"И станут двое одной плотью". Василий Ирзабеков размышляет об истинной природе любви и семьи.
Оказывается, такие качества, как застенчивость и целомудрие, присущи не только к человеку, но и к языку, каковым и является русский. В нём попросту нет слов, обозначающих близость мужчины и женщины (понятно, что речь в данном случае идёт не о, простите, гинекологических терминах). Досадно слышать, когда молодые люди сводят всю головокружительную гамму чувств друг к другу к донельзя опостылевшему заокеанскому понятию сексуальности, похоже, напрочь позабыв такие хорошие русские слова, как желанный, желанная. Что касается отдающего откровенной «скотобазой» и ставшего (увы и ах!) привычным, в особенности в молодежной среде, выражения «заниматься любовью», то оно, мягко говоря, граничит с некоей неполноценностью.
Поясню свою мысль. Любовь, как известно, чувство. А «заниматься» чувствами – ну, никак нельзя! Заниматься можно, скажем, на тренажёре или, к примеру, собиранием бабочек. Чувствами же можно быть возвышаемыми, охваченными, обуреваемыми, подавленными… Но «заниматься»?! Это равносильно тому, чтобы, к примеру, «заниматься ненавистью» или «заниматься восторгом». Представим себе такой вот монолог: «Хочу до обеда позаниматься ненавистью, а после него планирую заняться жалостью. Ну, и перед сном, напоследок, позанимаюсь, так и быть, с полчасика недоумением, столько же негодованием, минут пятнадцать восторгом – и на бочок!»
К слову, Священное Писание далеко от ханжества. Но как же воистину достойно человека, а значит божественно, названа здесь физическая близость. Только вслушайтесь: познал жену! Какое-то сакральное состояние, пограничное как с искусством, так и наукой, вектор, устремлённый в вечность (!) Ведь познание, только вникнем, бесконечно, в отличие от «занятия», которое и, в самом деле, можно запланировать на определённое время. Ведь речь – не будем забывать об этом – о высоком чувстве любви, а это не велотренажёр. Как-то повстречались удивительные слова: «Сказать «я тебя люблю» займёт несколько секунд, а вот показать как — займёт всю жизнь».
Как-то на прямой эфир «Народного радио», на котором трудился в ту пору ведущим, позвонила пожилая женщина и – в словах её сквозила такая боль – попросила высказать личную точку зрения на то, почему, как возникло это, по сути, похабное выражение. Автор предложил ей тогда порассуждать сообща, сделаем то же и мы с вами.
Мир наш стремительно катится к своему закату, а потому силы зла всё более и более ополчаются против Бога, Который, по слову святого апостола Иоанна, «есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (Ин. 4,16). А потому выражения подобного типа есть, по сути, ничто иное (вне зависимости от того, осознаёт ли это говорящий подобное), как глумление над Самим Господом.
В книге святителя Николая (Велимировича) Сербского «Мысли о добре и зле» прочёл: «Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним. Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл. Слова теряют свою священную и божественную силу и становятся как бы мёртвыми. Так же как северное дерево, пересаженное на юг, вянет и гибнет».
Во все времена у всех просвещённых народов одним из главных достоинств девушки, и даже женщины, её неоспоримой никем принадлежностью была застенчивость. Возможно, слово это возникло в своё время как указание на то, что человеку женского пола, а паче того девице, прилично проводить своё время за стенами отчего, а после и мужниного дома, и не шляться, простите за грубое слово, где попало. Но вот в одной молодёжной аудитории, в которой довелось как-то выступать, сподобился услышать шутку и по этому поводу, причём, невесёлого, увы, свойства. «Застенчивая девушка сегодня, - говорят мне, - это та, что ходит, держась за стенку». Вы догадались почему… Признаться, больно слышать такое.
Давайте-ка сообща вслушаемся в эти красивые русские слова – девица, дева… как отражается в них лазурь неба, какие воистину голубиные лёгкость и чистота. Те же, так называемые «застенчивые», о которых шла речь чуть ранее, скорее удостаиваются всё же иного названия, их всегда называли девками. Что совсем не одно и то же. И вы не могли этого не расслышать.
