Врубель Михаил Александрович. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885
Народ Божий это вся Церковь Христова, все, кто ищет стяжания благодати Духа Святаго, все, в ком присутствует хотя бы малая толика этой благодати. В широком же смысле народ Божий есть нечто большее, и здесь мы вправе поставить на обсуждение вопрос о наличии нескольких уровней или кругов, образующих эту широкую общность.
Первый круг или ядро народа Божия составляют собственно православные, глубоко воцерковленные люди - священники и миряне. Они находятся в состоянии единомыслия, единодушия, устройства жизни по церковному обряду и восхождения к Богу. Эти люди активны: создают православные воскресные школы, детские сады, летние лагеря, гимназии, артели, производственные предприятия, творческие коллективы и т.п., в которых вся организация жизни всецело ориентирована на Творца. Без этого плотного ядра народ Божий не может состояться как историческое общественное явление. Но и это далеко не все: православные общины образуют ось или, если угодно, скелет тела Христова, они - стволовые клетки, дающие жизнь всему организму и помогающие рождению новых здоровых клеток. Сохранение и пополнение этого изначального круга, этого ядра требует нашей первейшей и сугубой заботы. Без него не будет точки опоры для дальнейшего движения вперед. С этого «кристаллика» начинается весь процесс кристаллизации языческого общества. Это и есть та «малая закваска», с помощью которой, согласно Евангелию, сможет подняться все народное «тесто», пораженное своеверием, всеверием и всесмешением. Если мы в корне не ошибаемся в оценке нынешней ситуации в России и готовности нашего общества к принятию правды Христовой, то этот «кристаллик», будучи помещен в солевой социальный раствор, должен стремительно начать возрастать и прирастать.
Второй круг – условно назовем его кругом оглашенных. Это люди, сознающие обреченность и пагубу безбожного бытия, склоняющиеся к принятию правды Христовой, тяготеющие к духовному теплу Церкви, но все-таки пока не обладающие глубокой и осознанной верой. Как правило, они не входят в состав действующих православных общин, но часто не потому, что категорически не хотят или не готовы, а в силу, прежде всего, пока еще слабого распространения и незрелости, как таковой, самой этой формы церковной приходской жизни. По мере распространения наших общин оглашенные, как ближайший резерв, начнут притягиваться к «плотному» ядру народа Божия, входить в разум Истины и пополнять собой ряды воинства Христова. Всем нам следует помнить: оглашенные в нашей Церкви образуют безусловное и подавляющее большинство – один этот факт обязывает нас уделять им первостепенное внимание.
Третий, еще более широкий круг охватывает всех вообще крещеных, не охваченных первыми кругами. Многие из таковых имеют, увы, весьма отдаленное и смутное представление о вере и Церкви. В силу многих обстоятельств, и нередко из-за равнодушия к ним самих церковных людей, они остаются на значительном удалении от церковной ограды и живут по стихиям мира сего. Как и второй, этот, третий круг народа Божия представляет собой важнейшую сферу нашей миссионерской и просветительской работы.
Четвертый круг – это все вообще добропорядочные и честные люди. В том числе и некрещеные, а порой и исповедующие неправославные вероучения. Все, кто интуитивно или осознанно предпочитает жить, следуя законам совести и здравого смысла, а, значит, все-таки с интуитивной ориентацией на Творца и заповеди Его, что в перспективе создает добрую почву для искреннего, сердечного принятия Христа. Эта часть народа Божия наименее защищена от «радиации» неистового и апостасийного мира. Ее пробуждение и самоопределение стоит в прямой зависимости от того, как скоро будет протекать, с одной стороны, дальнейшее обвальное разрушение «старых» ценностей и институтов, а с другой – формирование новых ценностных маяков-ориентиров, становление народа Божия.
Александр Нотин
Метки к статье:
Автор материала:
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.