переправа



Лидерство ПО-РУССКИ. Православный взгляд на человека и «психология успеха». Продолжение



Опубликовано: 28-08-2009, 16:39
Поделится материалом

Общество


Лидерство ПО-РУССКИ. Православный взгляд на человека и «психология успеха». Продолжение

 

Продолжение беседы с педагогом, психологом Александром Фёдоровичем Чернавским

 

Начало

 

- Один известный священник утверждает: «Для мужа, главы семьи, как воздух, как хлеб необходима оценка, похвала со стороны супруги... Мужчины как дети — они нуждаются в постоянной оценке их труда и поощрении.... Я призываю милых дам не скупиться на добрые слова поддержки и похвалы для любимых». А ведь святые отцы учили, что людей не полезно хвалить. Как Вы считаете, нужно ли все-таки хвалить мужчин?


- Немного поразмышляем, что такое похвала. Много есть психологических приемов, разработок по стимулированию, по поддержке человека. В психологии есть такое понятие, как поглаживание. То есть поддерживать означает как бы «поглаживать». Нам часто не хватает внешнего одобрения. В педагогике есть такие понятия, как одобрительный взгляд, умение слушать, активное слушание – существует масса методик. Да, в святоотеческом опыте, есть такая поговорка: «Хвалить – с ног валить». Многие старцы своих чад смиряют. В тренерской практике тоже используются завышенные требования. Знаю спортсмена, которому тренеры говорили: «Плохо, плохо, никуда не годится», - хотя он выполнял упражнения лучше всех. И многие тренеры, выбирая подопечных, в которых видели большой потенциал, ставили для них очень высокую планку совершенствования.

В семейных же отношениях проявление поддержки, участия – это момент любви. Когда есть в семье любовь, взаимопонимание, гармония, то не нужно никаких приемов и методик. Если семья – единое целое, то здесь охраняет любовь страх Божий. Причем, это не страх того, что Господь тебя накажет.


Страх Божий заключается в боязни потерять связь с Богом, потерять Его любовь, разрушить семью как малую церковь, как творение Божье. В семейных отношениях страх Божий проявляется как опасение потерять душевный мир, гармонию, покой. Сохранение целостности семьи происходит, если люди, чувствуя друг друга, боятся разрушить приоткрытую для них Богом гармонию. Если муж с женой чувствуют друг друга, то понимают, какие виды поддержки необходимы для близкого человека. Любовь как Божье прикосновение, присутствие, взаимопроникновение – это не талант, который зарывают в землю, это – постоянный подвиг терпения, творения и созидания для нас, грешных людей. Любовь требует движения, развития, преображения любящих. Любви, милости все время нужно учиться. Без сострадания, сочувствия и сопереживания современное общество черствеет, становится жестоким.


Все эгоисты зациклены на себе, исходят из себя, и если им плохо, то считают, что всему миру должно быть плохо. Возникает протест: почему ты мне не оказываешь содействия, поддержки, ведь мне так плохо? В народе, особенно во времена перестройки, про таких индивидов говорили: «вампир», энергию на себя тянет. Мы же рассматриваем любовь как милость, самоотдачу и жертвенность. В Православии говорят, что нужно учиться отдавать. Энергия любви отдается через внимание, чувства, дела, поступки. Человек – совокупность поступков. Многие жены жалуются, что им не хватает действенной любви со стороны мужей. 


Вернемся к разговору о похвале. Когда ты любишь человека и желаешь ему спасения, то стараешься все делать для этого. Есть такая поговорка: «муж важнее духовника». Почему? Что такое быть замужем? Это значит, после мужа отвечать перед Богом на Страшном Суде.


Вот здесь ответственность в духовном руководстве женой и близкими – это тоже проявление любви, внимания, похвалы и требовательности. Кого-то нужно поддержать, а кому-то – наоборот, помогать, чтобы в рамках себя держал. Если ты хочешь помочь своей жене и близким спастись, то нужно проявить волю, мужественность, твердость. И это тоже любовь. Просто такая требовательная, ответственная любовь – более высокое чувство. Хорошеньким и добреньким быть гораздо легче. А спросить, поставить вопрос ребром, быть требовательным – заставляет человека проявлять силу воли, мужественность – вот этого нам сейчас не хватает. Что касается похвалы мужчин женщиной – это связано с верой в мужа, как в образ Божий. Если женщина любит мужчину, то она будет видеть его лучше, чем он сам себя. Она видит его потенциал, и ее одобрение, вера в мужа – как раз помогает ему исполнить свое служение Богу и людям.


Проявляется такая любовь не только через хваление, но и через поддержку – трансляцию веры, зримую и незримую, в победу сил добра в человеке. Любовь помогает жене видеть идеальный, целостный образ супруга и в соответствии с этим выстраивать с ним отношения. Если муж где-то споткнулся, разбалансировался, разгармонизировался – любящая жена может помочь обрести ему целостность вновь. Как в интимных отношениях или в психологических каких-то проблемах, так и в духовных.


Итак, что такое похвала? С одной стороны, хвалить – с ног валить, а с другой – одобрение, заботливость, чуткость, поддержка и обращение к целому, что дается любовью. От женского внимания, женской ласки мы становимся сильнее. В семейных отношениях для православного человека может возникнуть сложность найти баланс между телесными, душевными и духовными отношениями. Духовные – это требовательные отношения, поднимающие в высь, а душевные – принимающие, послабляющие, гармонизирующие, телесные – соединяющие небо и землю. Но все покрывает Любовь.


- Считается, что с духовной точки зрения, детей опасно хвалить, а известный православный психолог пишет об обратном. У него это называется «лавры в кредит», то есть он сразу своему ребенку говорит: ты – богатырь, ты – сильный, решительный, ты можешь и т.п., даже если малыш на самом деле таковым не является.


