переправа



Селигер-2009: дежавю (заметки православного журналиста)



Опубликовано: 12-08-2009, 13:04
Поделится материалом

Общество


Селигер-2009: дежавю (заметки православного журналиста)

 

В период с 9 по 12 июля 2009 года, по приглашению Государственного Комитета по делам молодежи, президент Переправы А.И. Нотин посетил Всероссийский молодежный форум «Селигер 2009».

 

В течении четырех дней был проведен цикл лекций, бесед и семинаров в рамках просветительского курса «СОС » (Самосознание – осознанность – самостояние), а также состоялись неформальные встречи и дискуссии с представителями молодежных организации из Нижегородской области и других регионов России. В частности была достигнута договоренность создания на базе отделения Переправы в Нижнем Новгороде центра Молодежных инициатив и развития на его базе просветительских, издательских и бизнес-проектов в рамках концепции духовно-нравственного возрождения России. Читайте статью А.И.Нотина "Селигер-2009: дежавю (заметки православного журналиста)"

СЕЛИГЕР-2009: ДЕЖАВЮ (заметки православного журналиста)

Последний перегон от Осташкова до Ниловой пустыни. Рывок перед финишем. Позади четыреста километров, отделяющих шумную Москву от одного из красивейших озер России – Селигера. Еще один поворот … и сердце невольно замирает: над кромкой соснового бора торжественно и недвижно парят два белых воздушных шара. (Не для красоты парят, а чтобы обозначить место здешней вертолетной площадки). Еще пару сотен метров, и вот знакомый шлагбаум перед въездом в лагерь - третий КПП, опекаемый постовым милиционером и плотным охранником в черном. Дальше, выше по склону - полотняные белые шатры и немалых размеров сцена, закрывающая опушку леса, там, если приглядеться, среди деревьев виднеются уже первые палатки и сизоватый дымок костров.

 

Слава Богу, добрались!  


Я не был здесь два года. Не скажу, чтобы сильно скучал, но все же было приятно узнать от своих спутников - двух бывших комиссаров «Наших» Сергея и Макса (у обоих за плечами по «четыре» Селигера), что пропущенный мною форум 2008 года выдался «тусклым и вялым».

 

Пристрастный личный досмотр на входе. Бейджик гостя (ясно же написано - «Гость форума»!) не спасает. Более того, мне объясняют, что ежели, значит, гость, паче чаяния, пожелает выйти за периметр, обратно впущен не будет – только в сопровождении ответственного за него функционера-организатора. Это такие юные начальники высшего и среднего звена, у которых почти неограниченная власть и свобода передвижения; кстати, бейджики у них не красного, как у меня, грешного, а достойного зеленого цвета. 

 

Я шел за Катей, моим сопровождающим и ангелом-хранителем на ближайшие четыре дня, и старался сформулировать первые, самые острые и верные ощущения, главные отличия нынешнего Селигера от того, прежнего, двухлетней давности. Есть! Вот оно! По краям сцены, перед которой проходят утренние и вечерние построения-линейки селигерского легиона, вывешены два одинаковых по размеру портрета Медведева и Путина, а не один путинский. Под каждым портретом - цитаты, подтверждающие неусыпность заботы двуединой власти о человеке вообще и талантливой молодежи, в частности. Дальше в лес, в самом десятитысячном палаточном городке фотографий и высказываний Д.А. Медведева гораздо больше, чем премьерских, и, если из всего обилия этих агиток выбрать главную, лейтмотивную, «окончательную», то, бесспорно, это разящий призыв президента: «Учись или до свиданья!»  