Обидно, но нередко люди произносят слова, при этом абсолютно не вникая в их смысл. Так, некоторое время назад на первом общенациональном канале телевидения появилась популярная передача «Давай поженимся», самим названием привлекшая внимание автора. А что, проблема создания семьи в нашей стране чрезвычайно актуальна, и телевидение могло бы стать важным подспорьем в разрешении демографической проблемы. То, насколько оно совпадает с её содержанием, оставлю на совести авторов этого шоу. Как и то обстоятельство, что вердикт о «пригодности» той или иной пары всякий раз выносит ещё и астролог. Замечу только, что все дамы, принимающие в нём участие, вне зависимости от возраста, числа браков и детей, называются одинаково – девушками (!?) Этого обращения удостоилась даже «невеста», за спиной у которой были четыре мужа и несколько детей. Может, следуя завету мудрого Козьмы Пруткова, вслушаетесь в корень этого слова, дабы не выглядеть так нелепо? А ведь ещё не так давно это могло бы стать сюжетом для сатирического жанра…
И ещё. За последние десятилетия резко возросло в общество нашем число развращенных людей, а также всевозможных маньяков, насильников и растлителей детей, для этого достаточно просмотреть ежедневные выпуск новостей. А вот слово разврат из языка нашего как-то незаметно исчезло. Вы не знаете, почему?! Зато всё чаще и чаще слышим мы выражение «гражданский брак», которое неизменно произносится с такой интонацией, словно речь о идёт о чём-то, и в самом деле, законном. А между тем, это просто-напросто блуд… А ещё не может не насторожить странное (но только на первый взгляд, на самом же деле, весьма опасное), пришедшее к нам из Запада, выражение «автономная нравственность». Вы догадываетесь, о чём это зловещее шипение? А вот на Святой Руси в течение целого тысячелетия люди ничтоже сумняшеся полагали, что есть единый критерий нравственности, и это – Христос Спаситель.
С некоторых пор в народной среде имеет широкое хождение штамп, вброшенной в информационное пространство в самом начале перестроечного времени, и, время от времени, встречающийся не только в текстах резвых на язык журналистов, но и в обычных разговорах – дескать, «в СССР секса не было». И всякий раз хочется задать его авторам один-единственный вопрос: а почему вы не договариваете эту фразу до конца? А вот я попробую: «…но была любовь, и было много детей!» И когда ухаживания молодого (и не очень) человека за подругой могли длиться и год, и два, и три… слышите, именно ухаживания, дружба, без посягательств на физическую близость.
Ныне же почти исчезли из речи выражения муж и жена, супружество, их словно стесняются; кругом почти сплошь партнёрские отношения, мой мужчина, моя женщина… Как жаль, что многие из нынешних юношей и девушек, стремящихся при первом же знакомстве наперегонки «запрыгнуть в койку», не знакомы с этой головокружительной гаммой человеческих чувств! Господи, как же они обедняют свою жизнь! Да и слова, сказанные когда-то человекам Создателем: «будут одна плоть» (Быт. 2, 24) воспринимаешь с годами несколько по-иному.
Одна плоть, - это, наверное, ещё и то, если за сотни, тысячи километров чувствуешь настроение близкого тебе, любимого человека, когда его тревоги, волнения становятся твоими, когда не радует ничего вокруг, если нет его рядом. Когда она уколола иголкой пальчик, а тебе стало больно. И когда угадываются слова и желания ещё до произнесения их вслух… А ещё, и в это как-то по-детски искренне верю, возможно, Господь чает видеть единой плотью всех нас, всё человечество. К примеру так, чтобы у тебя на ухоженной подмосковной даче застрял в горле лакомый кусочек только оттого, что в этот миг заплакал где-то очень далеко, в яранге за Северным Полярным кругом, голодный озябший малыш.
В своё время не без удивления узнал о том, что столь привычное для нас высокое понятие любви напрочь отсутствует в языке (а значит, и в сознании) целого ряда африканских племён. Согласитесь, тут есть над чем задуматься.
А между тем, вслушаемся в пронзительные слова святого апостола Павла, призванные вернуть нам с вами ощущение высочайшего, небесного достоинства этого богодарованного чувства: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё превозносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 4-9). Как разительно не похоже это воистину святое откровение на те слова, те «пожелания», которыми, как правило, напутствуют молодожёнов в день их свадебного торжества, так сказать, благословляя их, если только здесь уместно это высокое слово, потому как, напоминаю, благословение – это благие, а значит, святые слова. Это, ставшее, увы, традиционным пошлейшее (и столь же вреднейшее) сравнение мужа и жены с головой и шеей. Муж, мол, хоть и голова, но вот куда шея повернётся… Это ж надо было так извратить наставление святого апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены» (Еф. 5, 22).
Так в сознание юных людей, только-только приступающих к созиданию малой Церкви, закладывается мысль о скрытом противоборстве и негласном соревновании за некое пресловутое первенство. Не здесь ли берут начало так печально расплодившиеся и ставшие притчей во языцех мужественные женщины и безвольные, никакие мужчины. И что общего имеет оно с высоким, сокровенным призывом Господа: «будут одна плоть» (Быт. 2, 24)?!
К слову, малой Церковью, как свидетельствуют об этом святые отцы, семья называется потому, что мужу в ней уготовано место настоятеля этого таинственного храма, а вот жене – диакона. Вспомним, диакон не совершает Святых Таинств, но помогает в их совершении священнику. А вот детям уготовано место народа Божия, находящегося в этом храме. Вот так – ни много, ни мало. А теперь спроецируйте, пожалуйста, эти пресловутые «голову и шею» на это воззрение. Это что же получается: настоятель храма – это, простите, голова, а диакон… но лучше прервём наши рассуждения, дабы не нагрешить, впав в кощунство. Слава Богу, что в жизни нашей есть Церковь и Святоотеческое Предание, которые позволяют нам возыметь правильное представление о многих важных вещах.
Василий Ирзабеков
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.