В чем главное достоинство доклада Изборского клуба (ИК), посвященного стратегии Большого рывка? (Напомню, что в конце прошлого года в закрытом формате он был направлен в Кремль, Путину, а в начале нынешнего представлен широкой общественности и, частности, целиком опубликован в журнале "Изборский клуб", N 1, 2013).
В оценке глобальных и национальных вызовов, громадой нависших над ослабленной и ограбленной Россией, этот доклад честен, научно-объективен и непривычно для русского уха прямолинеен. В том числе и по отношению к Кремлю, породившему ИК. Это такой, если хотите, холодный душ для В. Путина, окружение которого изо всех сил убеждает "вождя нации" в его собственном величии, могуществе России и светлых перспективах модернизации. В самом факте "вылизывания туфель эмира" нет ничего странного. Таков удел и крест всех "начальствующих". Странно другое. Не перестают я изумляться податливости вождей на самую бесстыжую ложь и лесть, а равно и их неспособности трезво оценить и себя, и действительные заслуги свои перед историей. Не так уж давно на эти грабли наступил "великий и ужасный" мэр Ю.Лужков. Теперь к ним же примеряется ВВП. Положение его ужасно! Если в оставшиеся ему годы у власти (хотя, никто не знает, на годы ли идет счет, на месяцы или на дни?), он не совершит чего-то выдающегося, останется ли о нем в народе память хотя бы по мерке "дорогого Леонида Ильича"? Или только серая горстка пепла? Не знаю. Что он сделал? Сохранил страну от полного развала и позора? Но это, вообще-то говоря, минимальная обязанность государственного руководителя, и никакая не заслуга!
В чем же тогда слабость доклада? На мой взгляд, слабость в том, что уровень рассуждений и обобщений его авторов не выходит за узкие рамки рационально-материалистического прочтения и истолкования истории; по этой причине они не вскрывают, и не могут вскрыть подлинных духовных корней мировой катастрофы. А, не зная природы корня, как лечить дерево? Если корни духовные, то и лечить их надо Духом. Подобное лечится подобным, как установил еще Авиценна. Если мир начал ускоренно сползать в пропасть в результате утраты живой связи с живым Богом и подмены Его заповедей любви суррогатами протестантской этики, то остановить этот процесс можно, очевидно, только покаянием и призванием Бога вернуться в нашу жизнь. Достигается же благоволение Божие тольк через практическую жизнь по Богу, и никак иначе. Любые попытки в тысячный раз отыскать противоядие кризису (суду Божьему) без участия Самого Всевышнего, на свалке философских "мудрований", имеющих с Высшей Истиной микроскопически малое соприкосновение или не имеющих такового вовсе, путем линейной и механической "перезагрузки" общественной морали некими принципами "общего дела", "общего блага", "справедливости" и т.п., ни к чему путному не приведут. Ибо и нынешний осатаневший капитализм каких-нибудь сто-двести лет назад носил вполне пуританское обличье и оперировал не менее прекраснодушными пожеланиями. Европы с Америками до сих пор козыряют "христианскими устоями", ничего уже, по существу, не сохранив от подлинного духовного христианства. Увы, наши патриоты едва ли когда-нибудь смирятся, снизойдут до понимания той, очевидной для каждого любящего сердца истины, что "без Бога не до порога". Как было бы здорово, если бы сила их интеллекта усвоила и влила в политические формы простое и вместе с тем грозное предупреждение Господа "Без Мене не можете творить ничесоже".
Мы твердим о благе, не понимая, что единственное подлинное благо во вселенной есть Бог-любовь. Мы рассуждаем о справедливости и горюем по ней так, как будто хоть один наш земной закон был по-настоящему справедлив (особенно в части своего исполнения на практике) или будто в мире нет ничего, выше справедливости - ни милосердия, ни любви. Мы жаждем общего дела в то время, когда вся история рода людского во весь голос вопиет о разобщенности людей, порабощенных страстям, и невозможности без Бога и любви к ближнему создать даже малейшую и слабейшую общность.
Уникальность России состоит в том, что Промыслом Божьим, страданиями своими несусветными она подходит, подползает к такому пониманию этих базовых истин, какое было, может быть, имело место только во времена первых христиан, в Византии да еще в Святой Руси.
И последнее. В своем докладе "изборцы" не дают четкого ответа на вопрос, зачем, собственно, России нужно совершать "Большой рывок". Чтобы выжить? Но в современном мире выживают только самые злые и беспощадных нации - нации-агрессоры, нации-воры, нации-крысы. Чего же нам теперь делать - превзойти худших острогой своих клыков и беспощадностью нравов?
Нет, Россия, очевидно, призвана к другому. Никогда, ни при каком строе она не грабила и не насиловала подвластные (добровольно, заметим, входившие в ее орбиту) малые народы. Да, нынче она пала "на самое дно самого глубокого (исторического) ущелья, сполна испила чашу унижения и горя. Но никак не для того, чтобы восстать в дьявольской силе. Не для этого мы всем Русским миром переболели грехом цареубийства, братоубийственными и мировыми войнами, коммунизмом и либерализмом. В этой столетней мясорубке русский народ не ожесточался и не точил клыки, а смирялся, принося покаяние и прозревая для познания Бога и воли Его. Вот, чего не могут разглядеть наши патриоты в пестрой чехарде лиц и событий. Они не видят сложного плетения Господом ткани русской истории, где каждый узелок, каждая индивидуальная судьба, каждая победа и каждое поражение глубоко промыслительны и служат одному - возвращению народа Третьего Рима на "узкий путь" богоизбранничества и богослужения. К тому же не надо забывать о том, что эта метаморфоза происходит на закате времен, в самые что ни на есть "последние дни". Наша цель и миссия состоят не в создании очередной "империи зла", а в исполнении роли "удерживающего" по отношению к падшему миру и расползающейся по планете мерзости запустения. Вместе с тем наша цель не оборона, а наступление. Мы создаем, хотя бы и на ограниченное историческое время, последнюю на земле Цивилизацию Духа Христова. Духа, а не жалкой и изношенной версии "всеобщего блага" без Бога. Только торжеством Духа, хотя бы и на части планеты, какое-то время будет сдерживаться приход Антихриста. Не для того, чтобы спасти падшую цивилизацию от заслуженной и неумолимой кончины. Вовсе не для этого! А для того, чтобы в океане порока и невежества создать остров спасения, куда могли бы прибегнуть "немногие избранные".
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.