- Во время психологической коррекции дошкольников у меня часто возникал такой вопрос. Особенно в отношении семей, где не было культурной среды из-за родителей-пьяниц, асоциального поведения. Было очень интересно наблюдать: когда ребенку говорил, что ты поступил некрасиво (он еще не понимал, что такое хорошо и что такое плохо), в этот момент с ним что-то происходило, то есть чувство внутренней красоты действовало. Коррекция заключалась в том, чтобы помочь ребенку зафиксировать в себе чувство красоты и вызвать отторжение некрасивого. Иначе говоря, научить малыша оценивать свои поступки с позиции красиво это или некрасиво. Эта дискретная система красоты очень эффективна. То же самое касается и родителей. Научить оценивать поступок с позиции традиций русской красоты, русской культуры.


Как-то в ходе предвыборной кампании в Кирилло-Белозерском районе пришлось ездить по глухим деревням, где бабушкам – по девяносто лет. Многие из них совсем неграмотными были – ни писать, ни читать не умели, но какая народная эстетика в духе русской традиции (вышивка, резьба по дереву и т.д.) была в их домах. Кто их этому научил! Какая там чувствуется красота внутренняя... В воспитании детей «красиво–некрасиво» - очень важный принцип.


Что же касается похвалы, то дети нуждаются в словесной, телесной, душевной и духовной поддержке. Если человек привносит красоту в мир – необходимо поощрять это, чтобы ребенок чувствовал себя частицей целого. Не то чтобы он чувствовал себя центром мироздания, а помочь ему пережить радость соучастия в созидании творения, в котором есть отблеск Божественной красоты. Если обучение ребенка прошло в православной целостности, то у него возникает понимание, что он добавляет красоты в мир. Чем Адам с Евой занимались до грехопадения? Они приумножали красоту в раю. Детям можно говорить: «Если мы, даст Бог, попадем в рай, чем там будем заниматься? Создавать красоту. Если не научишься здесь создавать красоту – окажешься там, где будет некрасиво». Здесь присутствует момент и поощрения, и воспитания в ребенке созидателя, а не разрушителя. Это действует, как в межличностных отношениях, так и в любом делании (выполнении домашних заданий, рукоделии, игре) – ты созидатель или разрушитель. И здесь ещё хотел бы обратить внимание на обучение служению ближним. Очень важна для психологии служения – отдача. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь.


Как воспитать в ребенке радость от дарения, развить его творческий потенциал, желание быть полезным? К примеру, я со своим маленьким сыном, которому было два с половиной года, играл в спасателей. Шведская стенка. Я хотел, чтобы он залезал на нее. Для этого на верхнюю перекладину стенки я ставил игрушку и говорил: «Застрял зайчик. Его нужно спасти, помоги ему». Ребенок с радостью лез туда и получал удовольствие от того, что спасал «пострадавшего». Это воспитывает радость служения: желание быть кому-то полезным и прийти на помощь. Потом мы вместе радовались спасению, я не жалел похвалы спасателю. Это один из примеров поощрения действия, направленного на отдачу. Такого рода стремление к жертвенности в ребенке нужно поддерживать. Если же ты видишь в нем какое-то отрицательное сердечное действие, то надо постараться не усиливать его. Необходимо ребенка выслушать, разобраться и не принимать эмоциональных решений, как в наказании, так и в похвале. И ни в коем случае нельзя манипулировать. Современная западная психология построена на манипулировании, то есть все подходы там основаны на инициировании некоторых процессов специальными приемами. Одним словом, учат воздействовать на человека, чтобы он выполнял вашу волю. А в православной семье идет поиск правильного решения через познание воли Божией, даже в маленьких делах. Если в детях уже проявилась любовь и трепет перед Богом, Создателем, при сложности выбора можно спросить: «А как бы Боженька или святые поступили в этой ситуации?». Многие возражают: «Ой, это планка такая высокая, я никогда святым не буду». Иосиф Муньес (мученик-хранитель Иверской мироточивой иконы Божьей Матери в РПЦЗ), когда обращался к молодежи, говорил: «Будьте святыми мужьями и женами, стремитесь к святости». Такой подход должен быть в православной семье и к воспитанию ребенка. Стремление к святости – это не потребность в человеческой оценке. Здесь желание угодить не людям, а Богу.


Часто бывает так. При любом удобном случае ребенка просят: «Ну-ка покажи, как ты на пианино играешь, расскажи стихотворение» В результате, у него развивается тщеславие и возникает внутренний конфликт. Знаю мальчика, который из-за этого стал инвалидом. Он в три года уже сочинял музыку, а к семи годам у него развился невроз на почве родительской гордости. Когда приходили гости, его постоянно вытаскивали к инструменту, чтобы показать, какие он сочиняет этюды. Одаренный ребенок упорно отбивался от демонстраций. В итоге, у него развился сначала нервный тик, а потом устойчивый невроз.


Православие раскрывает восемь страстей, присущих падшей человеческой природе. И практически все свои страсти взрослые транслируют на своих детей. Поэтому хвалить чадо нужно так, чтобы не развивать в нем пороки, а, наоборот, их корректировать. Для этого посмотрите, не страсть ли вами движет – честолюбия, тщеславия – или у вас искреннее желание поддержать свое чадо? Например, страсть сребролюбия. Во многих еврейских семьях была такая традиция. Мамы до трех лет кормили своих чад грудью, а потом говорили: «Вот я тебя кормила, отдала тебе свои силы, здоровье, поэтому ты, когда вырастешь, не забывай маму – в старости потом компенсируешь». И родители всегда в шутках, анекдотах об этом своим детям напоминали, говоря: «Я в тебя вкладываю, ты – моя главная инвестиция. Я не думаю о пенсии, ты моя пенсия. Мой снабженец». У русских такой традиции не было. Никогда мама не заявляла: «Ты моя обеспеченная старость», - напротив: «Ты моя надежда, на продолжение моего дела». Как Богу отдавали все, что могли, так и ребенку, и не было ожиданий компенсации. 