Еще отличие: Селигер утратил (и, похоже, навсегда) эксклюзивный «нашинский» политокрас, а с ним «нашинскую» преторианскую выправку – те родимые пятна старого форума, которые вызывали у всех, кроме его творца и бессменного опекуна г-на Суркова, острое чувство изжоги. В Год молодежи «наших» на Селигере почти не заметно - не то, чтобы их совсем не было - наоборот, по визуальным прикидкам моих спутников-ветеранов, их не менее четверти от общей численности лагеря (то есть около двух тысяч человек). Просто «наших» не видно: ни тебе эпатажных лозунгов и громких, на злобу дня антилимоновских (антикасьяновских, антикаспаровских и т.д.) «кричалок», ни полувоенной дисциплины, ни характерных ярко красных футболок. Даже обязательные когда-то трехкилометровые предрассветные пробежки для всех без исключения селигерцев мужеского пола сегодня стали факультативными, а потому сразу потеряли популярность. Одним словом, «Наши» (и их суровый дух) растворились, рассеялись в сутолоке новой селигерской жизни, нового «тренда», который идеологам Администрации Президента представляется, очевидно, более актуальным и стратегически выигрышным. Причин такого крутого поворота дел несколько. 

 

За последние два года заметно ослабла «оранжевая» угроза. «Вертикаль» власти успешно отстроилась и даже успела раздвоиться, оппозиция подавлена или приручена, Ходорковский сидит, а гг. Каспаров и К° никого уже не впечатляют (разве что президента США Хусейна Б. Абаму, да и то скорее шахматными, нежели политическими, победами). В лучшие-то времена «Наши» могли единовременно отмобилизовать до семидесяти тысяч «штыков», готовых (слава Богу, проверять не пришлось!) по первому зову выйти на улицу и грудью встретить «оранжевую» заразу. Но в те благословенные годы и финансирование было иным – обильным и наличным, и энтузиазм не в пример выше. Не то, что ныне. В последний период денежная река обмелела, движение какое-то время еще катилось по инерции на тонких струйках мелких купюр и голом энтузиазме одиночек, но в итоге совсем зачахло. Некоторое оживление приунывшим «нашим» сулит нынешний Год молодежи: деньги вроде бы опять потекли…. Но вот долго ли продлится этот «ренессанс»? Нужны ли недешевые «наши» сегодняшнему финансово изрядно поиздержавшемуся Кремлю?  


Далее. Политически невнятный характер Селигера-2009 выражает стремление федерального центра сохранить отработанный (и чего скрывать, удачный) формат общероссийского Селигерского сбора, но уже с новым наполнением. Характерно, что набор участников нынешнего форума впервые в его истории велся не только по критериям политической лояльности, но и «широким неводом» - через Интернет. В этом явно просматривается высочайшее повеление наладить диалог не просто с узкой группой «наемников», а с возможно более широкой, хотя и разноликой по интересам и взглядам, молодежной средой. Отпустить, так сказать вожжи, умерить «председательскую железу», приглядеться, подумать, поэкспериментировать. Похоже, нынешний Селигер смоделирован именно как полигон для отработки механизмов такого диалога, определения «точек сопряжения» молодежных верхов и низов, поиска универсальных целевых стимулов (музыка, знания, карьера, патриотизм… что еще?), укрепления вертикальных (Росмолодежь – регионы) и горизонтальных, межрегиональных связей. 

 

Хотя в стандартной помпезности Селигера без труда угадываются привычные черты «потемкинской деревни» (Россия и мир, хоть ты тресни, должны видеть красоту, организованность и силу нашей молодежи на фоне нашей замечательной природы!), значение этого действа для всех, кто сколько-нибудь озабочен будущим страны, переоценить невозможно. Это как ВДНХ: кому-то застит глаза, а кому-то их открывает. Кто-то в Селигере видит только смотр жизнерадостной российской молодежи, и ставит очередную галочку для отчета. Кто-то и сквозь завесу парадности («мы бодры, веселы…») силится разглядеть, почувствовать, уловить подлинные настроения нашей молодежи: ее страхи и искания, сомнения и жажду деятельности, уязвимость и вызов. Сам по себе Селигер с его идейной схоластикой, организованной «движухой» и тотальной «правильностью» объективной картины этих настроений не дает - не в этом его цель. Цель - все-таки спектакль. Получить искомое истинное можно только через прямое общение с ребятами – лучше по душам и у костра. 

