Среди комментариев на мой пост "Переправа и ЦСКП" был и такой:
... "Александр (Нотин)! Вы просто удивляете своей наивностью, простите грешного. Но существующая система НИКОГДА, слышите - НИКОГДА, не примет праведного пути! Эта власть от лукавого, и вы должны отдавать себе отчёт, кто перед вами. Разве может эта власть отказаться от привилегий и роскоши? Разве способна она принять покаяние и служить (а не властвовать) народу?
Вы сами можете ответить на эти вопросы. Спрашивается, зачем эти пустые хлопоты? Эти заискивания? Время неумолимо уходит.
Впереди - разобщение и развал всей страны. И это реально произойдёт в ближайшие пять лет. При любых угрозах государству власть исчезнет как снег весной. Мне показалось, что вы способны увидеть эти очевидные признаки развала в нашей стране.
Поэтому нужна сеть православных поселений, которые впоследствии окажут многим нашим согражданам неоценимую помощь и поддержку. И с этих реперных точек может возродиться Новая Россия"...
Дорогой далекий брат Александр (ник - "биркат"). Твои слова не могли оставить меня равнодушным. Многое в них созвучно и моим тревожным ожиданиям, моим сомнениям и разочарованиям. Мы же с тобой не каменные: видим, когда "они", те, кто "там наверху" юлят, лгут, показушничают. Демагоги, они ведь, как устроены? Иной "начальничек" начнет вешать людям лапшу на уши, и в начале еще отдает себе отчет, что брешет, а позже в демагогическом запале так разойдется, так распетушится, что и сам начинает верить собственной болтовне.
Насчет нынешней ситуации - природы власти, рисков, мрачных перспектив - я не питают особых иллюзий. На днях выйдет в свет второе, исправленное (в том числе и благодаря ценным замечаниям Алексея Ильича Осипова) издание "Исхода", где эти самые ожидания представлены в виде православной антиутопии: хаоса, накрывшего Россию и мир в 20-х годах этого (!) столетия и борьбы наших сельских православных общин, столь почитаемых тобою, за выживание. Я писал эту книжку не ради красного словца и не в попытке нагнать жути. Нет, это было своего рода предупреждение: мол, если мы, русские люди, не одумаемся здесь и сейчас, если миазмы лжи, растления и измены будут и дальше, с нашего молчаливого согласия, растекаться по душам и пространствам, тогда... вот, что нас всех может ожидать в самом ближайшем будущем. Увы, но что-то из "Исхода" уже сбывается, поскольку ничего в стране радикально не меняется, а что-то грозно сверкает зарницами на дальних горизонтах будущего.
Будущее нам неведомо - это факт. Поэтому все и всяческие измышления о том, каким оно будет, мягко говоря, наивны и даже нелепы. Достоверно мы, пожалуй, знаем одно: оно всегда другое, нежели наши о нем представления. Но это так, в скобках...
В твоем комментарии, искреннем и честном, мне, по правде говоря, больше всего не понравились слова "никогда" и "власть от лукавого". Сначала по поводу НИКОГДА. Власть, в моем понимании (думаю, и ты тоже согласишься с этим тезисом), это не какая-то железная махина, состоящая из структур, ветвей, законов и служб. Нам усиленно прививают именно такое представление, но это не так. Власть это конкретные люди, отвечающие за конкретные дела. Поэтому в каждом недостойном проявлении власти, будь то акт хищения, обмана, насилия или равнодушия, каким бы обезличенным он ни выглядел снаружи, всегда при известном усилии можно отыскать "автора", сиречь "начальствующего человека", который, по словам апостолов, меч свой должен носить "не напрасно", а на деле носит напрасно. Да, наша власть выглядит сегодня не лучшим образом. Однако, во-первых, и внутри этой власти есть наши братья по вере; а во-вторых, каждый - вот тут я готов писать заглавными буквами КАЖДЫЙ - человек, даже злодей, неважно разоблаченный или тайный, имеет, пока он не помер, шанс на покаяние и исправление пред Богом. А раз так, мы просто обязаны забыть слово "никогда", выкинуть его из нашего лексикона, по крайней мере применительно к людям, и оставить суды и отмщение Господу, как Он и того от нас и требует. А отсюда следует, что всегда есть шанс: а) отпереться на тех наших братьев, что служат Богу и людям, будучи в структурах власти; б) взывать к здравомыслящей части чиновничества, способной понять, что продолжение "шабаша" в экономике, культуре, СМИ и прочих сферах может ударить по их собственным головам, и они "падут в яму, юже содела"; в) Господь, это уже очевидно, скоро применит такие мощные средства "вразумления", что уже не отдельные представители, а значительная часть чиновничества станет способна войти в "разум истины".
В любом случае, дорогой Александр, трудно жить во мраке отчаяния и безнадеги. Пока у нас остается хотя бы одна возможность предотвратить худшее, надо изо всех сил стараться ею воспользоваться. Вот та логика, которая движет нами, "Переправой" в отношениях с ЦСКП.
Что касается "власти от лукавого", то такая постановка вопроса в корне противоречит Евангелию, которое устами Бога утверждает, что "несть власть, ащебо не от Бога". Про дьявола тут и слова нет. Другое дело, что власть действительно такова, каков народ, каково его духовное состояние (что бы там ни говорили о политтехнологиях - эти-то точно от лукавого!). То есть, иначе говоря, народ всегда заслуживает власти, им управляющей, смотрится во власть как в зеркало. А Господь попускает бесам "портить" власть, склоняя ее к тем или другим порокам и злодействам. Но для чего Он это делает? Для того, чтобы возникающие вследствие этой "порчи" масштабные скорби и утеснения очищали душу народную и обращали ее к покаянию и исканию Бога. Кстати, в истории христианской цивилизации бывали власти и "покруче" путинской, так что мы вполне можем утешаться по принципу "то ли еще будет".
Итак, ЦСКП для нас не панацея, а один из возможных путей сделать хоть что-то, хоть одну попытку "договориться" с властью, пока это еще не поздно и для ее же, власти, блага. При этом мы ставим жесткое условие: малейшая попытка использовать идеи национально-религиозного возрождения в качестве "разменной карты" каких-то интриг или игр (а таковых сейчас, накануне очередных выборов будет предостаточно) немедленно будет нами выявлена, и это сделает невозможным дальнейшее сотрудничество по данной линии.
И последнее. Все вышесказанное не только не исключает, но и, напротив, предполагает продолжение усилий народа Божия по формированию его "островков спасения" - сельских и городских общин.
Еще раз благодарю, Александр, за неравнодушие и надеюсь на продолжение совместных поисков "узкого пути, ведущего (всех нас) в жизнь".
Александр Нотин