Похвала зачастую связана с тщеславием родителей: «А что твой ребенок умеет? Ну-ка покажи, как он пишет, как рисует». 


- Чтобы в этом убедиться, достаточно на детскую площадку выйти, где мамы зачастую какое-то не нужное соревнование устраивают: один малыш выше, другой ниже и так далее...


- На Западе во многих книгах по воспитанию детей родителей учат своего ребенка во всем принимать таким, какой он есть. Там другая установка, другой акцент. Западная психология – это обеспечение максимального удобства, то есть ее основной принцип: комфортность во всем. В их понимании успешность – это достижение наибольшей комфортности, рая на земле. А ребенок – это как бы часть твоей успешности, значит, если хвалят ребенка, то это распространяется и на родителя. Это же моя кровинушка, мой предмет гордости и тщеславия. Когда ребенок подрастает, его постепенно подводят к психологии победителей. У молодой американки трехлетний малыш упал и ударился о бетонный поребрик. Крик, плач, слезы…Она подходит и говорит: «Вставай и не кричи! Если не научишься вставать, все время будешь лежать. Выбирай – быть победителем или жертвой».


Хвала и поддержка – две разные вещи. Здесь нужно обратиться к монастырскому воспитанию. Было время, когда разновозрастные дети жили и обучались в монастыре. Там система уклада и гармонизации была межвозрастной и общинной, к детям относились как к равным. В деревенской семье были также здоровые отношения. У моего деда было десять детей, мой отец был десятым. Специально воспитанием никто не занимался – все дети воспринимались как часть целого, воспитывала среда, семейный уклад. Существовало обеспечение целостности, отношения к тебе как к взрослому, но настолько, насколько ты способен был соответствовать доверию. Если ты что-то искажал, то семейная среда корректировала. Вспомните Некрасова: «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу» Вот проявление мужественности и целостности ребенка! Доверие ребенку максимальной ответственности. Доверие и воспитание ответственности – это не похвала, это ввод человека в определенный мир взрослых отношений, способных быть воспринятым ребенком. Что дает любовь как между мужчиной и женщиной, так и любовь родителей к ребенку – видение того идеального образа, которого сам человек ещё не разглядел, и обращение к этому совершенному образу, а не к тому, каков он пока есть на самом деле. В этом и заключается воспитание: видеть в ближнем идеальный образ человека, созданного по образу и подобию Божию, и обращаться к нему. Соответственно, необходимо понимать, насколько сам человек может дотянуться до этой планки. А главное – его поддержать, укрепить в этом стремлении соответствовать образу Божию, а не человеческому образу престижности или успешности. Каким мы хотим вырастить ребенка – соответствующим образу Божию.


- Святые отцы учат, что без смирения страсти победить невозможно. В двух словах, если можно, что такое смирение и кротость?


- Давайте разберем, что общее, что частное. Смирение – это состояние, а кротость – это некие действия, поведенческое проявление смирения. Смирение – это состояние преклоненности перед Богом, способность мириться с тем, что Бог дал.


- О смирении можно еще говорить как о спокойствии. Ведь смирение - мир.


- В смирении корень «мир». Есть понятие мiр с точкой - мир вселенский. А мир духовный – как раз высшее проявление спокойствия... Смирение – это жить с миром, быть в мире. Смирение – духовное состояние, которое проявляется через кроткие действия. То есть смирение – состояние, а кротость – проявление. В тропаре свт. Николаю поется: «Правило веры и образ кротости...». Как сказал патриарх Кирилл: «Для того, чтобы понять, что такое кротость, нужно знать житие святителя Николая... Добродетелью современного человека является сила, а кротость воспринимается как некий синоним слабости. А какая же добродетель в слабости? Жизнь святителя Николая помогает нам понять смысл того, что такое кротость, ведь в своем житии святой не предстает слабым человеком в том вульгарном нехристианском понимании, которое сейчас относят к понятию кротости... Святитель Николай был человеком мужественным, сильным и одновременно мы называем его образом, образцом, кротости... Кроткий человек – это тот, кто способен свою человеческую силу не употреблять во зло. Вот почему даже могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий осознает свои грехи пред Богом; кроткий ? это тот, кто своей силой никогда не кичится перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто в Боге только видит свою силу. Такой человек всегда красив и подлинно силен, он всегда является помощником слабому, употребляет свои силы и возможности на благо... Кротость есть внутренняя сила человека, способность разумом, волей контролировать свои чувства и свои поступки, всегда реалистично оценивать свои собственные возможности и со смирением воспринимать себя перед лицом Божиим. Такая кротость есть красота - красота, проявляющаяся в человеческих отношениях».


- А что такое созерцание?