 

Правильно говорят: не хочешь заниматься молодежью - она займется тобой. Не важно, кому уделяется мало внимания: в узком ли смысле собственным детям, или в широком – подрастающему поколению в целом. Ясно одно: оставленная на произвол судьбы юная поросль рано или поздно, повзрослев и заматерев в уличных боях на выживание, встретит своих старших обидчиков в тех же подворотнях или ювенальных судах.  

 

Вопрос в том, как заниматься с ребятами – на уровне кожи или на уровне души?

 

Селигер это на уровне кожи. Духовного здесь почти ничего нет. Акцент сделан на формальное знание, формальную культуру, формальный порядок. Но в этом, надо признать, организаторы преуспели. 

 

Жизнь многотысячного палаточного городка с его неисчислимыми заботами – уборка, отходы, инженерное обеспечение всех видов, охрана, расписание и проч. и проч. – все устроено идеально. Браво! Гудят незаметные глазу дизельные генераторы, электрический ток исправно поступает в сотни розеточных блоков, аккуратно привязанных к приземистым селигерским соснам - под их кронами часами просиживают «чижики», уткнувшись в свои ноутбуки. Это новое, этого не было в прежние годы. Как не было и плазменных широкоформатных экранов, заботливо подвешенных на недосягаемой для шаловливых детских рук высоту, и укрытых от непогоды пластиковыми козырьками. Из огромного брезентового амбара, привлекшего мой взор в первый день, распределяются штатные продукты (основное меню - овощной суп, макароны по-флотски, чай и какао, остальное на усмотрение и кошелек самих ребят), одеяла, спальники, стулья и вообще всякая всячина. Очередей не видел. Все происходит деловито и сноровисто, по какому-то тайному, мне, во всяком случае, не ведомому порядку. По всем тропам и главной магистральной, длиною в добрый километр, дощатой дороге лагеря дюжие парни, пыхтя от натуги, на руках перетаскивают синие пластиковые емкости с водой. Их товарищи, группами по три-пять человек, перекатывают для последующей распиловки и рубки на дрова массивные бревна. Тут и там визжат бензопилы и стучат топоры. Кто-то самозабвенно прыгает на батуте, кто-то «режется» в пляжный волейбол или «качается» на силовых тренажерах, расставленных прямо на песке. Пляж тоже не пустует: лодки и байдарки, каноэ и катамараны, многоместные «бананы» и яхты под присмотром строгих инструкторов и только при наличии спасательных жилетов выдаются группам нетерпеливых селигерцев и тут же с визгом употребляются по назначению. Купаться можно, но только в пределах ограниченной буйками зоны безопасности, и только по утрам (до девяти) и вечерам (после двадцати). Исключений не делается даже, увы, гостям, которые, как мне показалось, вообще негласно отнесены селигерским тайным вече к касте лишенцев – туда нельзя, сюда нельзя! Спасибо, хоть по утрам на зарядку не будят!  

 

О чистоте. Чистота у нас в стране встречается только в двух местах: в квартирах и на дачных участках. А тут целый молодежный город … и безупречно чист! Ни бумажки тебе, ни фантика! Ни разу не видел, чтобы кто-то специально убирал территорию. (Пардон, видел, но нечто другое – дежурную санобработку биотуалетов). Похоже, порядок здесь не достигается героическими усилиями, а просто поддерживается. Негласно и коллективно. А это уже культура, это, если хотите, уже традиция. Быть может, пару-тройку лет тому назад она, эта традиция, прижилась в здешнем сосновом раю, покорила души юных проказников, и установила ту сознательную гармонию и радость целомудрия, которой так недостает современной России. Хороший урок для ребят! Низкий поклон организаторам этого дива!

 

Типичный пример: в один из дней нашего пребывания на Селигере глава Росмолодежи и, соответственно, всего форума Василий Якименко, чья походная резиденция расположилась по соседству с нашим гостевым биваком, проходя по тропе к пляжу и любуясь рассветом, заметил брошенную кем-то пустую банку из-под пива. Вообще-то произошли сразу три ужасные, никогда прежде на Селигере не виданные вещи: Василия не узнали какие-то юнцы из «новеньких» (вот она, оборотная сторона демократии и политической неразборчивости!); далее, пустая банка вызывающе осквернила девственную чистоту природы; И. Наконец,, она была – о ужас! - из-под пива, в то время как на Селигере установлен строжайший сухой закон, и нарушителей карали нещадно. 

