переправа



Россия – это несокрушимый дух! Часть1



Опубликовано: 22-05-2012, 11:05
Поделится материалом

Общество


Россия – это несокрушимый дух! Часть1

А.Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг.1992. C сайта http://www.hram-hvh.ru

 

Задумаемся над очевидным фактом: Россия, неся огромные потери, испытывая страшные поражения от численно превосходящего противника, в итоге всегда побеждала. Почему?

 

Ответ очевиден: это происходило потому, что военная мощь России, всегда имела в своей основе духовную мощь. Ивану Александровичу Ильину принадлежат замечательные слова: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…» (1).


Благодаря духовному преимуществу наши воины одерживали победы, изумлявшие даже врагов. «Дайте мне русских солдат, и я с ними завоюю весь свет. Русских солдат можно уничтожить, но не победить», - заявлял Наполеон. «Русского солдата мало убить, его еще и мертвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял», - говорил Фридрих Великий. Красноречивые признания, которые указывают на духовное и моральное преимущество русских воинов, но нечего не говорят о его истоках. А истоки эти в высоком духовном смысле воинского служения в России, в высшей духовной мотивации воинской службы русских солдат, матросов, офицеров и генералов. Все подвиги их были основаны на Православной вере в высшую правду, в Божий Промысел. И это самое главное.

 

Основу известного труда английского психолога Норманна Коупленда «Психология и солдат» составляет положение о том, что «… моральное состояние – это вопрос жизни и смерти. Им нельзя пренебрегать. … Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение - это заключение ума, а не физическое состояние…» (ВАГШ, М., 1958). Заметьте, что речь идет о «заключении ума», о духовном состоянии. Человека нельзя победить до тех пор, пока он сам этого не признает. Его можно физически уничтожить, но не победить, если жив его дух. Так, например, это было с Евпатием Коловратом или защитниками Брестской крепости, которые погибли, но не были побеждены.

 

Печально, что до сего времени, то ли по инерции, то ли по невежеству, многие в нашем обществе отрицают роль Церкви в строительстве российской государственности, формировании духовности, культуры и нравственности русского народа и других народов России. Не хотят они признавать и ещё одну объективную очевидность, ведущую роль в этом историческом процессе православия и Русской Православной Церкви.

 

«Я думаю, что одна из величайших трагедий для России — принятие православия», — заявил российский тележурналист, претендующий на высокую интеллектуальность, В. Познер в одном из своих интервью. По его мнению «…более темной и закрытой религией является православие. …Я считаю, что Русская православная церковь нанесла колоссальный вред России». Заметим, что это, публично высказанное и многократно цитируемое мнение принадлежит представителю так называемой интеллектуальной элиты России, претендующей на духовность и ежедневно поучающей нас с телеэкранов как надо жить.

 

Как бы оппонируя ему, ректор МГУ В.А.Садовничий говорит: «Нужно понимать, что в России Православие — не просто одна из многочисленных конфессий. Это сила, которая веками формировала наше самосознание, без которого немыслима русская культура». А вот мнение одного из современных писателей Виктора Ра, который в свой книге «Забытые заповеди» пишет: «Вынь из Востока буддизм, и Вы ничего не поймете на Востоке. Вынь из России православие, и Вы ничего не поймете ни в России, ни в ее истории». Видимо мнение уважаемых ученого и писателя более обоснованно, чем человека, выросшего в Нью-Йорке, для которого Россия, как он говорил «что-то не своё».

 

Что же это такое Россия, почему она изумляет, пугает, вызывает непонимание, почему ее любят и за нее умирают? Россия это в первую очередь не огромная территория и сильные морозы, о которых вспоминают все кого мы били, когда они вторгались в её пределы нашего. Россия – это несокрушимый Дух. Тысячелетняя Россия – это духовное понятие! Россия это духовно свободный, вольнолюбивый, смиренный, терпеливый и непокорный народ, это великая самобытная культура, великая история и великая духовность.

 

Лежащее в глубине русской культуры православие, заложило в основу мироощущения и жизнеустройства русских людей разных национальностей потребность заботиться в первую очередь о душе, и лишь затем обращаться к материальным благам в разумном объеме. А все попытки модернизировать Россию, были направлены на изменение её духовных основ и выдвигали в качестве доминанты материальную сторону жизни народа и обустройства государства. Поэтому они и отторгались народами России.

 

Недавно по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Московской Патриархией был издан фундаментальный труд видного военного мыслителя и писателя русского зарубежья Антона Антоновича Керсновского «Философия войны», и заметьте труд издан не в Воениздате, и не по заказу Минобороны, а в издательстве Московской Патриархии и по благословению Святейшего Патриарха.

