переправа



Православие в изгнании



Опубликовано: 22-05-2012, 17:18
Поделится материалом

Общество


Православие в изгнании

Собор Александра Невского (Париж). Фото с сайта http://dic.academic.ru

 

Париж – хранитель русского православия. Нашему удивлению не было конца, когда мы оказались в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже и увидели огромное историческое богатство, накопленное русскими изгнанниками. С 1898-го по 1936 г. настоятелем церкви святого Александра Невского в Париже был протопресвитер Иаков (Смирнов: 1854 - 1936), дед Елены Георгиевны Капнист, урождённой Смирновой, и прадед графа Сергея Алексеевича Капнист.

 

Незадолго до отъезда из США моего мужа, А.Д.Портнягина, Вера Митрофановна, узнав о нашем намерении посетить Париж, убедительно рекомендовала встретиться с отцом Анатолием, настоятелем главного православного храма в Париже. Настоящий русский батюшка встретил нас гостеприимно, доброжелательно, с доброй пастырской улыбкой, и, несмотря на свой напряженный график, вместо отведенных тридцати минут, провел с нами три часа дружеской беседы и обхода храма. В подробностях он рассказал нам о создании церкви, о приходе и о том, как иконка к иконке, лампадка к лампадке собирали русские иммигранты церковную утварь, создавая Божий Храм, как оказалось, не только для себя, но и для своих потомков.

 

Русские офицеры и солдаты, нашедшие свой приют на французской земле в результате гонений со стороны большевиков, приносили сюда свои дорогие сердцу иконы и различную церковную утварь. Первые годы иммиграции эти иконы использовались во время службы для осуществления молебнов, а впоследствии для панихид тех же иммигрантов. Здесь вы найдете иконы Семеновского, Преображенского, Дроздовского полков, экспедиционного корпуса Донских казаков. Поражают неотразимой красотой иконы русских моряков и летчиков. С собором святого Александра Невского связано немало известных и великих русских имен. В нём отпевали Ивана Сергеевича Тургенева в 1883 году, Федора Ивановича Шаляпина в 1938 году, Ивана Алексеевича Бунина в 1953 году...

 

Наш поисковый визит в Париж и здесь, в соборе Александра Невского, пополнился важной для нас информацией. В наших предыдущих тщетных попытках найти могилу владыки Павла (Голышева), о котором речь пойдет позднее, появилась надежда, когда отец Анатолий и матушка Леля сообщили нам дополнительные сведения по интересующему нас вопросу. Но мы были еще более удивлены, узнав, что владыка Павел осуществлял рукоположение отца Анатолия, а отец Анатолий спустя несколько лет отпевал владыку Павла. Справедливо говорят, что всё Богом промыслительно и всё в Божьем миру крепко связано и тесно переплетено.

 

Разными путями русские иммигранты утверждались на чужбине, обустраивая свою жизнь материально и духовно. Театр-музей «Благодать» тесно сотрудничает с Богоявленским храмом в г. Бостоне, штат Массачусетс, который до возвращения на Родину посещал на протяжении многих лет Александр Дмитриевич Портнягин.

 

Православие в изгнании

Бостонский Богоявленский собор. Фото с сайта Clubs.ya.ru

 

Большую роль в церковной жизни Бостона сыграл митрофорный протоиерей Роман (Лукьянов: 1926 - 2007), который приехал в США в 1948 г. в период второй иммиграционной волны.

 

Венцом устремлений для о. Романа было создание в конце 1960-х – начале 1970-х годов Богоявленской церкви в Бостоне. Как рассказывала мне матушка Ирина, по просьбе отца Романа Папков Николай Александрович (1906 - 1994) написал икону Новомучеников и Исповедников Российских для Богоявленского храма, прототипом которой позже стала аналогичная икона, написанная в России.


С семьей отца Романа связана и другая история, о которой поведала нам матушка Ирина. В 1990-х годах у них остановился брат Иосиф (Муньос Кортес), испанец по происхождению, давно принявший православие. С чудотворной иконой Иверской Божьей Матери (Вратарницей), хранителем которой являлся Иосиф Муньос, он приехал в их Бостонский храм. До этого чудотворная икона побывала в Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и других странах Западной Европы. Православная чета пришла в изумление, когда обнаружила, что принесенная на ночь в их дом икона мироточит, да так обильно, что матушка несколько раз меняла хлопчатобумажную салфетку, на которой стоял чудотворный образ. От матушки Ирины мы узнали и о трагической судьбе брата Иосифа и об исчезновении этой иконы.

 

В последние годы жизни о. Роман по-прежнему был полон энергии и творческого порыва. Он неустанно трудился над тем, чтобы сделать все, что в его силах, для осуществления давней мечты многих поколений русских иммигрантов – примирить Русскую Православную Церковь за Рубежом и Православную Церковь России. Будучи на отдыхе в Кисловодске, он с чрезвычайным вниманием следил за работой Синода Зарубежной церкви в Калифорнии и с нетерпением ждал его решения. И дождался. К его огромной радости, Синод взял курс на сближение.

 

Православие в изгнании

Протоиерей Роман Лукьянов. Фото с сайта www.russianorthodoxchurch.ws
 

 

Мы остаемся в неоплатном долгу перед теми, кто смог сохранить на чужбине православную веру и русские культурные ценности. Чтобы внести свой вклад в наше общее духовное дело, мы решили пригласить отца Романа, являвшегося в то время духовником Александра Дмитриевича, вместе с матушкой Ириной посетить Кисловодск и поправить свое здоровье.

 

Однако, несмотря на благотворное влияние целительных источников, спустя несколько лет отец Роман ушел из жизни. Память об этом замечательном человеке и духовном пастыре трепетно хранится в Богоявленской церкви и Театре-музее «Благодать». У нас находится яркий запоминающийся портрет отца Романа, написанный художником М.И.Мирошниченко из г. Валуйки. На этом портрете отец Роман зажигает свечи Божественного света для наших посетителей.

 

Это произошло в один из моих очередных приездов к Александру Дмитриевичу. Без всяких формальностей отец Роман после литургии, когда остались мы впятером в церкви, – батюшка, матушка Ирина, секретарь Попечительского общества им. Анны Марли Ольга Федоровна и я с мужем – набирает по мобильному телефону номер протоиерея о. Александра (Феодоровского), старшего клирика женского монастыря «Ново-Дивеево» и просит его принять гостей из России.

 

На следующий день мы с Ольгой должны были вылетать в Москву из Нью-Йорка. Рано утром, чтобы успеть на утреннюю службу, отправляемся в Ново-Дивеево, которое находится буквально в пятидесяти минутах езды от Нью-Йорка. Отец Александр и его матушка приняли нас гостеприимно. Кульминационной точкой нашего паломничества в Ново-Дивеевскую обитель было знакомство с уникальным портретом преподобного Серафима Саровского, написанным при его жизни, а также с крестом из дома Ипатьева в Екатеринбурге и иконой Божьей Матери, подаренной преподобным Амвросием Оптинским. В монастырской церкви Успения Богородицы хранится икона Серафима Саровского, вывезенная из Серафимо-Дивеевского монастыря. Во время Второй мировой войны она была доставлена через Берлин в Соединенные Штаты.

 

Валентина Имтосими

 

Метки к статье: Имтосими
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Православие в изгнании"
Имя:*
E-Mail:*