 

Тем же днем, на вечернем построении возмущенный и уязвленный Василий в сердцах бросил в многотысячную толпу: 

 

- «Кто из вас утром оставил пустую банку на берегу?» 

 

- «Я, я, я …», - многоголосым и шутливым эхом откликнулось море голов.

 

- «Чтоб у тебя, негодяй, руки отсохли!» – рубанул сгоряча Вася, и тут же осекся. Шум начал стихать. Повеяло холодом. В воздухе повисла секундная пауза. Надо отдать должное командирской смекалке вождя «Наших» и всей российской молодежи. Не позволяя толпе осмыслить происшедшее, он быстро заглянул в какие-то свои шпаргалки и поставленным голосом выпалил следующую сентенцию: 

 

- Кто из вас, охламонов, прибил гвоздем к дереву объявление около «тропы альпиниста» (это такой участок леса, отведенный под альпинистские тренировки, - один из самых посещаемых в лагере)?  

 

На этот раз «аудитория» предпочла благоразумно промолчать.

 

 - Себе в голову лучше бы вбил!, - выпалил Василий, и толпа облегченно и одобрительно заревела, засвистела, загоготала. Инцидент был исчерпан. Сотнями децибел из могучих колонок грохнула рок-музыка. Головы в такт ей задвигались, над некоторыми взмыли девушки-наездницы. Пошла импровизированная дискотека. Селигерские будни вернулись в свое привычное русло – искрящее, радостное, бездумное. 

 

А что же наука? Судя по общей тональности лозунгов, а также доверительному признанию двух высоколобых интеллектуалов из соседней гостевой палатки (один из Общественной палаты, а другой, по его словам, из команды «самого Глеба Павловского»), ей, науке, в селигерском проекте отведено самое, что ни на есть, почетное место. «Знаете Александр, - понизив голос, сообщил мне один из моих новых конфидантов, - Глеб от «Наших» устал, поэтому Селигер больше не «заточен» на политику, он стал более научно ориентированным».

 

Не знаю уж, что в Кремле понимают под научной ориентированностью, только настоящей наукой на форуме, конечно, и не пахнет. Скорее, речь идет о популяризации науки, пробуждении у молодых интереса к знаниям, углублении их представлений о различных сферах жизни, одним словом, научно-просветительской деятельности в широком смысле слова. 

 

Каждая из пяти смен на нынешнем Селигере*1 посвящена двум конкретным направлениям. Я застал вторую по счету смену, на которую собрались юные приверженцы информационной и предпринимательской деятельности. К сожалению, мне не довелось увидеть, как и кем в этом году будет представлено православное направление – оно войдет в тематику следующей смены. Но и то, что довелось посмотреть, показательно. 


Учебы, тренинги и лекции действительно заполняют весь световой день Селигера. Праздности нет и в помине, вернее, для нее здесь почти не остается времени и места. Весь безбрежный, изрезанный ложбинками и прогалинками, утыканный разноцветными палатками, тентами и кострищами с котелками, перетянутый крепежными веревками, задымленный неугасающими кострами лагерь буквально, как грибами, усеян кучками вольно сидящих и стоящих ребят обоего пола, с тетрадками и книжками, внимающих докладчикам и что-то живо обсуждающих. Всюду чертится, рисуется, слушается. По лесному радио постоянно звучат объявления о проходящих и предстоящих лекциях заезжих гостей: бизнесменов и политиков, философов и писателей, ученых и преподавателей вузов: «В восемнадцать ноль-ноль в павильоне Ломоносова состоится семинар на тему: «Дизайн проектов». Приглашаются все желающие и свободные от других занятий». И струйки «чижиков» начинаю стекаться к одному из десяти больших шатров, названных именами великих русских людей; каждый установлен прямо на траве, оборудован усилителем и, если повезет, стулом для лектора; слушатели без излишних церемоний рассаживаются или укладываются прямо на траве - благо дни стоят жаркие. 