 

Будто полемизируя с современными реформаторами армии и флота России, которые перестраивают их, заимствуя далеко не лучший заокеанский опыт, Керсновский подчёркивает: «Военное искусство и военная наука…, имеют строго национальный характер, вытекая из духовных свойств и особенностей данного народа, данной нации. Русского Мольтке не может быть, как не может быть немецкого Суворова». Остается актуальным и возмущение А.А.Керсновского тем, что «рационализм и материализм засорили русскую военную мысль… Духовность, а вслед за духовностью и дух представителей русской военной школы… угашены». Размышляя о льготах для молодых специалистов, он пишет: «льготы по образованию - пагубны и преступны. Настоящая льгота, которую надлежит дать образованному человеку – это честь в первую очередь и раньше других служить своей стране и кровью запечатлеть ей преданность».

 

Отношение нашего общества к этой проблеме Вам известно. Стремление выпускников вузов избежать воинской службы приобрело массовый характер и не только не осуждается, а поощряется обществом. Страшно говорить, но значительная часть молодых и не только молодых наших граждан сегодня не готова служить России и защищать её с оружием в руках.

 

Читаешь А.А.Керсновского и невольно вспоминаешь слова великого Суворова по поводу военных реформ Павла I: «Всемогущий Боже, даруй, чтобы зло для России не открылось прежде 100 лет… ». (2)

 

Нельзя забывать, что у истории, - как говорил Василий Осипович Ключевский, - есть своя власть явлений, есть свои законы, которые столь же мало постижимы обычным человеческим разумом и столь же мало подвержены его воздействиям, как и законы природы. (3)

 

Эффективность необходимых изменений в области военного строительства зависит оттого, в какой степени они опираются на законы военной науки и духовные законы вооруженной борьбы и войны. Только это позволит нам правильно определить качественные параметры военной организации России, понять на каких духовно-нравственных традициях её создавать. Наиболее общим и важным законом войны, является закон зависимости её хода и исхода от соотношения духовно-нравственных и морально-психологических сил противоборствующих сторон. Отечественные классики от глубоко верующего А.В. Суворова и до непримиримого атеиста В.И. Ленина считали, что победа в конечном итоге определяется состоянием духа человека.

 

Что же такое человеческий дух, духовность? Определений тысячи, а ответа нет. Это великая тайна. Их сущность не поддается рациональному осмыслению.

 

Эмиль Франкл (1905–1997), известный австрийский психотерапевт и философ писал: «то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… ».(4) И. А. Ильин утверждал, что «духовность не совпадает с сознанием, она не исчерпывается мыслью, она глубже, могущественнее, богаче, священнее».(5)

 

Лауреат Сталинской премии за 1946 год, выдающийся хирург, доктор медицинских наук, профессор, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий говорил, что дух есть «сумма нашей души и части её, находящейся вне границ нашего сознания». (6)

 

Видимо, каждый из нас может дать своё определение понятий «дух» и «духовность». Отличий, будет много, в зависимости от нашей веры или безверия, политической принадлежности и т.д., но будет и много общего. Ещё в Ветхом Завете, были сформулированы наиболее общие и основные духовно-нравственные постулаты современного человечества: «Почитай отца своего и матерь свою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земли», «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради», «не произноси на другого ложного свидетельства», «не желай ничего чужого, вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему»(7) и др., [Закон Божий], 1987. Затем всё вращалось вокруг этих заповедей. Их опровергали, дополняли, толковали, но обойти их не удавалось никому.

 

В России не один век духовные установки определялись Евангельской истиной: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мат.16:26). Сегодня это звучит как вызов наиболее успешной части нашего общества. Могут возразить, что слова Евангелия относятся лишь к верующим. Вот мнение великих ученых: Роберт Бойль (1627-1691): «В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца»(8). Великий Исаак Ньютон (1643-1727), полагал, что: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история»(9). Майкл Фарадей (1791-1867): «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудесную книгу – Откровение?»(10).

 

Александр Черкасов, генерал-майор, профессор

 

Продолжение следует

 

1 Сборник материалов 18 Международных Рождественских чтений под редакцией В.И. Лутовинова. М.: Русская Православная Церковь. 2011. С. 28.
2 А.В.Суворов. Письма. М., 1986. С. 319.
3 Журнал «Экономические Стратегии». № 12. М.: ИНЭС. 2010. С.8.
4 Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – С. 134.
5 Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.: Русская книга. 1993. – Т. 1. – С. 67.
6 Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Свято -Тихоновский Богословский Институт, 1997.
7 Закон Божий для семьи и школы. ЗРПЦ. 1987. С. 187-190.
8 А. Петров. Газета «Российский писатель». №№ 16-17, август 2007 г.
9 Там же.
10 Там же.

 

Метки к статье: Черкасов
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Россия – это несокрушимый дух! Часть1"
Переправа

22 мая 2012 17:04

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: --
  • Регистрация: --
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Генерал-майор А.В.Черкасов - специально для Переправы.
Имя:*
E-Mail:*