Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году. Художник Лисснер Э
4 ноября — очередная годовщина избавления Москвы и России от польско-литовской интервенции. В этот день Православная Церковь прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени. Но более всего в этот день чтут «Заступницу усердную рода христианского» — Казанскую икону Божией Матери, незримую покровительницу русских людей в тот страшный час испытаний.
ТРОПАРЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабам Твоим.
Казанская икона Божией Матери
Пятнадцать лет в истории России (с 1598 по 1613 годы), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами:
• три царя — Борис Годунов (1598–1605), Лжедмитрий I (1605–1606) и Василий Шуйский (1606–1610);
• засуха, голод, эпидемия чумы;
• восстание Ивана Болотникова (1606);
• самозванец Лжедмитрий II («тушинский вор») (1607–1610);
• одновременное существование двух правительств — про-польского в Москве и «тушинского»;
• осада Троице-Сергиева монастыря (1608–1610);
• Семибоярщина (1610–1613);
• избрание на московский престол польского королевича Владислава (1610);
• Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова (1611);
• война с Польшей (1609–1618);
• шведская оккупация Новгорода и северных земель — Корелы, Копорья, Ладоги, Порхова, Иван-города, Тихвина и Орешка (1611–1617);
• Второе народное ополчение и освобождение Москвы (1612);
• выборы нового русского царя — 16-летнего Михаила Романова.
Осада Троице-Сергиевой лавры. 1891. Верещагин Василий Петрович
Невозможно представить себе сегодня, что пришлось пережить тогда русским людям. Вот лишь три исторических факта (но каких!) только одной польской интервенции:
• шестнадцать месяцев (с сентября 1608 года по январь 1610 года) длилась осада Троице-Сергиева монастыря. Пятнадцать тысяч поляков не могли сломить дух двух с половиной (!) тысяч русских, из которых к последнему штурму (31 июля 1609) года в живых остался лишь каждый десятый;
• в сентябре 1609 года польский король Сигизмунд осадил Смоленск. Город стойко держался двадцать месяцев, хотя из-за страшной цинги (всего-то не было соли!) его население уменьшилось в девять раз;
• в марте (!) 1611 года поляки выжгли Москву до Китай-города и Кремля, где укрылись сами; убитых и сгоревших москвичей было около шестидесяти тысяч.
«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле русской», — отмечал известный русский писатель начала XIX века Михаил Загоскин в своем замечательном романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Положение, казалось, было совсем безнадежным... И как всегда в самых тяжелых, критических жизненных обстоятельствах обратился тогда русский человек к Богу, «чтобы Он пощадил останок рода христианского». Начался беспримерный религиозный подъем всего народа. Как писал известный историк начала XIX века Василий Ключевской: «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные — они-то и спасли общество».
Иерархи Русской Церкви, многие из которых погибли от рук поляков, но не предали веру своих отцов, показывали пример служения Родине. Это архиепископы Феоктист Тверской, Иосиф Коломенский, Сергий Смоленский, епископы Галактион Суздальский, Геннадий Псковский, Феодосий Астраханский, преподобные Галактион Вологодский, Евфросин-прозорливец Синозерский, Иринарх-затворник Ростовский и оставшиеся безымянными многие и многие монахи и священнослужители.
По всей России набатом разносился голос Патриарха Ермогена, «несокрушимого столпа Православия», «мужа непоколебимой твердости» (так называли его современники): «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» (ноябрь 1609 года).
Прервем ненадолго наше повествование, чтобы сказать (хотя бы кратко) об этом выдающемся человеке.
Патриарх Гермоген в молении о низвержении Тушинского вора. Василий Суриков
«Начальный человек Земли Русской»
Сведений о том, где, когда, в какой семье родился будущий русский Патриарх, не сохранилось. Предполагают, что Ермолай (таково его мирское имя) родился около 1530 года и был незнатного происхождения. Свое служение Богу он начал в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре. Почти 50-летним Ермолай был рукоположен в священника Никольской церкви Гостиного двора, а затем стал ее настоятелем.