 

Насколько я успел понять, стержневая идея Селигера-09 – вложить в юные головы как можно больше профессиональных знаний и начальных навыков в избранной ими (сообразно направлению) сфере деятельности. О дифференцированном подходе здесь, по понятным причинам, никто и не мечтал, но гигабайты информации в молодые головы действительно удалось вложить, и, будем надеяться, не безрезультатно.

 

Молодежные бизнес-проекты на Селигере тоже рассматривались: смена-то – предпринимательская. На разных уровнях прозвучало немало обещаний относительно их грядущего финансирования банками и таинственными частными инвесторами. Один из моих новых знакомых, организатор по имени Илья, по секрету рассказал, что неназванный олигарх «стоимостью полтора миллиарда долларов» - в этом месте Илья даже зажмурился от восторга – отобрал для себя два десятка проектов и обещал после Селигера пригласить их авторов к себе в Москву «на пятьдесят седьмой этаж своего небоскреба!». (Подозреваю, что речь шла о хозяине MIRAX Групп г-не Полонском, но я не стал расстраивать моего юного визави: по некоторым признакам, корпорация переживает не лучшие времена, и едва ли способна тратить деньги на непрофильные проекты). 

 

О глобальном кризисе, поразившем однобокую и хилую российскую экономику в самое сердце, на Селигере, по моим наблюдениям, никто и не вспоминал - словно его, кризиса, нет и в помине, и нас не ожидает очередная осенняя «встряска». Психологически понять можно: июльская благодать, россыпи инвестиционных ожиданий, полет души – причем здесь какой-то кризис! А, может быть, имело бы смысл обсудить с молодежью истоки этого суда Божьего (так переводится с греческого слово кризис), изучить его корни, в том числе и нравственные, поискать пути выхода?

 

Недочетов в работе «своих» двух направлений я заметил три. Все серьезные.

 

Прежде всего – полное отсутствие на форуме темы производительного труда. Изучается все: психология продаж и управление сознанием, информатика, основы финансового анализа, маркетинг, франчайзинг, брендинг, рибрендинг, бизнес-планирование… и еще тысячи вещей. Но ощущение такое, что молодежь намеренно знакомят только с вторичными, сервисными технологиями, учат обращению с уже готовыми товарами и услугами. А вот откуда берутся эти товары, кто их изготавливает, выращивает, придумывает, – об этом ни слова. На деревьях они, что ли, растут? 

 

Возможно, руководство Росмолодежи видит миссию национальной элиты в управлении продуктами чужого разума и чужих рук. Но тогда остается открытым вопрос: кто же будет (и будет ли?) восстанавливать и модернизировать наше разрушенное и расшатанное лжеперестройкой хозяйство? Неужели мы и впредь намерены жить за счет импорта, обрекая самих себя и наших детей на унизительную зависимость от «трубы», конъюнктуры мировых рынков, стоимости доллара и трудолюбия китайцев?  

 

Вторая проблема – усиливающейся напор на молодежное сознание «субкультуры» постмодерна. Селигерская «движуха» противостоять этому не в силах, хотя бы потому, что никакой реальной альтернативы этой напасти, кроме красоты родной природы, не предлагает. А этого явно не достаточно. Вот и проникает, вот и просачивается ядовитая духовная плесень в святая святых общероссийского слета «на плечах» его юных участников. Идол вседозволенности, развлечений и наслаждений царит и здесь, но не столь вызывающе нагло, как в мегаполисах: на время ему поставлены условные барьеры в виде распорядка, периметра и уже упомянутого «духа чистоты». Да и как, чем ему противостоять, если Селигер для подавляющего большинства его участников длится семь дней, а СМИ и Интернет, словно духовные киллеры, системно обрабатывают умы и души денно и нощно, открыто пропагандируя пороки, алчность и безделье, разрушая самые основы естественных чаяний молодых: новаторство, героику, дерзновение, бескорыстность, искренность, любовь, наконец. Грозно звучит Евангельское предупреждение: искушению должно прийти в мир, но горе тому, через кого оно придет! Задумались бы, несчастные, пока не поздно!  