- На Востоке учат созерцанию как разным видам медитации, растворению в среде. На Западе – управляемому движению мысли, разным психотехникам, визуализации. В Православии же созерцание заключается в восприятии этого Божественного мира глазами Бога. То есть не через человеческую страстность. Когда мы выходим на улицу, у нас возникают суждения, оценки, мы что-то с чем-то сравниваем, пробуждаются ассоциации. Литераторы чем сильны? Они находят красивые образы для описания своих состояний. То есть разные аналоги того, что происходит. А созерцание православное – восприятие мира таким, каков он есть, без слов. Здесь восприятие сего мира – это слияние с ним в молитве. Человек видит красоту Божию во всём: в солнечном лучике, в капле росы, у него нет ассоциативного ряда, который используют литераторы, чтобы описать это состояние. Да, описание капли росы человеческим литературным языком – красиво, но быть в середине этой капли росы и чувствовать Бога в этой капле – совсем другое состояние. Созерцание учит растворению в красоте Божией: пребывать одновременно внутри и вне Божьего творения, быть с ним в слиянии. Это дает глубинная молитва, которая освобождает от помыслов и разных воздействий. И вот обучение этому и есть умное делание. Старцы говорят о созерцании как о внутренней молитве, постоянном молитвенном состоянии. Когда нет никаких помыслов - это чистота созерцания. Как бывает на озере – зеркальное отражение божественной природы.


- Мыслей нет?


- В Евангелии об этом хорошо написано. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу...» (1 Кор. 13:12) Проецирование своих знаний, образов, ожиданий на окружающий мир - уже проявление искаженной грехом природы человека. Какие мысли – такое и восприятие, отражение действительности. Если на стекле есть капли краски, царапины, то мы видим мир через эти повреждения и проецируем их на то, что за стеклом. Если в нас есть какие-то страсти, соблазны, мы их проецируем на человека, который рядом. Обретение чистоты восприятия, детской непосредственности, открытости – это возвращение к Первообразу. Обучение созерцанию – это и сохранение в себе детскости, и восприятие мира таким, какой он есть.


- А что такое Богомыслие?


- По словам людей, которые занимались умным деланием десятки лет, и Господь открыл им глубинный смысл этого слова, Богомыслие – это восприятия мира сего через молитвенное делание, глазами Творца. .


- Как, по вашему мнению, православному человеку можно заниматься аутогенной тренировкой?


- Мне казалось сначала, что все можно по-разумному использовать. Но вспомнив тех, кто решал свои проблемы с помощью аутогенной тренировки «мечтательно-представлятельной», я понял, что это тупиковый путь. Решив видимые задачи, они затем попадали в жизненные ловушки, где нужно было уповать только на Божью милость. В духовной сфере только начни представлять, далеко можно зайти. Напридумываешь и натворишь такого, что самому потом страшно станет. Всем хочется войти в образ Творца, но, как известно, «много званных, да мало избранных». Господь Сам выбирает Своих учеников.


У одного старца спросили: «Когда молишься, и нет перед глазами икон, можно ли самому представлять в мыслях образ Господа нашего, Божью Матерь, Святых, угодивших Богу и просить у них заступничества и помощи?» Старец ответил: «Мысленное создание Образа, общение и «работа» с ним не полезны для души, так как это прямой путь к соблазнам и духовным болезням. Враг человеческий ищет путей прельщения вашей гордыни, одна из ловушек прелести - это «особое», «личное» общение с невидимым миром. Тут до мечтательности и «контактерства» рукой подать». В ряде западных психологических школ, в «псевдопсихологии» упор делается на визуализации, «работе с образами», с мысленными представлениями. В частности, в дианетике учат лечить себя, представляя болезненные клетки и изменяя их. Колдуны, шаманы (один Кастанеда чего стоит) и прочие «духами – бесами» водимые «художники-целители» часто работают как оборотни, сами перевоплощаясь и «преображая» других по приговору, ворожа с фотографиями, рентгеновскими снимками и картинками. Нужно отметить, что именно «духи злобы поднебесной» многим помогают, взамен их отпадения от единственного Целителя и Спасителя – Христа. Вхождение в «образ» - это опасная ловушка для прельщения. Мне пришлось видеть людей, тяжело заболевших серьезными психическими расстройствами, которые мыслями-образами исцеляли себя, других, планеты… и т.д.


Здесь нельзя путать с «виденьем» - мысленным представлением результатов деятельности.


Человека как Божье творенье можно сохранить и развить, лишь исполняя десять Божественных заповедей. Нарушаем ли мы одну из заповедей, когда пытаемся мысленно строить тело или его корректировать? Или когда говорим телу, чтобы оно было здоровым или красивым? Нарушаем ли мы этим заповедь «Не сотвори себе кумира»? Люди, которые чрезмерно занимаются физическими упражнениями, нарушают ли эту заповедь? Для чего ты хочешь проводить аутотренинг, для решения психологических проблем? Хочешь исцелиться, избавиться от заикания, трусости, хочешь стать сильным. Здесь существует опасность своеволия и идолопоклонства: ты как бы поклоняешься своему телу и просишь у него помощи. К тому же есть силы, готовые в этом помочь, и совсем не божественные. Православный спортсмен, когда его учат аутогенной релаксации, говорит: «Мне достаточно молитвы, обращения к Господу. Я прошу, чтобы Господь сделал, как Он считает нужным для Него». Когда человек находится на молитве, Господь расслабляет и корректирует те органы, которые нужно расслабить и скорректировать. Грань, когда ты вмешиваешься в Богостроительство, очень зыбкая. Много было дискуссий о применении гипноза при лечении отдельных заболеваний. Аутогенная тренировка – это самогипноз. Для вечной души никакой самогипноз, я считаю, не нужен, нужна крепкая вера и молитва. Нужно больше обращаться к святым Таинствам Церкви и верить в их спасительную силу. Тогда «по вере вашей да будет вам».


- Однажды некий монах пожаловался старцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его. «А ты люби игумена, - ответил ему отец Силуан, - молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить». Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» - мог бы назвать самовнушением.


Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли параллельно с молитвой заниматься психологическим настроем ?