В том же году в Казани произошло явление иконы Божией Матери. И именно священник Ермолай удостоился чести перенести на своих руках чудный образ с места его обретения в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря. Обладая незаурядным литературным даром, он же составил «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и чудесах, совершившихся от нее» и написал известный сегодня каждому христианину изумительный тропарь «Заступница усердная...» Список (копия) иконы и Сказание были отправлены царю Иоанну Грозному в Москву.
Через три года овдовевший Ермолай принял монашество с именем Ермоген и вскоре стал игуменом казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1587–1589 годах он уже в сане архимандрита, 13 мая 1589 года возведен в сан епископа, а вскоре становится и первым Казанским и Астраханским митрополитом.
Семнадцать лет возглавлял Ермоген Казанскую епархию — строил и украшал храмы и монастыри в Казани и близлежащих селениях (в том числе и на свои средства), обращал в христианскую веру татар и другие народности Поволжья.
Жизненным кредо Ермогена-человека было твердое убеждение в том, что основой и сущностью России является Православная вера, служение которой было для него главным делом жизни.
Когда его, тогда еще Казанского митрополита, наряду с другими духовными иерархами, Лжедмитрий пригласил в Москву на свое венчание с Мариной Мнишек, только двое — Ермоген и Коломенский митрополит Иосиф решительно и безбоязненно воспротивились царской воле: «Непристойно христианскому царю жениться на некрещеной…» Самозванец немедленно отослал столь смелых пастырей в их епархии — от более крутых мер их спасла его скорая гибель.
3 июля 1606 года, уже при царе Василии Шуйском, Собор Русской Православной Церкви избрал 76-летнего Казанского митрополита Ермогена Патриархом Московским и всея Руси.
Зная о непопулярности нового царя в народе, Патриарх всеми силами старался удержать народ от государственного переворота; взывал к сторонникам «тушинского вора»: «Вы забыли обеты православной веры нашей…; преступили крестное целование…» Он остался верен своей присяге Помазаннику Божиему до конца — даже когда Василия Шуйского насильно постригли в монахи, патриарх Ермоген открыто продолжал молиться за него в московских храмах как за русского царя.
А между тем верховную власть захватили представители знатных боярских родов Ф.Мстиславский, И.Воротынский, А.Трубецкой, А.Голицын, И.Романов, Ф.Шереметев, Б.Лыков, которые решили призвать на русский престол польского королевича Владислава. Патриарх Ермоген был вынужден уступить их требованиям с условием, что королевич примет Православную веру — 27 августа 1610 года Москва присягнула Владиславу (!). А вскоре в Первопрестольной появились и новые «правители» — в Москве зазвучал католический орган и начались латинские мессы…
В эту роковую минуту лишь Патриарх Ермоген, ставший в отсутствии царя «начальным человеком Земли Русской», открыто выступил против поляков и русских изменников: он запретил целовать крест Сигизмунду, решившему стать вместо сына и русским королем, и призвал москвичей крепко стоять за Православную веру. После этого «крамольного» выступления поляки взяли Патриарха под особый надзор.
И. тем не менее, Ермоген рассылает грамоты в Нижний Новгород, Суздаль и Владимир, население которых не присягало «вору», призывая православных к вооруженной борьбе с иноверцами. В них он разоблачал предательские планы короля Сигизмунда и, разрешая (освобождая) народ от присяги королевичу Владиславу, призывал идти «к Москве на литовских людей».