 

Возможно, это предвзятость, но даже в искрометной селигерской «движухе» мне почудился отпечаток расслабленности и равнодушия – печать века сего. И дело не только в забвении темы труда. Тихо и пустынно в инновационных павильонах форума, куда из любопытства я заглядывал, и не раз. Стоят, пылятся на столах проекты промышленных роботов, лазеров и оригинальных автомоделей, разработанных в Молодежном конструкторском бюро МАМИ. По логике «научной ориентированности» форума здесь бы и бурлить центру селигерской вселенной, центру творчества и новаторства. Увы! Уныл и безлюден ведущий сюда стилизованный Мост инноваций. Молодые парочки, спеша на запись очередного ток-шоу в расположенный неподалеку палаточный телецентр, равнодушно проходят мимо этого моста. Не замечают они даже затейливо сцепленных «змейкой» просмоленных бочек, ведущих к грубо сколоченной имитации нефтяной вышки с надписью «На Запад», и символизирующих, надо полагать, нашу национальную трагедию – позорную зависимость России от экспорта углеводородов. Ничье внимание не задерживает оригинальная выдумка – символическое кладбище русских изобретений, в разные времена уведенных из России. На простых деревянных крестах таблички с фамилиями Сикорского, Горохова, Попова.  

 

Факты – упрямая штука: не влечет к себе научная карьера юные пылкие сердца. И в целом понятно, почему. С одной стороны, на зарплату ученого, учителя, врача, инженера, рабочего и прочих «лузеров» семьи не прокормить. А с другой – так ли уж пылки сердца? Если национальные СМИ - вполне, заметим, послушные Кремлю - идеалом юношества провозглашают образ желудочно удовлетворенного, безмозглого и половозрелого гамадрила из Дома-2, если из отечественного воспитания и образования заботами чиновников из Минобразования напрочь изъят и образ Божий (строгая нравственность), и питание духовное (человечность), вправе ли мы спрашивать с них, молодых, почему в их душах слабеет тяга к созиданию и подвигу? Выразимся еще жестче: если власть вольно или невольно формирует сознание молодого поколения на базе ценностей цыганского табора, не пилит ли она сук, на котором сидит? Ведь обитатели табора не будут строить, развивать и защищать страну. Не будут, потому что не умеют и не хотят. Их призвание – петь, плясать, воровать, гадать и беспорядочно блудить.

 

Проблема третья – космополитизм. Форум был и по-прежнему остается местом не только языческим, но и, не побоюсь этого слова, не вполне русским. Лидерству и профессионализму здесь учат, а вот широко заявленному патриотизму – едва ли. Да и откуда ему, патриотизму, взяться, если учебный процесс пестрит американизмами, песни – все до одной иностранные, а цели и смыслы – заимствованные, мелкие, корыстные и суетные. Селигер, будто странная птица, несущая в себе пятьдесят тысяч русских душ-птенцов, бьется в силках сурковской эклектики и упорного слепого (слепого ли?) подражания Западу. Куда это ведет? Ясно, что не вперед. В силу неумолимых законов конкуренции даже ослабленный кризисом Запад никогда не позволит России возродить былую силу и стать. «Извини, старик, ничего личного…». Плетясь же в хвосте деградирующей цивилизации, мы добровольно обрекаем себя на вечный удел сырьевого придатка, рынка сбыта чужой продукции и поставщика бесценных русских мозгов для нужд чужого развития. Конечно, можно надеяться, что из-под хвоста выпадет чего-нибудь ценное… Только вряд ли.   

 

***

 

Отправляясь на Селигер, представители «Переправы»*2 ставили перед собой скромную задачу: обсудить хотя бы с малой частью его обитателей вопросы, оставленные за скобками официальной программы форума. Какой должна быть стратегия национального выживания и развития, если глобальный кризис в пух и прах разметал все до одной мировые идеологии и все «измы»? Есть ли у России шанс вырваться из исторической западни? Какова миссия русской молодежи, и в чем ее великое преимущество перед сверстниками за рубежом? 