- Я не встречал универсальной формы молитвы за нелюбящих нас людей. По заповеди Спасителя мы молитвенно просим Господа о даровании любви к ближним, а также личным врагам. А виды молитв могут быть разные. Лично я понял, что в ответе старца Силуана речь идет об уговаривании своей души: «Я люблю моего игумена!», то есть желаю ему божьей милости и благодати: «Дай Господи ему здравие, спасение и во всех делах благое поспешение».


В жизни встречается много спекуляций на трактовке старческих наставлений. Нельзя выдергивать слова из контекста. «Слово из песни не выкинешь». Если человек, прочитав письма старца к его духовному чаду, потом доводит адресные советы батюшки до универсализма – это ошибка. Такие наставления – сугубо индивидуальное духовное лекарство, которое, как в аптеке, – «Отпускается по рецепту врача!» Высказывания старцев, а также их душепопечение имеют конкретную адресную направленность... В основе дарования любви лежит собственная усердная молитва. Для обратившегося монаха, по разумению старца Силуана, это уговаривание полезно. Много любви в сердце не бывает, поэтому мирянину можно попробовать преумножать свою любовь к жене, к детям как молитвами, так и уговариваниями своей души. Мне лично ближе мелодическая напевная молитва.

Думаю, все в той или иной степени занимаются настроем здесь должно быть четкое понимание: что и для чего вы делаете. Каждому по виду его душевного и духовного устроения и совершенства будут полезны свои «лекарства» и формы внутренней работы.


Православные педагоги, психологи помогают правильно, по-православному, относиться к душевным вопросам, предлагая психологические формы работы: тестируя, анализируя, проигрывая ситуации, настраивая, убеждая, дают рекомендации. Но от педагога и психолога не надо ожидать духовного руководства, духовных советов: с этим следует обращаться к подвизающимся духовно опытным священникам. У них свои непостижимые пути и методы вразумления.


Например, у моего духовного отца Бориса (Храмцова) была конкретная ситуация. К нему стояла большая очередь нуждающихся в его помощи. Приехали две монахини и просятся без очереди, у них скоро поезд отправляется. Он им говорит: «Вон там мостик, видите, туда идите и молитесь: «Богородице Дево радуйся...», а когда вернетесь, вас без очереди пропущу...» И вот они пошли до этого мостика, а обратно возвращаются радостные, с песнями: все решилось, все ответы получили, говорят: «Спасибо, батюшка». Но этот же совет священника не для всех подойдет...


- Святитель Феофан Затворник учил о том, что свою душу надо уговаривать. Я имею в виду настрой в смысле уговаривания своей души, которое ведь, помимо молитвы, все равно же происходит.


- «Уговаривание», «настрой», «молитва» - все можно и нужно использовать, а вот что именно просить для души и полезно ли вам просимое – это вопросы к духовнику.


Был такой случай. Приезжает одна женщина в Горицкий монастырь и рассказывает старице про своего начальника, который ее обижает, а старица – в слезы, плачет. Женщина начинает ее успокаивать: «Не плачьте обо мне…» - «Я не о тебе плачу, а о твоем начальнике – что с его душой будет через какое-то время...»


Православный психолог предложил бы ей разобраться в себе на основе научных знаний по конфликтологии, обратив ее внимание на особенности межличностных отношений. А если б увидел, что основные проблемы – в духовной сфере, то порекомендовал бы обратиться к опытному священнику.


Задача же православного психолога – это приготовление мечущейся души к прикосновению Целителя и Спасителя душ наших, через воцерковление и церковные таинства.


- Знаю одну православную поэтессу. Как-то раз она услышала от светского поэта неприличную стихотворную фразу, которая прямо-таки засела у неё в голове. Три дня не могла женщина освободиться от навязчивых мыслей. Помогла только исповедь...


- Навязчивые состояния, «застревания» очень распространены в наше беспокойное, техногенное время. Здесь церковное таинство исповеди – очень действенный вид оздоровления. А психологическая помощь – анализ закономерностей таких воздействий и среды, в которой это происходит, подбор личностных психологических ресурсов. Если человек недостаточно воцерковлен, психолог предлагает доступные способы психологической защиты и психологической помощи. Обучение приобретению собственного положительного опыта – просто необходимо. В медицинском же учреждении пострадавшей предложили бы обратиться или к психотерапевту, или к психиатру. То есть у каждого специалиста – свой подход.


- А «лавры в кредит», о которых мы уже говорили, - это тоже настрой?


- Если такой вид позитивного настроя ребенку или взрослому человеку помогает, не причиняя вред душе, то его можно использовать. Некоторым людям скажешь фразу, и она для них становится неким стержнем, за который можно держаться. Есть вещи, организующие сознание. Искусство помощи духовника, врача, психолога заключается в том, чтобы точнее, объективнее определить причину душевного разлада, нестроения и подобрать вид оздоровительного действия - «лекарства», исходя из сущностной характеристики личности. Но самое сложное – это определение меры. «Кашу» в этом деле маслом можно испортить. 


- От чего по вашему мнению чаще всего возникают болезни у людей? Каковы основные причины болезней?


- Человек имеет три состава: дух, душа и тело. Болезни имеют такие же три основы. Нужно сразу определиться насчет того, что касается болезни. Я не врач, не психиатр, не невролог и не психотерапевт, а всего лишь человек, имеющий определенный опыт педагогической и психологической деятельности. У каждого специалиста свой метод познания, подход, инструментарий работы и своя зона ответственности. С позиций педагогической психологии, психические, нервные и другие болезни возникают, помимо духовных, наследственных, органических и социальных причин, из-за неумения и нежелания личности разумно поддерживать свою душу и тело.


