Помогут ли в воспитании наших детей принципы толерантности? – таким вопросом задаётся Андрей Александрович Остапенко
В журнале «Переправа» не так давно я выступил с критической оценкой насаждаемой около двадцати лет толерантности как основы мультикультурного, мультинационального и поликонфессионального воспитания. О непоправимом вреде такой воспитательной политики мы говорим не впервые. Но впервые нашим союзником неожиданно выступил тот, в чей рот заглядывали наши либералы, насаждавшие чуждые нам ценности. Вслед за Ангелой Меркель и Николя Саркози Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании, в речи на 47-й Мюнхенской конференции по безопасности заявил о провале политики «государственной мультикультурности» и предложил своим европейским партнёрам «проснуться и осознать, что же происходит внутри наших границ». Более того, он заявил, что «нам нужно отказаться от пассивной толерантности последних лет в пользу гораздо более активного и сильного либерализма». Некоторые СМИ последние слова перевели на русский как «мускульного», «мускулистого» либерализма. Бóльшим оксюмороном, чем «мускульный либерализм», может быть только «живой труп» или «горячий снег». Но это сказано. И сказано не у нас.
На кого теперь оглядываться нашим идеологам, которые вбухали фантастические средства в целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе»? Их западные «партнёры» осознали, что толерантное сознание не профилактирует (их слово), а разжигает костёр экстремизма. События на Манежной, десятки иных подобных прецедентов — не заморское, а наше доказательство этой закономерности. Неужели и теперь мы будем получать в школы циркуляры о необходимости классных часов по формированию толерантности? Или будем ждать, пока сам Обама разочаруется в этой политике, после какой-нибудь очередной демонстрации местных индейцев или заезжих афроамериканцев? Что-то не больно много гуманизма они проявляли, толерантизируя сербов, иракцев и афганцев.
Беда в том, что после стольких лет насаждения в сферу воспитания приоритета идей конкурентности, формирования лидерских качеств, предприимчивости, успешности и потребительства мы закономерно получили атомизированное поколение молодёжи. Подростковое одиночество достигло в наших границах небывалых масштабов. И это поколение начало взрываться и протестовать.
С одной стороны, мы видим потрясающий рост подростковых и молодёжных самоубийств. С другой — запредельный вандализм и агрессию. И здесь никакое формирование толерантности не спасёт. Проявлять толерантность к людям, свободно (а мы же свободное общество!) выбравшим суицид и агрессию, преступно и аморально.
Они, эти одичавшие в своём одиночестве, брошенные обществом подростки, ищут не толерантности и лояльности к их поведению. Им нужны теплота, забота, любовь и уважение, которые не могут быть главными ценностями в обществе конкурентности, потребительства и устремлённости к лидерству. Эти вечные ценности возможны лишь там, где остались хоть какие-то крупинки жертвенности.
И нам придётся медленно, трудно, локально и даже катакомбно возвращать эти ценности в наше общество. И мы будем это делать даже тогда, когда наши правители будут продолжать приводить в пример толерантное американское общество, как это в очередной раз произошло на заседании Президиума Госсовета в Уфе, где наш президент раскритиковал Запад за отказ от мультикультурности и в очередной раз заявил: «Толерантности не бывает много, ее бывает мало!» Удивительное упрямство!
Ведь даже самый убеждённый либерал стремится к тому, чтобы его родная жена и его родные дети были любящими и верными, а не толерантными и лояльными.
И ярому стороннику либеральных гражданских свобод, для которого идеалом стала «благополучная» Голландия, отнюдь не хочется, чтобы его сын законно и свободно покупал в ближайшем кафе лёгкие наркотики, а дочь законно и свободно приобрела лицензию на легальное занятие проституцией. Так зачем это навязывать нам?
Источник фото: http://www.russian-victories.ru/
Андрей Остапенко
Об авторе.
Андрей Остапенко – один из самых молодых докторов педагогических наук России, Профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета, профессор Екатеринодарской духовной семинарии (с 2007) и Высших богословских курсов при Московской духовной академии, член редколлегии газеты «Православная Кубань».
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.