 

Говорили о наболевшем: о страхах и неуверенности молодых людей перед напором агрессивного и безжалостного внешнего мира; о духовном невежестве (незнании себя) и духовной беспризорности; о таинственной тяге русской души к Богу и великих сынах Святой Руси; о «втором принятии» русскими Христа и новой философии жизни по законам любви; о губительности атеизма и назревании ненасильственной революции духа. 

 

Вывод: России нужен рывок в будущее – стремительный, мощный, неподвластный воле ее «заклятых друзей», где бы они ни находились. Этот маневр невозможен в рамках окончательно дискредитировавших и исчерпавших себя парадигм рационально-материалистического сознания. Его сфера - территории духа, неподвластная миру страстей. Отсюда сверхзадача, стоящая перед нашей молодежью: отбросить все сомнения и предрассудки, осваивать эту территорию будущего с помощью великого, дарованного нам свыше ресурса – знаний и опыта величайших авторитетов и учителей Церкви – Святых отцов Православия. Идеи этих духовидцев и подвижников из глубины веков освещают нам путь, призывая к трезвению, покаянию и служению Богу и России.  

 

Встречи и беседы на Селигере еще раз подтвердили: русская молодежь, как воздуха, жаждет духовной пищи, и даже ее кажущаяся приверженность постмодерну – не более, чем оригинальный «прикид». В молодежи жива Русь, чувствуется Русь: и неистощимыми своими недрами, и прикровенной тягой к чистоте и святости, и глубоко сокрытым - даже под напускной бесшабашностью и развязностью - природным целомудрием, и неодолимым духовным иммунитетом перед лицом заумных иностранных словечек, всех этих «маркетингов», «тренингов» и «кастингов», заполонивших все доступные эфиры. Русская молодежь резвится и гуляет среди этой «новизны», легко усваивая и без труда манипулируя чужеродными терминами, но, похоже, не подпуская их близко к сердцу. Общая для них русскость спряталась, затаилась до поры в душевной глубине, но, нет-нет, и она вдруг явит себя - в мимолетной робости и неуверенности жеста, легкой ироничной улыбке, задумчивом взгляде, невысказанном сомнении. 

 

Следовательно, проблема не в них, а в нас. Не враг силен – мы слабы. Мы, старшие, сами пали жертвой вселенского обмана, поверили «измам», не помним родства и Бога. Чего же спрашивать с ребят, выросших в атмосфере воинствующего неоязычества? Нам и исправлять положение. Православное миссионерство располагает сегодня всем необходимым инструментарием для того, чтобы вырвать подрастающее поколение из болота неверия, уберечь его от гибели в скотстве. Мы должны осознать: если Господь попустил (по нашему же неотступному желанию и злой воле) возникновение столь глубокого и трагического разрыва, такой дисгармонии личности и в нас самих, и в наших детях, то Он же, вне всяких сомнений, предопределил пути и средства одоления этой беды. 

 

Нужно показать молодым, что христианская вера нисколько не мешает жизненному успеху. В открытом диалоге с молодежью православные бизнесмены, политики, ученые должны на собственном примере, с применением интеллектуальной и чувственной аргументации доказать, что только соединение с Богом, только победа над своим «ветхим человеком» (с его куцыми страхами, иллюзиями и одиночеством) делают нас свободными, сильными, успешными и бесстрашными – ибо, если с нами Бог, кого убоимся?! 

 

Русская молодежь, в отличие от своих западных сверстников пока еще духовно жива (мысль не моя – ее высказал Мюнхенский митрополит РПЗЦ Марк), еще трепетно восприимчива к спасительному учению Христа. Она несет в себе зерна нового русского сознания, новой философии жизни, альтернативной «лживому и лукавому» миру сему - потому-то так активны у нас сатанисты всех мастей, так вызывающе отвратительны и сильны пороки и социальные недуги. 