Когда я работал короткое время в Вологде в Воскресной школе по развитию творческих способностей девочек 4-5 лет (три группы по 10 человек), то как-то раз их необычно протестировал. Я сказал им: «Вот сегодня морозное воскресное утро, вам нужно было рано вставать, вас будили бабушки, мамы, какие у вас мысли были? Давайте проиграем. Вот две перчаточки – беленькая и черненькая. Возможно, черненькая перчаточка вам говорила: «Полежи, глазки не открывай, скажи маме, что очень спать хочется ». А белая говорит маминым голосом: «Дашенька, пошли, поиграем и позанимаемся в Центре...». Кому черная перчаточка сегодня нашептывала, поднимите руки?» И все с разной активностью поднимают руки. Я как педагогический психолог говорил отдельным опекунам: у ваших чад перед нежелательным действием могут быть психосоматические проявления болезней – может температура подняться, голова болеть и т.п. Разбирайтесь в причинах, изучайте своих детей, не пичкайте их лекарствами. Когда в семейной среде есть единодушие у мамы, папы, дедушки, у бабушки и у детей, то получается, что все работают на результат. Как педагогу–психологу мне было необходимо со всеми возрастными категориями в семье поработать, выяснить, что мешает развитию, совершенствованию ребенка, в целом – миру в семье, чтобы иметь возможность давать конкретные рецепты и предложения. Почему болеют дети? Потому что они защищаются от этого мира, неспособные что-то решить. У них еще не хватает волевых усилий, знаний и сил, поэтому болезнь – способ защиты. К тому же, наследственность, питание, организация жизни, конфликты между родителями – все это также влияет на детей и отягощает любую болезнь. Есть люди, которые соблазняются и пытаются связать болезнь с какими то сомнительными факторами: ноги заболели - не туда иду, или: руки устают - не то несешь, а может, жадничаешь, слишком много взял.


- Ну, это уже мнительность какая-то...


- В чем и заключается коррекция – найти реальные причины душевного разлада и помочь выработке правильного отношения к ним, а если понадобится, то помочь их преображению в позитивное действие. Многие православные люди, прибегая к церковным Таинствам, приобретают трезвое отношение к своим болячкам. Порою человек может просто устать, переутомиться. Тогда нужно восстановить физические силы: отоспаться, переключиться на другую деятельность. А чтобы избавиться от мнительности, надо изучать себя, отслеживать свои помыслы, укреплять свою веру. И тогда: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона...» (Пс.90)


- Как влияют наши мысли и слова на наше здоровье?


- Все современные психотерапевтические методики основаны на позитивном мышлении. Есть даже целый трактат, под названием «О позитивном мышлении». Я тоже замечал, что одно и то же явление люди, исходя из своего душевного и духовного состояния, воспринимают по-разному. Один человек, постоянно пребывающий в подавленном состоянии, живет в страсти уныния. Он выходит на улицу и слышит только плохие слова и выражения, видит грязь и всё негативное. Другой, выйдя из дома, замечает улыбающиеся лица и слышит жизнеутверждающие слова, то есть он настроен на позитив. Так вот, как влияют мысли и слова на наше здоровье? Здесь существует прямая зависимость. Позитивные, созидательные мысли, в которых есть любовь, привносят в нашу жизнь радость, спокойствие и гармонию. А деструктивные мысли отягощают нашу психику и приводят к страстям. Что такое язвительное слово? Это может быть слово человека с язвой желудка. Или, если он так будет общаться все время, человека с будущей язвой. Поэтому нужно постоянно учиться правильно мыслить и говорить: на примерах из хорошей литературы, иногда у тех, кто нас окружает, но больше всего – у настоящих сердцеведов – старцев, из святоотеческой литературы.


Повторюсь, позитивные мысли – те, которые несут любовь и созидание. Как известно, без любви любое положительное личностное качество человека превращается в отрицательное. Есть такие серьезные наблюдения-размышления, подтверждающие, что «без любви все ничто».


«Обязанность без любви делает человека раздражительным.

Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Справедливость без любви делает человека жестоким.

Правда без любви делает человека критиканом.

Воспитание без любви делает человека двуликим.

Ум без любви делает человека хитрым.

Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Компетентность без любви делает человека неуступчивым.

Власть без любви делает человека насильником.

Честь без любви делает человека высокомерным.

Богатство без любви делает человека жадным.

Вера без любви делает человека фанатиком»


Всем нам необходимо учиться разумной достаточности, духовной трезвости. Учиться у людей особенно благодатных, которые своей праведной жизнью стяжают дух мирный. Духовную трезвость дает и глубина самопознания, а приобретается это качество через личный опыт духовной жизни.


- Кстати, как, вы считаете, себя нужно познавать? А то некоторые православные заявляют, что им себя с психологической стороны познавать не надо. Так как они познают свой дух, то для этого достаточно лишь исповеди.