Патриарх Гермоген отказывается подписать договор поляков. Павел Чистяков
Ничто не смогло сломить его, «ветхого и слабого телом, но несокрушимо твердого духом» — ни уговоры, ни угроза смерти, ни даже заточение в подвале Чудова монастыря (!)… Снова и снова в своих посланиях Патриарх Ермоген призывал русский народ к священной войне за веру и Отечество: «Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю…»
Девять месяцев томился 80-летний старец в плену. Над ним издевались (лишили его сана — поляки!) и морили голодом («метали на неделю сноп овса и мало воды»), но так и не смогли сломить: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога…»
Священная война
После мученической кончины в феврале 1612 года Патриарха Московского и всея Руси Ермогена его дело по возрождению национально-патриотического сознания русских людей продолжила обитель преподобного Сергия Радонежского. Ее архимандрит Дионисий (Зобниновский) и келарь старец Авраамий (Палицын) призывали: «Всем православным христианам [надо] стать сообща против вечных врагов Креста Христова — польских и литовских людей. Бога ради, поспешите в Москву на сход»; «…постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Эти послания оказывали на русских людей сильнейшее воздействие. Наступало время долгожданного перелома…
Не замедлила сказаться и Божия помощь: из уст в уста передавались рассказы о чудесных видениях и явлениях Пресвятой Богородицы, зафиксированные потом в летописях. Так, нижегородскому торговцу мясом, земскому старосте Козьме Минину-Сухоруку явился преподобный Сергий Радонежский и повелел «разбудить спящих».
В этом бесспорном факте (открытом Мининым на исповеди!), думается, кроется ответ на вопрос, как одному простому человеку удалось организовать многотысячные народные массы. Без сомнения, то был Божий Промысл — ведь еще апостол Павел сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Кстати, ближайшим помощником Козьмы стал нижегородский протопоп Савва.
Пламенный призыв Минина «Станем за Святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы! Продадим жен и детей, но освободим Отечество!» — нашел отклик не только у нижегородцев. Вскоре свои рати и казну прислали Коломна, Рязань, Казань и другие русские города. Второе народное ополчение, составившееся, по словам летописца, из «последних людей от земли», возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский, участник Первого русского ополчения. Минин заведовал всей казной (кстати, Минин — не фамилия, а отчество Козьмы Минича Сухорука: простолюдины в те времена не имели фамилии, а потому Минин — значит «Минин сын»). Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году. Художник Маковский К. Е.
20 августа 1612 года русские войска подошли к Москве. «Возглавлял» ополчение чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, обретенный всего тридцать лет назад и подаренный Пожарскому по указу Патриарха Ермогена казаками.
Задачи, стоявшие перед русскими, были наитруднейшие: надо было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отразить атаки свежих польских полков, усмирить буйство и бесчинство казацких отрядов и воровского воинства Первого ополчения, остававшихся с того времени в столице. К тому же в новом ополчении не хватало оружия и продовольствия, да и военачальники зачастую не находили взаимопонимания...
Осада Китай-города продолжалась уже два месяца. Русские теряли уверенность в своих силах, сомневаясь в возможности захвата каменной твердыни — надежды на освобождение Москвы становилось все меньше. Казалось, что дух русского воинства сломлен.
В столь горестном положении оставалась лишь одна надежда на помощь свыше — и опять обратились русские люди к Царице Небесной: отслужили торжественный молебен перед Ее чудотворным Казанским образом и наложили на себя строгий трехдневный пост. Князь Пожарский дал тогда обет — в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом.
И Небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».
Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной русские рати устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня полубезумные от ужасного голода поляки сами сдали Кремль.
В.И.Нестеренко Избавление от Смуты. Фрагмент
Благодарность русских к Заступнице Небесной не знала границ… Была зафиксирована она и в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».
А еще через три дня, в воскресенье 25 октября, русские дружины торжественно, крестным ходом, направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков. Так встретились две Русские святыни!
Затем в Успенском соборе Кремля состоялось богослужение, и все русские люди в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от неисчислимых многолетних бедствий.
В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 года) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Козьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (его отчество теперь стало фамилией).
Слово же свое боярин Пожарский сдержал — в 20-х годах XVII века при его деятельном участии на Красной площади был воздвигнут первый деревянный Казанский храм, куда им собственноручно и была перенесена та самая Казанская икона Божией Матери, хранившаяся до того в его усадьбе на Лубянке.
Из книги Ольги Глаголевой «Островок любви»
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.