 

Идет незримый бой, и поле боя – душа человеческая. «Селигеры» в их нынешнем формате здесь ни при чем. Они в стороне от передовой. Пикники на обочине. Балы фей на лесной опушке. Пройдут семь дней праздника, и все «чижики» вернуться в свои Питеры и Таганроги, Вологды и Магаданы. Вернутся, чтобы лицом к лицу встретить реальную, а не придуманную жизнь, окружающую и теснящую «Селигер» со всех сторон.

 

Впрочем, дело даже не в идеях. Нашей молодежи предстоит строить новую Россию - Россию правды и любви. Для этого не нужно выдумывать какую-то абстрактную национальную идею, тем паче, бездарно прикрывать величие и сложность этой задачи играми в тщедушный рациональный прогресс. Суть новой философии – в сочетании новейших достижений технологической цивилизации с высочайшими проявлениями человеческого духа, который есть любовь, и только любовь, и ничего, кроме любви. 

 

Новая Россия будет созидаться на принципах разумной достаточности, умеренности, целомудрия и любви ко всему сущему.

 

На единении с природой, а не насилии над ней – ибо в ослеплении и алчности истязаем и губим сами себя. 

 

На отказе от гнилой основы мировой экономики – ссудного процента в его злейшей и уродливой ростовщической версии. 

 

На подчинении науки, культуры и политики императивам здорового духа.

 

На возрождении традиций великого русского образования и воспитания, главным в которых испокон века было формирование Человека, а не бездушного робота с компьютером в квадратной башке. 

 

На всем том, что откроет нам Бог по мере восстановления безрассудно утраченной нами связи (религии) с Ним. Так и только так новый русский верующий человек сможет приостановить энтропию зла, грозящую погубить мир.

 

Кто-то возразит: мол «Переправа» была чужой на селигерском «празднике жизни», говорила тихо, и достигала ушей микроскопически малой части 10-тысячного селигерского населения. Не в этом дело! Свою задачу она выполнила. В духовном измерении свои законы и соотношения. Свет побеждает тьму, и тьме не дано одолеть его. Пусть наши слова не всеми были услышаны и поняты (мы не идеалисты – в России слишком слаба традиция семейного духовного воспитания и, напротив, сильна языческая среда!), но кто-то услышал, и кто-то понял. Ибо всем правит Бог, и Ему решать, в каком чутком русском сердце надлежит взойти животворящим семенам истины во Христе

 

Россия жива! У нас еще есть порох в пороховницах, нам еще хватает молодой удали, задора, талантов и веры в будущее! Мы еще на плаву, и тот, кто, быть может, в отчаянии махнул на все рукой, или другой, втайне потирающий руки, - пусть знают, что корни наши целы, и они в свой срок, чудесным образом дадут могучие ростки. Питаясь неизбывной и непостижимой для заносчивого западного ума энергией русского духа, сформированного тысячелетней христианской верой, ростки эти сокрушат любые заговоры и планы, возвратят униженную и поруганную страну в лоно созидательного покаяния – гаранта будущего спокойствия, достоинства и процветания.

 

1 Всего на Селигере-2009 пройдет пять смен, каждая по семь дней, плюс два дня на «пересмену» - отъезд старых и заезд новых селигерцев со всех уголков страны, установка палаток, отладка быта и проч. Не меняется только базовая инфраструктура и команда управленцев-организаторов.

 

2 Православное духовно-светское просветительское движение, ставящее своей целью духовное возрождение русской молодежи на базе святоотеческого опыта и идей (см. www.pereprava. org). 

 

Александр Нотин

 

Источник изображения: www.liveinternet.ru 

 

 

Метки к статье: Переправа, Нотин
Автор материала: пользователь pereprava12

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "Селигер-2009: дежавю (заметки православного журналиста)"
pereprava12

30 апреля 2012 15:17

Информация к комментарию
  • Группа: Главные редакторы
  • ICQ: --
  • Регистрация: 29.04.2011
  • Публикаций: 746
  • Комментариев: 113
#1 07.09.2009 22:00
Спасибо за интересную информацию о Селигере 2009
Имя:*
E-Mail:*