- Господь никогда не говорил, что не нужно познавать сотворенный Им мир, а человек – часть этого мира. Все дело в целях самопознания: для самореализации или исполнения Божественного призвания, или познания премудрости Божьей. Ведь познание себя – один из способов Богопознания, ибо мы созданы по образу и подобию Божию. Помогать другим – хорошая цель, но для этого нужно сначала разобраться, кто ты, познавать себя. В нашей средней школе учат всему, кроме самого главного: познать Бога и разобраться в себе. В этом плане весьма выигрывает тот, кто прибегал к церковным таинствам, учился в духовных школах, почувствовал на себе огромную спасительную и познавательную пользу исповеди. Таинство исповеди многим помогало в воспитании «умного сердца». Это очистка души от грязи и школа самопознания. Но вместе с тем, нельзя категорически отрицать приобретенные человечеством познания, понимая, что это часть Богооткровения. Психологические знания как часть общих знаний о человеке, об общественных отношениях будут полезны крепко стоящему в вере христианину для того, чтобы жить, трудиться и исполнять волю Божью, живя в миру. Поэтому познавать себя нужно в духовной, душевной и телесной сферах, исходя из того, что мы созданы по образу и подобию Божию. Познавать не как человека, хозяина природы, властителя дум, «Творца», а как творение. Здесь две установки. Если ты осознаешь себя господствующим над другими, то здесь уже Бога нет. Дьявольские искушения постигают человека, рвущегося к власти, если он познает мир и людей, чтобы возвыситься над ними. А если ты познаешь себя для того, чтобы вписаться в Божественную гармонию, максимально послужить Богу и познать Бога по устройству Его творений, то это совсем другое. Соответственно и способы познания используются различные. То есть средства и цели здесь гармонируют. Исповедь, молитва, поиск воли Божией – также являются познанием себя. И прозрение, и преображение души – плод усилий человека разумного. Это то, чему учит православная культура. Западная прагматическая культура учит соответствовать ценностям мира сего, с его стандартами, клише, понятием человека – хозяина природы. Успех православного человека, его величайшее достижение – это спасение. А высшее достижение мирского человека – всеобщее признание миром сим. Это очень принципиально. Цели и средства их достижения – разные у верующего человека и материалиста-дарвиниста. 


- А какова роль слова в процессе воспитания?


- Здесь надо осознавать и верить в созидательную силу слова. «В начале было Слово» - Вселенная и все в мире было наполнено новым звучанием. Словом можно поднять лежачего больного и словом можно убить. Воздействие словом - это великое искусство воспитания. Есть даже целое направление - суггестивная педагогика. Впрочем, все педагоги (как и писатели, поэты, актеры) в той или иной степени – «гипнологи», осознанно или неосознанно воздействующие словом на воспитанников или слушателей.

Слово в семейных, личностных взаимоотношениях, имеет особое значение. Говорят, самый близкий человек при конфликте работает на поражение. Многие слова, которые ты можешь сказать чужому человеку, не будут нести той эмоциональной нагрузки, как адресованные, допустим, жене. Доверившегося тебе человека можно сразу вывести из себя, так как ты уже знаешь все его уязвимые стороны. Особенно восприимчивы к слову дети: ребенка словом можно сделать инвалидом, развить фобию в определенном состоянии. Полусознательное состояние, в котором корректируют современные психиатры, - это ограничение свободы воли пациента. Поэтому православные врачи его не применяют. Гипноз – это внушение, воздействие на человека, находящегося в состоянии расслабленности определенных нервных центров. В таком полудремотном состоянии пациент открывается и становится особо внушаемым, то есть происходит грубое вмешательство в душу человека. Люди все склонны к внушению. Но дети особо внушаемы. Слово - это сильное оружие. Надо знать, что у человека верующего энергетическая наполненность слова очень большая. Заметим разницу воздействия на вас одних и тех же слов, когда их произнесет священник или просто знакомый мирянин, человек слабый или человек с сильной волей.


- В медицине известно: даже неосторожное слово, брошенное врачом вскользь, может спровоцировать у пациента болезнь – эффект так называемой ятрогении.


- Конечно. Есть несколько способов введения в гипнотическое состояние, но многие их спонтанно используют в повседневной жизни, часто даже не подозревая об этом. Так люди, не зная силу слова, силу образов, порой разрушают ближних. От словарного запаса тоже очень многое зависит. Когда я служил в армии, то солдатам говорил: словарь Ожегова – 63 тысячи слов, у Пушкина в словаре – 29 тысяч слов словарный запас, средний человек обладает словарным запасом от 3 до 5 тысяч слов. В армии – 20 слов и половина из них матерные... В то же время надо знать и о созидательной силе слова. В Америке ключевое слово – глагол, то есть действие. Наш язык – Богосозерцательный, язык описания состояний. Много неповторимых существительных и прилагательных. Когда во время переговоров я общался с одним человеком, он сказал мне: «Ты говоришь все время прилагательными, давай говорить существительными». Красота языка заключается в том, что можно описывать состояния, говорить очень красивые слова, которые гармонизируют. Но воспитание словом может иметь как позитивный эффект, так и деструктивный. Однажды, когда я работал в экспертной группе по оценке феноменальных способностей людей, пришел один человек и говорит: «Я даю выучить и запомнить моим обучаемым за неделю 500 слов любого языка». Спрашиваю: «В чем феномен вашей методики?» Он говорит: «Феномен заключается в следующем. Человек плохие слова запоминает гораздо быстрее, чем хорошие. Я даю иностранному слову русские аналоги ругательных слов, оскорблений, и обучаемый запоминает их очень быстро, по разработанной мной системе». После подобных методик человек может стать просто сатанистом. Тут сам дьявол помогает обучению и вовлекает в свои сети. Если в определенных культурах говорят: человек – то, что он ест, то можно добавить: человек – то, что и как он говорит. Мы мыслим словами-образами. В зависимости от того, какой образ мы влагаем в слово, идет восприятие мира нашими слушателями. В результате, происходит или развитие, или деградация человека. 


Если готовить православного учителя русского языка, то он может гораздо больше сделать для воцерковления детей, чем даже священник. Сейчас многие люди чают восстановления монархии. Для возрождения церковного и иерархического сознания народа просто необходимо преподавание церковно-славянского языка. Это способ пробуждения нашей традиционной мировоззренческой и нравственной культуры. Если церковно-славянский язык будут преподавать серьезные, грамотные учителя, то произойдет духовное обогащение народа, которое даст и большой экономический эффект. А также это – способ борьбы с коррупцией. Изучение произведений русских классиков, возрождение красоты русского языка может спасти Россию от духовной, социальной и экономической деградации. Поэтому русский язык – это великое оружие созидания и укрепление державы Российской. Обогащение людей знанием языка, понимание слова как оружия созидания – это не только духовное обогащение, но и материальное укрепление страны.


