или пророку,

 

                       Каждый выбирает по себе!»

 

В этих словах в музыкально-поэтической форме сформулирована важнейшая истина, что человек сам выбирает свое отношение к жизни, вселенной, Богу, людям, природе, труду, государству, к себе, к морально-нравственным принципам и нормам и т.д.   На поведение и отношение человека к окружающей действительности влияет вся окружающая его социальная среда. Все учебные дисциплины располагают богатыми возможностями для духовно-нравственного воспитания обучаемых. Преподаватель должен использовать их в ходе занятий. Конечный результат определяется реализацией воспитательных возможностей всех видов жизнедеятельности вуза: научной, учебно-воспитательной, административной, хозяйственной и т.д.  Но при значимости каждого из видов жизнедеятельности учебно-воспитательная деятельность профессорско-преподавательского состава несёт главную нагрузку в обучении и духовно-нравственном воспитании будущих специалистов любого профиля.

 

Нельзя обучать, не воспитывая и нельзя воспитывать, не обучая.  Встречаясь с попытками отделить обучение от воспитания   Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) восклицал: «Вы отличаете учителя от воспитателя, какая нелепость! Разве вы отличаете ученика от воспитанника?» [6:212]. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870) утверждал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая». В процессе обучения воспитывает всё, но в первую очередь, устремленность личности педагога. Видный немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866) считал, что преподаватель – это олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания. А.С. Макаренко (1888-1939) подчеркивал, что педагог воспитывает всегда и всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми и т.д. [4:93]. Он же предупреждал, что «недостаточное внимание к воспитательной функции обучения, игнорирование объективного характера воспитывающего воздействия деятельности и личного поведения преподавателя на обучаемых неминуемо влекут за собой негативные последствия, сказываются на их отношении к учёбе, способствуют формированию у них отрицательных качеств, искажают отношение к жизни и меняют их жизненную позицию в худшую сторону…»[3].

 

Главный метод духовно-нравственного воспитания – исполни сам то, что говоришь и проповедуешь. Воспитание – это прежде всего процесс взаимодействия субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский (1918-1970), формулируя идею взаимодействия субъектов и объектов воспитания, писал: «Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [8:14]. Важнейшим условием успешного решения задач духовно-нравственного воспитания является знание особенностей обучаемых. Римский оратор и мыслитель, один из первых классиков гуманной педагогики Марк Квинтилиан (ок.35 – ок.96) утверждал: «Благоразумный наставник прежде всего должен узнать свойства ума и характера поручаемого ему ученика. После таких наблюдений… учитель замечает, как лучше всего обходиться ему с учениками» [5:45]. М.В. Ломоносов (1711-1765) требовал от преподавателей знать особенности обучаемых, а учебный материал подбирать в соответствии с их способностями. «Это послужит немалым поощрением к учению» [2:514]. Самые лучшие методические рекомендации и разработки, если они не опираются на знание людей обречены на неудачу. «Если педагогика хочет воспитывать человека, то она должна прежде узнать его…», писал К.Д. Ушинский [9:29].

 

Педагогическая наука России всегда рассматривала педагога не как ретранслятор знаний, который с предметом идет к обучаемым, а как наставника-воспитателя, который вместе со своими учениками идёт к знанию предмета. Классики русской педагогики считали, что преподаватели прежде всего обязаны показать обучаемым, в чём ценность традиционных духовно-нравственных норм и принципов русского народа и других народов России, их роль в формировании и развитии её государственности, создании великой русской культуры; помочь им понять, что духовно-нравственные ценности и традиции прошлого обеспечивают будущее страны [1:3]; показать студентам, слушателям, курсантам, что духовность и нравственность важны во всем, что мироощущение человека, благоустройство благополучие его жизни предопределяются духовностью, нравственностью и культурой, а не только и не столько экономикой, демократией и правом.

 

Самый главный урок, который настоящий преподаватель может дать своему ученику – это урок служения своей стране, Отечеству, своему народу.

 

Задача педагогов и других должностных лиц так организовать учебно-воспитательную деятельность любого вуза, чтобы каждый его выпускник стал духовно-нравственной личностью, относящейся к своей деятельности как к высокому служению России, её народу и обществу. А иначе произойдет то, о чём ещё в 1938 году в работе «Судьба и грехи России» писал видный русский философ Георгий Петрович Федотов (1886-1951): «…есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России…  Голая бездушная мощь, это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации». Чтобы этого не произошло духовно-нравственное воспитание должно составлять большую и основную часть содержательного наполнения учебно-воспитательного процесса в высшей школе России. Оно должно иметь единую с учебным процессом организационную структуру: все формы учебных занятий воспитывают, а все формы и методы воспитания и воспитательной работы обучают.

 

России необходимо возродить, а вернее, построить заново систему высшего образования, которая имела бы неразрывную связь с духовно-нравственным воспитанием. Вузы не «ремесленные училища» по обучению высокопрофессиональных специалистов. Они должны стать центрами подготовки высокопросвещённой нации и духовно здоровой элиты российского общества, выпускающих носителей высоких духовных и культурных ценностей русского народа и других народов России, глубоко знающих и трепетно относящихся к своей истории, традициям, вере и культуре, способных ответственно и самоотверженно действовать во благо народа, общества и России.

