переправа



О служении. Из бесед с отцом Лукой



Опубликовано: 15-03-2013, 08:32
Поделится материалом

Параклит


О служении. Из бесед с отцом Лукой

 

- Протестантская логика «пашковцев» (19 век): я вижу грехи свои, начертанные на кресте с распятым Христом. Он искупил и очистил всех, и, следовательно, эти грехи уже не могут быть одновременно и там, на кресте, и на мне. Я уже спасен верою своей, независимо от образа жизни, покаяния, смирения.

 

Отсюда два пути, два понимания спасения: важно не только то, что Бог сделал или Промыслом Своим делает через нас, но то, что мы отдаем от себя, отрывая (например, исполнением заповедей) кусочек за кусочком от своей жизни. Последний путь ведет к реальному изменению жизни и посмертной участи человека.

 

То, что мы считаем «своим» - это тот краеугольный камень, о который мы либо спотыкаемся, либо которым делаемся еще на шажочек ближе к Богу. (бизнес) Или бывает, что благотворят не своим, а казенным (откатили – распилили – часть храму). Страна РОЗ (распил, откат, занос).

 

- Совсем нельзя веру отделить от дел и от социума – ведь мы часть этого социума. Любой наш шаг к Богу делается через социум: сначала я, потом семья, потом, возможно, и более широкий круг.

 

- Очень непросто увлекаться общественными делами и при этом не поддаться тщеславию или не потерять молитвенного настроения.

 

- Раньше в веру приходили люди крестьянской культуры (навыков) – вот и везли монахи с собой на Валаам по два мешка земли, для них это было естественно. Сейчас к вере люди приходят через размышления, то есть сознательно, у них уже есть одно, а то и два образования. Старцев найти трудно, а вот книг духовных много и доступ к ним свободный. Следовательно, путь наш – через познание, усвоение духовных истин, самоопределение в них, а не через людей, особо одаренных в духовном смысле. Нам ограничен особый круг, где мы Промыслом Божиим находимся, в котором трудимся Ему, возрастаем, духовно взрослеем и мужаем, исправляем ошибки, падаем и поднимаемся. Мы должны понимать: я нахожусь в этой точке приближения к Богу, Он меня сюда установил и этот вектор для меня определил. Нам дана возможность руководствоваться соборных духовным наследием Церкви. (И отговорки – не знаю, не понял и т.д. – в сторону!)

 

В нашем народе Божием (Церкви) огромное количество людей крещеных, но не вполне просвещенных. Их надо позвать! Вот задача! Вот служение во имя народа Божия! – отдаем Богу то, что от него получили: эмоции, интеллект, дух, материальные богатства, таланты. Отдаем – а не зарываем. «Ибо всякое даяние благо….».

 

Дела могут быть младенческие с точки зрения мира (любовь, сострадание), но они вполне большие, если в них присутствует Бог. Можно отдать мало, но это «мало» может оказаться у человека дающего почти всем, что у него есть. Легко ли?

 

Любое дело, приводящее к Богу, является молитвой.

 

Наибольшее научение мы находим, как ни странно, друг от друга, и восходим по ступеням, взявшись за руки.

 

Старушки сохранили веру (поклон им!), нам же дана возможность созидать. Надо накапливать проповедь, и, следовательно, интеллектуальный потенциал. Надо стучаться в очерствелые сердца и окаменелые души ДБ. Церковь должна созидаться взрослыми и здоровыми людьми, ощущающими свое призвание служить народу Божию, а сейчас в храмах две трети – больные и сумасшедшие. Если же Божий зов (призыв) отвергается – не услышали, не поняли, не вняли, нарушили, - благодать даруется тщетно, и тогда следует Божественное наказание (хотя наказываем всегда сами себя, ввергая в лапы врагам – духам злобы поднебесной). Требуется жертва - жертва тебя самого - ты призван! Сейчас прямого гонения на Церковь нет, следовательно, настало время ее строительства. Нельзя уклоняться от служения – это обман и нарушение Божьей воли. Где здоровые и умные люди? Именно мы призваны, нам Господь дал дары здоровья и ума (и много чего еще!), и с нас Он спросит этой жертвы.

 

Пример Ростова: офицеры не могли войти в один приход, одну общину с домохозяйками (неудобно), вот и построили свою церковь. Надо наполнить собою Донской монастырь – ему сейчас не хватает волевого импульса.

 

Где твоя жертвенность реализуется? Что потом я скажу Богу? 

 

Нужна буферная зона (!), где можно приобщиться к церковной культуре, куда пускают девушек в джинсах и без платков (объясняя стыд непокрытой головы, но без обиды). Семечко, пока оно полумертвое, сухое, оно крепкое. Его можно давить, швырять. А если оно проросло, и пальцем можно уничтожить. Так и прорыв в духовный мир: если ты «прорастаешь» в него без Бога – через буддизм, индуизм и иже с ними без числа, - это происходит без Бога, а значит ты попадаешь в сети к демонам. Выпал птенец из гнезда, его и съели.