- Отец Иоанн Кронштадтский о силе слова писал: «веруй: что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет.. Ты просишь здоровья себе или кому-либо, - слово «здоровье» имей за само дело: веруй, что ты его уже имеешь, ты имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самих словах, коими означается этот предмет, по милости и всемогуществу Бога, ибо само слово, название, во мгновение у Господа может быть делом, - и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, бываем и на молитве, как в жизни, «душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:19), оттого-то и бесплодны наши молитвы». Как вы думаете, почему многие миряне зачастую безответственно относятся к своим сказанным словам?


- От непонимания вышесказанного. От отсутствия навыков обязательности. От привычки к словесной неряшливости.


Слово – озвучивание помысла, помысел порождает сознание, чистота сознания - проявление нашей культуры. Словесная неряшливость, небрежность возникает, прежде всего, из-за отсутствия целостности. Поверхностное, небрежное отношение к слову зависит и от отношения к слову, к литературе в семье. Но самое главное – слово и дело. Человек – совокупность поступков. В ходе жизни приобретаются или навыки нравственного поведения, или возникает привычка врать.


Мы все родом из детства, где закладываются основы ответственности за слова, а, будучи родителями, мы заново проходим испытание собственным словом.


Отсутствие любви, искренности, взаимопонимания между родителями приводят к двойственности сознания детей. Отец – основной воспитатель ответственности, хозяин дома и хозяин слова. Искренности и сердечности учит мама. Если мы хотим, чтобы наши дети бережно относились к словам, нам самим нужно постоянно учиться культуре общения, служить примером искренности и обязательности. Семейная атмосфера взаимоуважения, любви, правдивости - лучший способ обучения совестливости, из которой вырастает ответственность. Но нужно учить и культуре произношения, использования слов, - все это проявления нашей внутренней культуры.


Один священник так учил своего внука избавляться от словесной неряшливости. Он записал на магнитофон произносимые внуком слова паразиты «честно говоря». Потом включил магнитофон и дал послушать три минуты: «Честно говоря, честно говоря, честно говоря…» А потом спрашивает: «Значит, все остальное время ты лжешь?» 


- Некоторые протестанты берут стихи из Писания, касающиеся здоровья и богатства, и начинают их исповедовать устами, то есть с верой многократно повторять вслух. Может ли такая практика превратиться в магию?


- Слова Писания никогда в магию не превратятся. Помните эпизод из Евангелия, когда апостолы говорили Спасителю что люди пытаются Твоим именем исцелять... «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:38-40). 


Божественными словами никто никогда не сможет навредить другим. А вот случаев психических расстройств у таких горе-заклинателей бывает много.


Как говорится, с дуру молиться – лоб разобьешь. Должно быть разумное трезвение во всем, мера во всем. Также нельзя относиться и к молитве как заклинанию.


- Не укладывается в голове высказывание святителя Феофана Затворника: «Слово «не могу» - не христианское». Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Как жить так, чтобы действительно получалось, что в Боге я всё могу?


- Здесь все решает личное отношение к Богу. Суворов задавал солдатам вопрос: «Сколько – до Луны?», - солдаты отвечали: «Два суворовских перехода». Великий полководец учил солдат, что нельзя говорить: «Не могу». То есть, нет ничего невозможного для верующего человека, так как для Бога ничего невозможного нет. В Его власти в одну секунду миллиарды вселенных создать и столько же разрушить. И мы также можем себя погубить каким-то действием, упасть и духовно погибнуть в одну секунду или же стать святыми. Спастись или погибнуть. Куда ты стремишься, там и определенные силы тебе помогают. У Нахимова было такое правило – если пьяный моряк лежал лицом к кораблю, то его тащили на корабль, если лицом от корабля – на гауптвахту. Куда мы устремлены? Господь судит намерения. Если Богу угодно, я сделаю то, что замыслил, ничего нет невозможного. Мы как-то с одним священником летали без копейки денег над Россией и над Америкой. Это, может быть, единственный случай в мире, когда два взрослых человека с иконой, без билетов на пассажирском самолете летали с Камчатки в Америку и обратно. И все это происходило на вере, чисто на вере. Получили благословение и полетели...


Как жить так, чтобы действительно все получалось, что в Боге я все могу? По вере вашей да будет вам. Искусство православного педагога – преумножение веры у человека, «обучение» милости и действенной любви, максимальное удаление всего того, что мешает Богу войти в сердце.


Только обращение к вере наших предков, к Святому Православию поможет нам сделать все, что Бог задумал сотворить через нас, нашими руками. Подтверждение этому - исторические примеры русского духовного лидерства: от святого благоверного князя Александра Невского до святого Царя-мученика Николая.


Мы не можем видеть, что происходит в душе человека, когда он принимает решение. Высший Судья - это Бог. О людях судят по их делам... Время все расставило по своим местам. Народ прославил настоящих лидеров и признал их вклад в историю Отечества Российского. В духовной борьбе они сумели победить свои страсти, благодаря чему в полной мере послужили Отечеству и ближним. Православное, русское лидерство - это СЛУЖЕНИЕ!

 

Для оформления страницы использована работа Андрея Нестерова "Мыслитель" с сайта www.priestt.com

 

Метки к статье: Чернавский
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Лидерство ПО-РУССКИ. Православный взгляд на человека и «психология успеха». Продолжение"
Имя:*
E-Mail:*