 

В современной России происходят сложнейшие духовные, экономические, политические и общественные процессы. Очевидно, что большинство нашего народа не приемлет демократию и либерализм. Почему? И.А. Ильин (1883-1954) в работе «Что же предстоит России?»  предупреждал, что после падения режима Советов в России нельзя даже пытаться строить демократию, пока народ не будет готов, «пока он не восстановит в себе честь, совесть и национально-государственный смысл…». Он писал, - «Коммунисты истощили без всякого национального смысла: жертвенность, чувство долга и силу служения, присущие русскому народу, как редко какому другому; промотали русский патриотизм; разочаровали русское самоотвержение; русский гражданин прошёл величайшую принудительную школу политического разврата. Нужно совсем не знать историю и ничего не понимать в политике, чтобы пытаться строить демократию на этом разврате». А.И. Солженицын на эту же тему писал: российское общество прошло через такой «слом нравственных ориентиров, традиционного уклада представлений», что в нём «ещё острее и отчаяннее высится задача его воспитания». Он считал, что современное общество России должно пройти «через душевный фильтр», а это требует его обращения к своей традиционной духовности [7:130].

 

Никогда и никому не помогала измена Вере, потеря своей национальной самобытной сущности. Ничего не добьёмся и мы, если не возродим традиционные духовно-нравственные устои и уклад жизни русского народа и всех других народов России.  Сегодня и в российском обществе все большее число здравомыслящих людей начинает понимать, что в основе существования и развития народа, общества и государства лежит не столько экономика, демократия, закон и право, сколько дух, духовность, нравственность и мораль, духовное здоровье человека, что без опоры на традиционные, глубинные духовно-нравственные ценности, историю, религию и культуру русского народа и других народов России страна не возродится и никакие реформы, кроме разрушительных, в ней невозможны. 

 

Уже много лет в нашем обществе рассуждают, на каких идеалах воспитывать молодёжь. Те, кто ищут общероссийскую национально-государственную идею, забывают, что такая идея у России есть.  Её сформулировал святой благоверный великий князь Александр Невский. Перед началом невского похода молодой князь долго молился в храме Святой Софии, а выйдя из храма, обратился к малой дружине со словами: «Не в силах Бог, но в правде». Сформулированный им девиз стал ведущей духовно-нравственной установкой для устроителей и защитников России на все последующие века. 

 

Удивителен русский язык. Как замечательно в нём слились в едином корне и смысле понятия: православие, праведность, правда, право, правление, справедливость. Вот она тысячелетняя общенациональная идея России во всем ее величии: «Жить праведно. Править по совести, поступать по правде, и справедливости».  Без этих духовно-нравственных свойств и качеств, и без чувств, переживаний, таких, как: совесть, стыд, честь, честность, трудолюбие, любовь к ближнему, скромность, целомудрие, сострадание, милосердие, уважительное отношение к другим людям, служение Отечеству, уважение старших, забота о родителях, детях, стариках и т.д., нет личности общества, народа, нации, нет человечества и человеческой цивилизации. Их отсутствие ведет человека и человечество к вырождению и гибели.

 

За тридцать лет непрерывного реформирования Россия понесла чудовищные потери, и, прежде всего, духовно-нравственные. Наше общество с трудом, но постепенно осознает, что прагматичный подход абсолютно ко всем явлениям на сугубо рыночных принципах не оправдал и никогда не сможет оправдать возлагаемых на него надежд. Слава Богу, всё большее число отечественных учёных и педагогов, государственных и общественных деятелей понимает, что развитие России должно базироваться на прочном традиционном духовно-нравственном фундаменте.

 

Сегодня перед нами стоит задача восстановления в отечественной высшей школе единства учебно-воспитательного процесса и его обновления на основе духовно-нравственных традиций русского и других народов России, на основе традиционных религий народов России и прежде всего православия, как государственно-образующей религии Российского государства. Будем помнить завещание великого сына России, никогда и никем не побежденного выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример: всяко дело начинать благословлением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славу через Истину и добродетель».

 

генерал-майор А.В. Черкасов, кандидат военных наук,

ст. научный сотрудник, профессор Военного университета МО РФ

 

Литература:

 

1.Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Учитель пред именем твоим…». Детская литературно-художественная галерея «Жар птица». М., 2010. С. 3.

 

2.Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т.4. С. 514.

 

3.Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. М., 1951. Т.5.

 

4.Макаренко А.С., цит. по: Г.М. Коджаспарова. Педагогика. М., 2004. С. 93.

 

5.Марк Фабий Квинтилиан, цит. по: Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1966. С. 45.

 

6.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании//Педагогическое наследие/сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989.  С. 212.

 

7.Солженицын А.И. На возврате дыхания: избранная публицистика. М., 2004. С.635. С. 130.

 

8.Сухомлинский В.А О воспитании. 2-е изд. М., 1975. С. 14.

 

9.Ушинский К.Д., цит. по: Коджаспарова ГМ. Педагогика. М.: Владос, 2004. С. 29.

 

Метки к статье: Черкасов
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Необходимо построить систему высшего образования, наполненную высоким духовно-нравственным содержанием!"
Имя:*
E-Mail:*