 

Часто бывает так: прожил человек всю жизнь, а у него сознание, как у младенца, он не «пробил скорлупу», остался «сухим семечком», не смог родиться в нового человека.

 

Сейчас ставка не на церковные авторитеты (духовников), а на знание Святых отцов.  

 

- Сейчас время особое. Иоанн Лествичник: кто страдает похотью, тому лучше идти в затвор, гордому – полезнее быть среди людей и терпеть, жадному – заставлять себя благотворить. Следовательно, если местом нашего служения определен город, так тому и быть (оно лучшее), а если это место надо будет изменить, Дух Святой не поленится это сделать и нас переместить. «Где мы есть – там и место наше, там и место нашей самой близкой встречи с Богом.

 

Зачем современная технология? Человек может прийти к Богу только из того состояния (эпохи, среды, условий бытия), в котором он есть здесь и сейчас. Мы ведь не жили в то время, когда не было автомобилей или мобильных телефонов? Человек не должен отбрасывать те знания, которые у него были до воцерковления, иначе не миновать оцепенения, смущения, растерянности, травмы. Господь найдет способ отделить угодного Ему человека от тех «цивилизационных» забот и навыков, которые его реально обременяют. Но только если это действительно нужно. Василий Великий (когда христианство еще только вставало на ноги): не надо отказываться от достижений более зрелой языческой культуры, а надо максимально использовать ее достижения, освящая их новыми божественными смыслами.

 

Техника сама по себе нейтральна в отношении спасения. 

 

- Иногда Бог зовет, но не нас – зачем нам куда-то бежать, повинуясь чужой судьбе?

 

- Когда Дух Божий касается наших страстей, они начинают кровоточить, и начинается изменение: жена накричала – где был? – а ты был в храме; или на работе кто-то из сотрудников у тебя что-то стащил… .  

 

- Страсти и у монахов (все относительно): один (84 года) взял у другого ножичек и не отдает, а ножик старый – выбросить не жалко. Старый жалуется: «Молодой, а что делает!» Чем не страсти? Еще какие! Комично? Совсем не комично по отношению к вечности.

 

- В авто: тебя подрезали, а ты не выругался, а милостиво простил обидчика – это и есть духовная жертва.  

 

- Поле любви. Молитва по соглашению (по заповеди: «там где двое или трое…») - Дух Святой действует свободно на этом расстоянии. Наша земля из космоса – с булавочную головку… .

 

Как узнать, что молитва действует? А) Если начинаешь чувствовать боль другого человека. Б) Когда один больше духовно потрудился (на Афон съездил), то и всем от его трудов чуть больше достается.

 

Это своего рода круговая порука, солидарная ответственность: «мое» (и плохое, и хорошее) распространяется на всех.

 

- Почему обида, нанесенная ближним, чувствуется острее? Колючки издалека не страшны, а вблизи в наши ребрышки впиваются.

 

- Бизнес: человек привез мощи Пантелеймона с Афона (спонсировал), и в день прибытия потерял 125 млн. долларов. Надо оценить значение этой «потери», но не по-земному: Господь, может быть, отвел от него что-то плохое, что эти деньги, останься они при нем, могли привнести в его жизнь, или же избавил его от чрезмерной ноши попечительства, развязав руки от избыточного (страхи и т.д.), или очистил круг личного общения от опасных попутчиков-волков, принявших обличье партнеров.

 

- Церковь это народ Божий.

 

- Надо воспринимать каждый день жизни как экзамен пред Богом. Сколько дней в году?

 

- Молитва это очистка духовного зрения – все ложные цели отваливаются, остается одна, главная цель. Это полировка души.

 

- О демократии. Церковь не знает демократии, она знает и признает соборность + благоговейная, сознательная ответственность за себя и за всех. Дьявол ничего не придумывает (и не может), он крадет у Бога: взял, например, понятие соборности и переделал в демократию – как кого лучше облапошить. Даже царская власть есть отступление от соборности, то есть богоотступничество (у евреев, когда пророки просили царя).

 

- До Второй Мировой войны в СССР было построено 10 тысяч промпредприятий. Чудо! Никто не верил…. А потом война, и выиграли. Сейчас в России не строятся промпредприятия, зато, словно из ничего, воссозданы и построены заново тысячи храмов. Это к чему? Движемся к другой войне – духовно-информационной. 

 

Из бесед с отцом Лукой. Записал А.И.Н.

 

Метки к статье: отец Лука
Автор материала: пользователь Переправа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии к посту: "О служении. Из бесед с отцом Лукой"
Имя:*
E-Mail:*